Проблемы неравенства в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:03, доклад

Краткое описание

Целью моей работы являются, рассмотрение проблемы неравенства в обществе.
Задачи:
1. Подробно изучить сущность и причины социального неравенства
2. Рассмотреть виды социального неравенства

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 26.12 Кб (Скачать)

Введение:

История всей социологии как науки, так же как и история  ее  важнейшей

частной дисциплины - социологии неравенства, насчитывает полтора  столетия.

      Во все  века многие ученые задумывались  над  природой  отношений   между

людьми, над тяжелой  участью большинства людей, над  проблемой  угнетенных  и

угнетателей, над справедливостью  или несправедливостью неравенства.

      Еще  древний философ Платон размышлял  над расслоением людей на  богатых

и бедных. Он считал,  что  государство  представляет  из  себя  как бы  два

государства. Одно составляют бедные, другое  -  богатые,  и  все  они  живут

вместе, строя друг другу  всяческие козни.

.  В  таком

обществе людей преследует страх и неуверенность.  Здоровое  общество  должно

быть иным.

Целью моей работы являются, рассмотрение проблемы неравенства  в обществе.

Задачи:

1. Подробно изучить  сущность и причины социального  неравенства

2. Рассмотреть виды  социального неравенства 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В самом общем виде неравенство означает, что

люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к  ограниченным

ресурсам  материального  и  духовного  потребления.  Для  описания   системы

неравенства между группами  людей  в  социологии  широко  применяют  понятие

“социальной стратификации”. Социальная стратификация, по определению Сорокина, — это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие социальной стратификации может быть сведено  к трем основным формам — экономической, политической и профессиональной, которые  тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему  слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве  случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо  различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление  Сорокин впервые назвал статусным  несовпадением. Оно заключается  в том, что человек может занимать высокое положение в одной  стратификации и низкое положение  в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.

Рассматривая профессиональную стратификацию, Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.

В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

  • важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
  • уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Сорокин делает вывод, что  в любом данном обществе более  профессиональная работа заключается  в осуществлении функций организации  и контроля и требует более  высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она  занимает в межпрофессиональной иерархии.

Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:

  • предприниматели;
  • служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);
  • наемные рабочие.

Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:

  • высота;
  • этажность (число рангов в иерархии);
  • профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, таким как деньги, власть и престиж. Сущность экономического неравенства в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения.

Современные виды неравенства

3.1 Бедность как вид неравенства

Сегодня важной характеристикой  общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых: соотношение  душевых денежных доходов самых  богатых и самых бедных россиян  различается в десятки раз, однако здесь не учитываются доходы сверхбогатого  населения.

В социальной структуре  бедных выделяют как традиционные (многодетные  и неполные семьи, пенсионеры, инвалиды, безработные), так и нетрадиционные группы (семьи работников бюджетных  отраслей народного хозяйства, имеющие  двух и более детей, представители  ряда профессий, которые не могут  обеспечить себя необходимыми жизненными средствами за счет профессиональной деятельности, семьи, оказавшиеся в  нужде из-за систематической задержки заработной платы). В основной своей массе - это работающие люди старше 28 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование.

К наиболее типичным факторам, обусловливающим риск оказаться  в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень  квалификации, вытеснение с рынка  труда, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и другие); индивидуальные особенности, связанные  с образом жизни, ценностными  ориентациями (нежелание трудиться, вредные привычки и тому подобное).

В настоящее время  социологические исследования, проводимые различными научными коллективами, аналитическими центрами, дают пеструю картину масштабов  бедности в России. Причем оценки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%. Это объясняется тем, что  разные социологические группы опираются  на различную теоретико-методологическую базу.

3.2 Депривация как вид неравенства

Под депривацией следует  понимать любое состояние, которое  порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной  обездоленности в сравнении с  другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация. Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

Социальная депривация. Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В целом образованный человек стоит «выше» на социальной и экономической шкале, чем необразованный.

Существует еще такое  понятие как организмическая депривация. Она связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека - физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и так далее.

Этическая депривация. Она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущать внутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие негативных латентных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-за несоответствия реальности идеалам и так далее. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Многие религиозные реформаторы (например, Лютер), а также и политические деятели радикально-революционного направления (Маркс), видимо, испытывали ощущение депривации, вызванное этическим конфликтом с обществом - невозможностью вести образ жизни, соответствующий собственной системе ценностей.

Психическая депривация. Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальной депривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состояния утрачивает приверженность ценностям не признающего его общества. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования.

Субъективное ощущение депривации является необходимой предпосылкой возникновения, какого бы то ни было организованного  социального движения. Однако сама по себе депривация составляет лишь необходимое, но вовсе не достаточное условие  этого. Для того чтобы сформировалось движение протеста, состояние депривации должно разделяться многими людьми; существующие в обществе институты должны быть неспособны его разрешить; наконец, должен появиться лидер с привлекательной для масс новой идеей.

3.3 Маргиналы и маргинальность

В настоящее время  под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся  на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому  или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.

Маргинальность - это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания.

Теория маргинальности и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти ХХ века одним из основателей Чикагской социологической школы Р.Э. Парком Парк Р.Э. По ту сторону наших масок: Исследование расовых отношений на Тихоокеанском побережье;

Парк Р. Э. Личность. Культура. Общество. М., 2001.. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы социального декласирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям - революциям или реформам.

С именем Вебера связана  более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые не всегда могли возникнуть из асоциальных отбросов - индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев и других), или асоциальных личностей по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и тому подобных).

Возникновение новых  классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с  организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строительство «параллельных социальных структур» людьми, чья общественная жизнь до последнего момента «перехода» была вполне упорядоченной.

Истоки социального неравенства многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов. Пока еще нет реальной модели общественного устройства, в которой бы можно было реализовать полное равенство. Люди от рождения не равны по своим способностям — это не их вина или заслуга. Талант, одаренность — в значительной мере не личное, а общественное достояние, но вместе с тем он имеет право на большее материальное вознаграждение. Весь вопрос в том, как должны вознаграждаться одни, с их «талантами, предприимчивостью, инициативой», и другие, кого природа, общество и, может быть, судьба обделили такими качествами. Понятие социальной справедливости всегда исторически конкретно. К. Маркс говорил, что интуитивно сознание людей в определении социальной справедливости исходит из реальных возможностей общества. Особенно болезненно оно обостряется, когда неэффективно используются возможности или какая-то группа присваивает больше, чем ей полагается. В данном случае можно вспомнить болезненную реакцию на всякого рода привилегии, которые стали системой в жизни российского общества и прошлого, и настоящего.


Информация о работе Проблемы неравенства в обществе