Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:42, курсовая работа
Целью исследования является анализ проблем информационного общества в PR.
Задачи:
o Определить роль информации в обществе.
o Определить понятие информационного общества.
o Определить проблемы формирования информационного общества.
o Определить причины становления информатизации общества и возмож-ные перспективы её развития.
Введение………………………………………………………………………….4
1.Теоритические основы исследования информационного общества……....5
1.1.Роль информации в обществе………………..……………………………..5
1.2.Понятие информационного общества……..……………………………....9
2. Проблемы и перспективы развития информационного общества………..12
2.1.Проблемы формирования информационного общества………………..12
2.2.Итоги становления информатизации общества и возможные перспективы её развития……………………………………………………………………... .17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Уфимский государственный
нефтяной технический
Кафедра «Политологии, социологии и связей с общественностью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по социологии массовой коммуникации
на тему:
Проблемы информационного общества
Выполнил:
Ст. группы СО - 08- 02 Хамитова А.А.
Проверил:
К.с.н.
Уфа 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоритические основы исследования информационного общества……....5
1.1.Роль информации в обществе………………..……………………………..5
1.2.Понятие информационного общества……..……………………………....9
2. Проблемы и перспективы развития информационного общества………..12
2.1.Проблемы формирования информационного общества………………..12
2.2.Итоги становления информатизации
общества и возможные перспективы её развития…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Актуальность обусловлена. На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями. Проблема информационного общества стала приоритетной и значение ее постоянно нарастает.
Степень разработанности проблемы. Проблема данного исследования обусловлена тем, что информационное общество как инструмент деятельности PR мало исследован. Следствие этого - недостаток методик и скудный арсенал средств, использующихся на практике, как по созданию, так и по нейтрализации.
Объектом исследования является информационное общество.
Предметом исследования является использование информационного общества в PR.
Целью исследования является анализ проблем информационного общества в PR.
Задачи:
На протяжении истории человеческой цивилизации с древнейших времен и до наших дней можно выделить несколько так называемых информационных революций – качественных изменений во всех сферах жизни общества, вызванных внедрением новых средств передачи и хранения информации. Принято выделять четыре информационных революции, которые оказали определяющее влияние на развитие человечества.
Первая революция
Вторая революция была
связана с развитием
Следующий качественный скачок в вопросах передачи и хранения информации был предопределен внедрением новых технологий связи, основанных на электричестве и радиоволнах. Это позволило передавать информацию на огромные расстояния практически мгновенно, а также хранить ее на магнитных и других носителях.
И, наконец, четвертая революция, произошедшая во второй половине XX века, характеризуется успехами в области электроники (в частности, широким применением полупроводниковой техники), сделавшими возможным создание небольших высокопроизводительных электронно-вычислительных машин с программным управлением, повсеместное их внедрение в деятельность человека, а также создание компьютерных сетей. Это повлекло за собой кардинальные преобразования в способах формирования, организации и распространения информации. Также в этот период были достигнуты значительные успехи в развитии телевидения.
Каждая последующая революция была бы невозможной без достижений, сделанных на предыдущих этапах. Но именно четвертая революция имела определяющее значение для выхода на первый план информационной индустрии, связанной с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Фактически эта революция интегрирует эффекты всех предшествующих, ибо создает технологическую основу объединения интеллектуальных способностей всего человечества. Как никакое предшествующее открытие или изобретение в мире информации и коммуникаций, эта информационная революция (иногда употребляется термины «компьютерная революция» или «сетевая революция») оказывает мощное воздействие на все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру и, разумеется, на жизнь и безопасность людей.
Параллельно с развитием техники развивалось и само понятие информации, приобретая новые смыслы и приложения в различных областях. Понятие информации является настолько емким, что не существует единого его толкования. Тем не менее, оно повсеместно используется в физике, информатике, кибернетике, теории кодирования, теории систем, философии и, в целом, является краеугольным понятием современной науки. При этом каждая отрасль научного знания рассматривает информацию исходя из собственного набора признаков.
Следует отметить, что, по-настоящему исследованиями в области информации стали заниматься только в XX веке. Так, например, в 20-х годах XX века предпринимались попытки изучения свойств информации как совокупности фактов, исходя из теории журналистики. Затем К. Шенноном была создана статистическая теории информации. 1 Позднее понятие информации было расширено и дополнено Н. Винером и У. Эшби с точки зрения кибернетики.
Дальнейшие исследования показали, что понятие информации значительно более емкое и, что очень важно, существующее вне восприятия конкретного человека. Таким образом, понятие информации стало рассматриваться и с философской точки зрения. Весь окружающий нас мир, как доступный, так и не доступный человеку, всюду имеет информационную структуру. Возникают различные взгляды на информацию с точки зрения философии. Появляется такое научное направление как философия информации, основные задачи которой были сформулированы как критическое исследование отвлеченной природы и основных принципов информации, а также разработкой и применением информационно-теоретических и вычислительных методологий к философским проблемам.
До конца 60-х годов XX века информация и информационные процессы не рассматривались как нечто самостоятельное. А с точки зрения материалистической философии (долгое время доминировавшей, в частности, в нашей стране) считалось, что совершенствование информационных процессов вызывается, прежде всего, потребностями развития материального производства и преследует цели его обслуживания. Так, например, темпы роста познания, накопления ценной информации являются важным показателем общественного прогресса, но этот показатель не рассматривался как главный и единственный. Говорилось о том, что сама по себе информация не способна увеличить производство материальных и культурных ценностей, и что она приносит пользу только тогда, когда воплощена в технику и технологию, в культурные ценности, в знания и опыт людей, в формы их общения, во всю систему общественных отношений. Ценность информации является действительной, когда она способствует росту вещественно-энергетического и духовного потенциала людей, способствует их всестороннему развитию и совершенствованию. Поэтому место социальной информации зависит, прежде всего, от характера самого общества, от присущей ему системы общественных и прежде всего экономических отношений. Социальная информация характеризует общественное сознание, взятое в его регулятивном аспекте. А это означает, что во всех случаях социальная информация является продуктом и отражением общественного бытия в той же степени, какой таким продуктом и отражением является общественное сознание. Будучи вторичной по отношению к общественному бытию, социальная информация вместе с тем во всевозрастающей степени оказывает на него активное обратное воздействие, что находит свое выражение в ее усиливающейся регулятивной функции. Однако, регулятивная роль социальной информации определяется потребностями материального производства и тем, насколько адекватно она отражает глубочайшую сущность этой объективной основы общества. Таким образом, с вышеизложенной точки зрения, общественное бытие, материальное производство всегда будут определяющим, первичным фактором, а социальная информация - вторичным и определяемым фактором.
Однако, уже в середине XX века развитые капиталистические страны вступают в постиндустриальную фазу развития. Происходят коренные изменения в структуре общества, сфере экономики, занятости, производства, чему способствуют технические достижения в области связи, массовых коммуникаций, вычислительной техники. Возникает тенденция превалирования знаний над капиталом. Объем знаний и их производство постоянно растут. Наступает осознание того, что информация может рассматриваться как промышленный продукт и производство ее – один из видов промышленной индустрии. Возникает рынок информационных услуг. Все эти процессы постепенно приводят к тому, что прежние взгляды на роль информации и информационных процессов в обществе становятся несостоятельными, и это побуждает исследователей искать новые подходы к оценке проблемы.
Как уже было сказано ранее, начиная с конца 60-х годов XX века в развитых капиталистических странах (прежде всего, в Японии и США) становится очевидным, что информация и информационные ресурсы начинают играть особую самостоятельную роль, не привязанную более к материальному производству. При этом информационные ресурсы приобретают статус определяющего фактора развития материального производства, а не наоборот, как это было ранее. Все это вызвало появление нового подхода к оценке влияния информации и информационных процессов на общество – концепции информационного общества, в котором информация занимает главенствующее положение. Изобретение термина приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Контуры информационного общества были обрисованы в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций, в частности Агентством экономического планирования и Советом по структуре промышленности. Показательны названия отчетов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.). В этих отчетах информационное общество представлялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство - продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Именно тогда впервые была сформулирована ныне общепризнанная идея о том, что «производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества».
Позже термин «информационное общество» получил широкое распространение, и настоящее время используется в различных контекстах. Часто также употребляются близкие понятия «общество знания» и «постиндустриальное общество».
Несмотря на многообразие взглядов различных исследователей, все же можно выделить некоторые общие фундаментальные черты информационного общества:
- нарастающая информатизация
общества с использованием
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
- глубокие изменения в
моделях социальной
Таким образом, можно говорить
о том, что стремительное развитие
и распространение новых
2.1. Проблемы
формирования информационного
Далее рассмотрены некоторые проблемы и противоречия, связанные с процессом информатизации и формирования информационного общества.
Существенным явлением в
рамках мирового информационного пространства
является непропорциональное использование
возможностей Интернета и информационно-