Проблема и перспектива развития внутреннего туризма в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1. рассмотреть формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости;
2. рассмотреть проблемы и перспективы развития туризма в Республике Казахстан;

Оглавление

Введение 3
1. Анализ формирования, развития и современного состояния
туризма в Республике Казахстан 5
1.1 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы
государственной независимости 5
1.2 Анализ современного состояния туристкой отрасли
в Республике Казахстан 11
2. Проблемы и перспективы развития туризма в Республике
Казахстан 18
2.1 Проблемы развития туристской индустрии Казахстана 18
2.2 Основные направления развития туристской
отрасли Казахстана 26
2.3 Повышение туристской привлекательности
регионов 31
Заключение 34
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика социально-культурной сферы.doc

— 169.50 Кб (Скачать)


32

 

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

Факультет: экономический

Кафедра: Экономики и управления

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

Дисциплина:   Экономика  социально-культурной сферы

на тему: Проблема и перспектива развития внутреннего туризма в Казахстане

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

группы   курса

_______________________

Проверил:

_____________________

 

 

 

 

 

 

 

Алматы,2011

                                                    Содержание

Введение                                                                                                              3

1. Анализ формирования, развития и современного состояния

туризма в Республике Казахстан                                                             5

1.1 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы              

государственной независимости                                                             5

1.2 Анализ современного состояния туристкой отрасли

в Республике Казахстан                                                                           11   

2. Проблемы и перспективы развития туризма в Республике

Казахстан                                                                                                    18

2.1 Проблемы развития туристской индустрии Казахстана                   18           

          2.2   Основные направления развития туристской

          отрасли Казахстана                                                                                      26

2.3 Повышение туристской привлекательности

регионов                                                                                                      31                   

Заключение                                                                                                            34

Список литературы                                                                                               35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий корни, уходящие далеко в прошлое. История туризма - это временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.

С данным понятием мы сталкиваемся, практически, каждый день. Это могут быть сообщения из рекламных объявлений по радио, телевизору, Интернет; разговоры окружающих, побывавших в каком-нибудь туре; вид с улицы офиса туристической фирмы, на входной двери которого всегда можно увидеть объявления о «горящих» турах. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вне дома.

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

Казахстан, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках. Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет республике гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Так, в реализации положений индустриально-инновационного развития экономики страны ведущая роль принадлежит системе кластеров, в частности туристскому кластеру. Современные тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучившие известнейшие курорты мира, стремятся в те страны, где туристический сектор только начинает развиваться. С этой позиции привлекательность Казахстана растет.

Целью работы является выявление перспектив развития туристкой отрасли Республики Казахстан.

  Для достижения этой цели определены следующие задачи:

1.                 рассмотреть формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости;

2.                 рассмотреть проблемы и перспективы развития туризма в Республике Казахстан;

3.                 исследовать проблемы развития туристской индустрии Казахстана;

4.                 провести анализ повышения туристской привлекательности регионов.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включая параграфы, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

1. Анализ формирования, развития и современного состояния туризма в Республике Казахстан

1.1. Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости

Исходя из анализа туристской политики государств, исследований Всемирной Туристской Организации (ВТО) и специализированных международных организаций по туризму, туризм понимается как деятельность, непосредственно влияющая на социальную, культурную и экономическую жизнь государства.

Историческими предпосылками развития туризма в Казахстане является становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования, которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

В советский период в Казахстане, в основном развивался внутренний туризм. Доля международного туризма была не значительной. Следует отметить что, туризм в Советском Союзе представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости. При этом прибыль, получаемая Казахским республиканским советом по туризму и экскурсиям, ежегодно возрастала вплоть до 80-ых годов прошлого века.

С началом государственной независимости Республике Казахстан туристская отрасль не получила принципиальных структурных и содержательных изменений[1]. Не уделялось внимания комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. К тому же, на положении дел в сфере туризма особенно отрицательно сказалась систематическая реорганизация органов государственного управления, отвечавших за развитие туризма и сокращение финансирования на их содержание. Фактором, тормозящим развитие отрасли, являлось непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет.

В период с 2005-2007 годы, были приняты кардинальные меры для формирования эффективной индустрии туризма Республики Казахстан. Целями реформирования туристской отрасли является:

-     превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный туристский продукт для международного туристского рынка;

-     развитие туристской инфраструктуры;

-     сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов;

-     обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах;

-     повышение эффективности взаимодействия государственных и частных структур в сфере туризма;

-     развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

-     активизация государственной политики в области туризма;

-     совершенствование системы регулирования туристской деятельностью;

-     дальнейшее развитие правовых, организационных и экономических основ индустрии туризма;

-     защита туристского рынка путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;

-     обеспечение безопасности туристов;

-     формирование имиджа Казахстана как привлекательного туристского рынка;

-     совершенствование системы информационного обеспечения;

-     углубление научных исследований в области туризма;

-     приведение методики статистического учета услуг сферы туризма в соответствие с международными стандартами;

-     стимулирование развития инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;

-     улучшение качества обслуживания туристов на основе стандартизации, сертификации и лицензирования туристской деятельности;

-     развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма; развитие международного сотрудничества в области туризма;

-     обеспечение мер по охране окружающей среды и сохранение культурного наследия.

Начало независимости Республики Казахстан характеризуется быстрым развитием международного туризма. В связи с появлением возможности свободного выезда за рубеж в этот период развивается преимущественно выездной туризм, доля которого в значительной степени превосходит въездной и внутренний туризм вместе взятые[2].

На этот период приходится значительный рост количества туристских фирм. Если до 1991 года туризмом в Казахстане занимались 3 организации («Казахский республиканский совет по туризму и экскурсиям», «Интурист», БММТ «Спутник»), то в 1994 году в Казахстане было зарегистрировано 589 туристских организаций.

Так, в рамках реализации плана мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана при участии Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту организована и проведена съемка испанской телекомпанией «СКОМА Те1еvision» документального видеофильма об истории, культуре, обычаях нашей страны «Казахстан: путешествие в сердце Евразии». Документальный фильм, состоящий из 4 частей, характеризующих живописные места нашей страны, инфраструктуру, исторические объекты, народное творчество, традиции и обычаи, транслировался по европейскому каналу «Плюс». Премьерный показ документального фильма «Казахстан: путешествие в сердце Евразии» состоялся в Посольстве Республики Казахстан в Королевстве Испания при участии Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Кроме того, компания «CROMA Те1еvision» по заказу Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту изготовила рекламный видеоролик о туристских возможностях Казахстана.

В целях привлечения иностранных и отечественных инвестиций в отрасль, увеличения въездного туризма в республику, поддержания имиджа Казахстана как государства располагающего уникальным туристским продуктом принято постановление Правительства Республики Казахстан № 1763 от 27.11.2000г. «Об организации ежегодного международного фестиваля Шелковый путь — Казахстан в городе Алматы». Первый туристский фестиваль — ярмарка прошел в сентябре-октябре 2001 года, в котором помимо стран-участниц проекта «Шелковый путь», приняли участие туроператоры из разных стран мира[3].

В целях упрощения визовых формальностей для граждан стран, генерирующих основной туристский поток в Казахстан и не представляющих экономической и политической угрозы для страны, Министерством иностранных дел совместно с Агентством по туризму и спорту республики, Министерством внутренних дел принято решение о проведении эксперимента по упрощению визовых процедур. Эксперимент нацелен на введение в практику оформления виз иностранным туристам в аэропортах гг. Астаны и Алматы. В список стран включено 22 государства.

В указанный период были заключены международные соглашения о сотрудничестве в области туризма между Правительством РК и Литовской Республикой; между РК и Кыргызстаном, Правительством Республики Таджикистан и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области развития санаторно-курортных, оздоровительных и туристских учреждений и организаций; между Правительством РК и Российской Федерацией о сотрудничестве в области туризма.

Информация о работе Проблема и перспектива развития внутреннего туризма в Казахстане