Проблема неравенства доходов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проблемы неравенства доходов в России
Для достижения поставленной цели мы рассмотрели понятие доходов и их измерение, прежде всего, изложили теорию вопроса. Раскрыли причины и сущность неравенства доходов. Обратили внимание на мировую практику в этом вопросе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Доходы и их измерение
1.1. Определение дохода и его виды
1.2. Распределение доходов
2. Дифференциация доходов
2.1. Дифференциация доходов, ее причины и показатели
2.2. Показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
3. Неравенство населения по уровню дохода в России
3.1. Уровень неравенства в России, его причины и последствия
3.2 "Мировой финансовый кризис"
3.3. Пути решения неравенства доходов населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая конюшева.doc

— 178.50 Кб (Скачать)


Ульяновский государственный  технический университет

Институт авиационных  технологий и управления

Кафедра экономики, управления и информатики

 

 

 

 

 

 

Солдатова А.С.

ПРОБЛЕМЫ НЕРАВЕНСТВА  ДОХОДОВ В РОССИИ

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

Специальность:   08050765 «Менеджмент организации»

Дисциплина: Экономическая теория

Группа:  АМЭ- 55

Руководитель: Конюшева М.Г.

Дата сдачи курсовой работы: «______» _________ 2012  г.

Оценка руководителя: ____ (____________)            ______________________ 


                      

«______» _________ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. Доходы и  их измерение

5

     1.1. Определение дохода и его виды

5

     1.2. Распределение доходов

 

2. Дифференциация  доходов

 

     2.1. Дифференциация доходов, ее причины и показатели

 

     2.2. Показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

 

     3. Неравенство населения по уровню дохода в России

 

     3.1. Уровень неравенства в России, его причины и последствия

 

     3.2 "Мировой финансовый    кризис"

     3.3. Пути решения неравенства доходов населения

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Проблемы неравенства  в России стали за последнее десятилетие  предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Растущий разрыв между выигравшими и проигравшими, богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения.

В массовом сознании сохраняется  представление, что относительно однородное по структуре общество за достаточно короткий период называемый «переходным», превратилось в общество с одним из самых высоких уровней неравенства. У России было слишком мало времени, чтобы приспособиться к столь быстрому росту неравенства доходов. Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время как жизненные стандарты среднего россиянина значительно снизились.

В российских дебатах о неравенстве  трудовых доходов «виноватым», как  правило, оказывается государство, которое отказывает в полноценной  социальной защите, как работающим гражданам, так и различным категориям нуждающихся. Появление нового класса «работающих бедных» россиян объясняется тем, что их зарплата существенно меньше реальной стоимости воспроизводства рабочей силы. Недооценка труда россиян оказывается весьма значительной даже с учетом традиционно низкой производительности труда: по некоторым расчетам, среднестатистический российский работник производит на 1 доллар зарплаты в 3 раза больше товара, чем европеец или американец. При этом, согласно данным Всемирного банка, правительство (через механизм минимального размера оплаты труда) гарантирует трудящимся зарплату, эквивалентную лишь 11% валового национального дохода (в государствах с развитыми стандартами социальной защиты граждан отношение годовой минимальной зарплаты к ВНП на душу населения составляет не менее 30%).. При этом, как утверждается в недавнем докладе Всемирного банка, в России отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы распределения социальной помощи, которые позволили бы поднять уровень дохода самых бедных, а значительная доля выделяемых средств, направляемых через социальные программы, попадает не бедным, а даже богатым россиянам (10% субсидий получают граждане, принадлежащие к 20% самых богатых россиян). Основной причиной называется невозможность адресной социальной помощи в условиях, когда теневая экономика составляет 44% ВВП.

Целью курсовой работы является проблемы неравенства доходов в России

 Для достижения поставленной цели мы рассмотрели понятие доходов и их измерение, прежде всего, изложили теорию вопроса. Раскрыли причины и сущность неравенства доходов. Обратили внимание на мировую практику в этом вопросе.

Раскрытие вышеуказанных  понятий позволило нам выявить  классификацию доходов и распределение  доходов между слоями населения, понять государственную политику в отношении доходов населения и способы поддержки незащищенных слоев населения

Выяснив имеющиеся проблемы в области доходов населения, определили пути решения этих проблем, что делалось и предполагается сделать со стороны государства для сокращения неравенства в доходах населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Доходы и  их измерение.

1.1 Определение дохода и его виды.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения  включают все поступления денег  в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др. Натуральные доходы включают в себя прежде всего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления. [12]

Совокупные доходы представляют собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.

Номинальные доходы характеризуют  уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения  цен.

Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Реальные доходы характеризуют  номинальные доходы с учетом изменения  розничных цен (и тарифов).

Реальные располагаемые  денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода  за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Заработная плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности.

Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

     1.2. Распределение доходов

Функциональное распределение  доходов происходит между владельцами  факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов  переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами). Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).

 

 

2. Дифференциация доходов.

          2.1. Дифференциация доходов, ее причины и показатели.

Различия в уровне доходов на душу населения или  на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). [9]

 


 

 

 

Рис. 1. Кривая Лоренца

Теоретическая возможность  абсолютно равного распределения  дохода представлена биссектрисой, которая  указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий  процент дохода.

Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей. Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% — половину и т.д., то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами — 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходовЕсли бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю. Коэффициент Джини рассчитывается по формуле: 

где S — нарастающие проценты денежного дохода; (Fi – F(i–l))— доля населения, относящегося к  i – му  интервалу; S(i–l) , S i -доля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец i -го интервала.

Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножения середины доходного интервала на численность населения в этом интервале.

Для переходной экономики  России первой половины 90-х гг. был характерен рост показателей дифференциации доходов.

Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы  и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что  миллионы людей оказались за чертой бедности. [4]

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития. [11]

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля над увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Согласно исследованию, недавно проведенному кадровым холдингом "Анкор", 75% компаний намереваются отменить программы корпоративного обучения и развития сотрудников, 33% - ссуды для сотрудников, 17% - расходы  на добровольное медицинское страхование; расходы на оплату питания и мобильной связи сократятся на 50%. Ожидается также рост задолженности по заработной плате.

Такое развитие событий, очевидно, приведет к снижению покупательской способности и реальных доходов  населения, повышению уровня бедности - как общей, так и трудоспособных граждан. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008г. увеличились всего на 2,7% по сравнению с 2007г., а в декабре 2008г. снизились на 11,6% по сравнению с декабрем 2007г.

Информация о работе Проблема неравенства доходов в России