Проблема занятости в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение занятости. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:

изучение занятости, ее виды и проявления;
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
определение основных проблемы занятости;

Оглавление

Введение 3


1. Экономическая сущность занятости 6

1.1 Понятие занятости, ее виды и структура 6

1.2 Безработица, как социально-экономическое явления на рынке труда 11

2. Занятость в Республике Беларусь 20

2.1 Правовое регулирование и направления политики

занятости в Республике Беларусь 20

2.2 Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь 24

3. Проблемы занятости в РБ при переходе к рыночной экономике 31


Заключение 34

Список источников 36

Файлы: 1 файл

252 курсовая Проблема занятости в рыночной экономике.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

    Учреждение  образования

    «Институт предпринимательской деятельности» 
 

    Кафедра экономики и финансов 
 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    (по  дисциплине «Макроэкономика») 

    Тема: Проблема занятости в рыночной экономике 
 
 
 
 

    Студент(ка):

    факультет, курс, группа       Ф.И.О. 
 

    Руководитель:

    ученая  степень, звание       Ф.И.О. 
 
 
 
 
 

    Минск 2009

 

Содержание

Введение 3 

1. Экономическая сущность занятости 6

1.1 Понятие  занятости, ее виды и структура 6

1.2 Безработица,  как социально-экономическое явления  на рынке труда 11

2. Занятость в Республике Беларусь 20

2.1 Правовое регулирование и направления политики

      занятости в Республике Беларусь 20

2.2 Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь 24

3. Проблемы занятости в РБ при переходе к рыночной экономике 31 

Заключение 34

Список  источников 36 

 

Введение 

     Общим направлением проводимых в Беларуси реформ стал переход от централизованного управления к системе хозяйствования с рыночными механизмами регулирования. Рынок предъявляет и требует совершенно иного, нежели сложилось в белорусской практике, уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

     Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.

     В условиях переходного периода достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы лишь с помощью рыночных механизмов, через рынок труда и конкуренцию, невозможно. Сами по себе рыночные механизмы не способны обеспечить формирование рациональной структуры занятости, удержание безработицы в пределах допустимого уровня. Административные формы и методы регулирования социально-трудовой сферы оказались неадекватными формированию рыночных отношений, которые находятся на стадии становления. В условиях, когда еще не действуют многие рыночные регуляторы, существенная роль в обеспечении занятости принадлежит государству.

     В настоящее время сложились два  варианта участия государства в формировании политики занятости. Первый – незначительное участие государственных органов в регулировании, при котором они берут на себя только те функции, которые не в состоянии выполнить рыночные механизмы. Второй – активное вмешательство государства в сферу управления занятостью населения. На этапе переходного к рынку периода при отсутствии действенных рыночных механизмов политика занятости должна строиться по второму типу, что определяет необходимость усиления регулирующей функции государства.

     Государственная политика занятости населения должна быть направлена на стимулирование создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли предпринимательской деятельности, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Однако такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным).

     Реализация  названных задач предполагает, что  система госрегулирования будет  не только охватывать незанятое население, но и обеспечивать спрос производства на квалифицированную рабочую силу с учетом структурных сдвигов в экономике, а также удовлетворения социальных потребностей самих людей. Необходимо не только трудоустроить каждого члена общества, желающего и способного участвовать в общественном производстве, гарантировать достойное вознаграждение за труд, но и предоставить возможность реализовать свои творческие способности.

     Политика  занятости населения на макроуровне  включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.

     Занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.

     Целью данной работы является изучение занятости. Цель позволяет сформулировать следующие  задачи:

  1. изучение занятости, ее виды и проявления;
  2. изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
  3. определение основных проблемы занятости;

     Предметом исследования в настоящей курсовой работе является проблемы занятости в переходе к рыночной экономике. Объектом исследования является политика занятости, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе и анализ рынка труда.

     Для решения поставленных задач изучено  законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные по Республике Беларусь, а также  периодическая печать.

 

1. Экономическая сущность занятости 

     
    1. Понятие занятости, ее виды и структура
 

     Занятость населения представляет собой такую  деятельность граждан, которая не противоречит национальному законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок или доход [14].

     Она как одна из важнейших социально-экономических сторон жизни на любом этапе развития общественного производства отражает взаимосвязь между людьми и степенью их участия в общественно полезной деятельности и характеризует использование труда в качестве фактора в производстве товара или услуги. Обладая специфической природой, свойствами и исторически определенными формами проявления, она может быть выделена как важнейшая категория экономики труда, требующая разностороннего исследования.

     Состояние занятости в Республике Беларусь как своеобразного индикатора, по которому можно в числе прочих судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения, свидетельствует о противоречивости результатов преобразований, происходящих в сфере социально-трудовых отношений. На современном этапе развития рыночных отношений происходят глобальные изменения во всех сферах экономики. Под их влиянием возникают и новые явления в сфере занятости, требующие своевременного анализа с целью установления контроля над, ними и формирования адекватной эффективной государственной политики в их отношении. Рыночные реформы недостаточно активно воздействовали на сферу занятости, в результате чего она во многом сохранила нерыночные черты: трудоизбыточность в форме безработицы и нерациональное использование трудового потенциала в сочетании с искусственным занижением цены рабочей силы [13, с. 46-47].

     Состояние занятости, рынка труда и безработица в Республике Беларусь носит на себе отпечаток этого переходного периода.

     В соответствии с методологией МОТ  в рыночной экономике население делится на: 

  1. экономически активное население, численность которого определяется суммой занятых и безработных; общая численность занятых и безработных образует то, что называется рабочей силой,
  2. экономически неактивное население, которое не входит в состав рабочей силы, т.е. находится вне рабочей силы; сюда относят:
  • учащихся дневных учебных заведений,
  • пенсионеров по возрасту и лиц, утративших кормильца, пенсионеров по инвалидности (I, 11, III групп),
  • лиц, занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.,
  • отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиск, но которые хотят, могут и готовы работать.

     Это деление вовсе не означает, что  лица, попавшие в число активного  либо неактивного населения, навсегда там остаются. Напротив, они непрерывно перемещаются из одного состояния в другое, проделывая своеобразный круговорот и образуя определенное состояние рынка труда в виде потоков населения на этом рынке [8, с. 145].

     По  определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население - это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет [5, c. 128].

     По  методологии МОТ за основу классификации  занятости по ее видам в рыночной экономике берется вид дохода. Это работа за заработную плату, жалованье, деятельность ради получения прибыли (процента, ренты, дивиденда и т.п.), работа для получения семейного дохода деньгами или натурой, включая производство для собственного потребления.

     Международные определения видов занятости вполне применимы к белорусским условиям, представляя собой целую систему видов и разновидностей занятости.

     Занятие по найму - самый многочисленный в рыночной экономике вид занятости. Сюда относятся:

  1. работающие лица, которые в течение отчетного периода выполняют определенную работу за заработную плату или жалованье деньгами или натурой;
  2. имеющие рабочее место в качестве наемных работников, но не работающие лица, которые уже работали на этом рабочем месте, но временно не работают, хотя формально сохраняют за собой рабочее место с согласия работодателя; среди них, как правило, есть немало лиц, которые временно не работают из-за отпуска, болезни и т.п., но учитываются как занятые. В международных определениях занятости указанные лица отнесены к числу временно отсутствующих на работе, но предполагается, что они сохраняют связь с рабочим местом но следующим направлениям:
  • продолжают получать заработную плату или жалованье (прежнюю плату, а не любую другую);
  • имеют заверение работодателя в возможности вернуться на работу, или согласована дата возвращения на работу на то же рабочее место либо на другое, но к тому же работодателю;
  • определено окончание срока отсутствия на работе, которым может быть срок, дающий работнику право получить компенсационные выплаты без обязательства с его стороны соглашаться на другую работу

     В действующем международном определении  занятости наемным трудом предусмотрено, что достаточно быть занятым не менее  одного часа, чтобы человека можно  было отнести к числу занятых. Безработица определяется как экстремальная ситуация полного отсутствия работы. В связи с этим международные стандарты занятости наемным трудом выделяют ситуацию частичного отсутствия на работе и вводят понятие неполной занятости. МОТ признает важность этого понятия, учитывая широкую распространенность этого явления среди лиц наемного труда.

     Выделяются  две главные формы неполной занятости: видимая и невидимая.

  1. видимая неполная занятость поддается статистическому учету, так как она указывает на недостаточный объем выполняемой работы по нормативам рабочего времени и измеряется путем суммирования недовыполнения каждым работником, занятым неполное время в отчетном периоде (в рабочих днях, часах и т.п. - в зависимости от характера собранных данных).

     Различают дна элемента измерения и учета видимой неполной занятости: а) число лиц, занятых неполное рабочее время, б) размеры видимой неполной занятости и единицах времени недовыполнения нормативов. Все это касается работников, которые не по своей воле, вынужденно (а не добровольно) не выполняли норматив времени работы, искали возможность и готовы были его выполнить.

  1. невидимая неполная занятость практически не поддается статистическому учету и, нет удовлетворительных методик ее количественного измерения, так как она характеризуется: а) неполным использованием профессионально-квалификационных возможностей работников - это скрытая неполная занятость, б) низкой по сравнению с возможной производительностью труда - это потенциальная неполная занятость. Соответственно доходы работников ниже возможных [8, с. 145-149].

     Экономически  активное население, которое относится  к незанятому, включает следующие  категории граждан:

Информация о работе Проблема занятости в рыночной экономике