Проблема занятости в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение занятости. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:

изучение занятости, ее виды и проявления;
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
определение основных проблемы занятости;

Оглавление

Введение 3


1. Экономическая сущность занятости 6

1.1 Понятие занятости, ее виды и структура 6

1.2 Безработица, как социально-экономическое явления на рынке труда 11

2. Занятость в Республике Беларусь 20

2.1 Правовое регулирование и направления политики

занятости в Республике Беларусь 20

2.2 Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь 24

3. Проблемы занятости в РБ при переходе к рыночной экономике 31


Заключение 34

Список источников 36

Файлы: 1 файл

252 курсовая Проблема занятости в рыночной экономике.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Однако  циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд  существенных особенностей. В экономике  переходных обществ циклическая  безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода  постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к снижению безработицы, чем это можно было ожидать.

  1. застойная безработица - это третья форма, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности [2, c. 15]

     Полная  занятость не означает абсолютного  отсутствия безработицы. Экономисты считают  фрикционную и структурную безработицу  совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.

     Другими словами, уровень безработицы при  полной занятости достигается в  том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы.

     Реальный  объем национального продукта, который  связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при «полном использовании» ресурсов.

     Полный, или естественный, уровень безработицы  возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда  количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица.

     С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня.

     Проблемы, связанные оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

     Несмотря  на объективный характер безработицы, она порождает социально-экономические потери:

  1. не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал;
  2. снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом;
  3. снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата;
  4. ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.;
  5. безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растет число самоубийств: 32 % смертельных случаев - добровольный уход из жизни.

     Оценивая  работу, как социально-экономическое  явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

     Главная «цена» безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии  создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет  и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.

     Известный исследователь в области макроэкономики, Артур Оукен математически выразил  отношение между уровнем безработицы  и отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как закон Оуэна, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1: 2,5 или 2 : 5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

 

      2. Занятость в Республике Беларусь 
 

     2.1. Правовое регулирование и направления  политики занятости

     в Республике Беларусь 

     Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

     В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создает условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом [15].

     Согласно  ст. 1 Закона «О занятости населения  Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещенную законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

     Принуждение к труду в административном порядке  не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

     Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать  на рынке труда, государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест.

     В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

     В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  для реализации политики занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости [14].

     В состав государственной службы занятости  входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости  населения при Министерстве труда  Республики Беларусь, 6 управлений областных  служб, Минский городской центр  занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

     Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приема на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

     Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создается за счет обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

     Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении  ее и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

  • предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
  • выплату в установленном порядке пособия по безработице;
  • оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
  • возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

     В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

     Государственные программы занятости предусматривают  в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  4. повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  5. совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы [14].

     Решение стоящих перед государством задач  в области занятости населения  требует длительного времени, поэтому  обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

     Стратегическая  цель определяет следующие тактические задачи:

  1. на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  2. после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест [2, c. 39]
 
 

     2.2. Анализ состояния рынка труда  Республики Беларусь 

     Анализ  состояния рынка труда Республики Беларусь проведен по статистическим данным за 2008 год и первое полугодие 2009 года.

     В 2008 году, по оценке, в экономике республики было занято 4520,7 тыс. человек, что на 0,6% больше, чем в 2007 году. В общей численности занятого в экономике населения 3542,2 тыс. человек, или 78,4% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 141,1 тыс. человек.

Информация о работе Проблема занятости в рыночной экономике