Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 07:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение доходов населения и проблема их дифференциации на территории России.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы понятия доходов населения, раскрыть их сущность и особенности;
- проанализировать динамику дифференциации доходов населения РФ;
- выявить основные причины неравенства доходов в обществе и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются денежные доходы населения.
Введение 4
1 Теоретико-методологические аспекты исследования распределения доходов и их неравенства в рыночной экономике 6
1.1 Доходы населения: понятие, сущность, состав, классификация 6
1.2 Понятие и факторы дифференциации доходов населения 10
1.3 Методы и способы измерения дифференциации доходов населения 12
1.4 Перераспределение доходов и социальная политика государства 16
2 Анализ дифференциации доходов населения в Российской Федерации 20
2.1 Анализ межотраслевой и внутриотраслевой дифференциации заработной платы 20
2.2 Построение кривой Лоренца 28
2.3 Расчет коэффициента Джини 30
3 Проблемы неравенства доходов в обществе 33
Заключение 36
Список использованных источников и литературы
Кроме того, не все домохозяйства и в неравной степени имеют в своем расположении накопленную собственность.
Факторы, влияющие на дифференциацию доходов, можно условно разделить на две группы: зависящие и не зависящие от личных усилий получателей доходов. Например, врожденные талант и способности могут и не найти применения и не привести к увеличению доходов, в то время как средние способности могут быть развиты в результате образования и сильной трудовой мотивации и привести к приумножению доходов. Или владение собственностью по наследству может привести к утрате доходов от нее, а может и к увеличению. Таким образом, факторы дифференциации по-разному влияют на степень неравномерности распределения доходов. Измерить неравномерность можно на основе методологии Парето - Лоренца – Джини. Еще в начале XX века В. Парето, анализируя данные о распределении доходов, сформулировал «закон Парето». Согласно этому закону между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, то есть распределение доходов устойчиво неравномерно, причем уровень неравномерности – «коэффициент Парето» в разных странах приблизительно одинаковый.[1]
На основе данных о распределении доходов все семьи можно сгруппировать в определенные доходные группы.
1.3 Методы и способы измерения дифференциации доходов
Важнейшим методом исследования дифференциации доходов населения является распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов на основе построения вариационных рядов. Эмпирические данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств ранжируются и группируются в определенных интервалах по величине дохода. Для статистических характеристик здесь используются: среднее значение душевого дохода; модальный доход (чаще всего встречающийся уровень дохода населения); медианный доход (показатель дохода, расположенный в середине ранжированного ряда распределения).[3]
Модальный и медианный доходы - это важные структурные показатели, которые характеризуют отклонение среднедушевого дохода от среднего значения для каждой группы. Как правило, результаты исследований свидетельствуют, что одна половина населения имеет доход ниже среднего, а вторая половина - выше среднего.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и показывает во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рисунок 2), при построении которой по оси абсцисс откладывается доля семей (в % от общего числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доля доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).[13]
Доля дохода, % |
Рисунок 2 Кривая Лоренца
Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. Таким образом, Кривая Лоренца показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей. Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% - половину и т.д., то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т. е линией фактического распределения, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация.
Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца (рисунок 2) указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали.
Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
С помощью кривых Лоренца можно также наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходов через проведение мер налоговой и социальной политики. Так, например, с более высоких доходов при прогрессивном налогообложении взимается более высокий налог, а такие правительственные программы, как социальное страхование, выплата различных пособий, продовольственная помощь, увеличивают доходы относительно бедных слоев населения. При наличии соответствующих данных можно построить кривые Лоренца, отражающие уровни доходов до выплаты налогов, доходов за вычетом налогов и доходов после получения различных выплат и пособий в соответствии с социальными программами (рисунок 3), и, сравнив соответствующие коэффициенты концентрации, сделать выводы о влиянии проводимой налоговой и социальной политики на процесс выравнивания доходов населения.[13]
Доля дохода, % |
Рисунок 3 Распределение населения по доходам с учетом налоговой и социальной политики.
а — уровень доходов до уплаты налогов;
b — уровень доходов после уплаты налогов;
с — уровень доходов после осуществления мер социальной политики.
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю. Коэффициент Джини рассчитывается по формуле:[1]
, (2)
где S – нарастающие проценты денежного дохода;
(Fi-F(i-1)) – доля населения, относящегося к i – му интервалу;
(S(i-1)), Si – доля суммарного дохода, приходящего на начало и конец i – го интервала.
Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножения середины доходного интервала на численность населения в этом интервале.
1.4 Перераспределение доходов и социальная политика государства
Перераспределение доходов — изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе регионов - посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семей - путем распределения общего дохода семьи между ее членами.[1]
Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в основном законе страны социальных гарантий. Социальная политика составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием общества.[4]
Социальная и экономическая политика государства - взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью функционирования реального сектора экономики страны, уровнем ее экономического развития. Вместе с тем социальная политика оказывает огромное обратное воздействие на эффективность развития национального хозяйства и имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической базы страны, но и от самого государства как основного субъекта, ее определяющего и практически реализующего.
Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:
- компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
- элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
- кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.
Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.[9]
Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:
1 ) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов-
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.[1]
Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой - решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).
Для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.
В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.[7]
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.