Проблема безработицы и занятости населения в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявление механизмов решения проблемы безработицы.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
- дать понятие и сущность безработицы, ее причины и виды;
- раскрыть пути решения проблемы безработицы в современных условиях;

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

     Данные  по субъектам Российской Федерации  приведены в приложении 1. В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

2.2 Государственная  политика борьбы  с безработицей в России 

       Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

     Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

     Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

     Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

     Достижение  высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.6).5 

Рисунок 6 - Направления государственной политики занятости 

     Особую  роль в решении проблем, связанных  с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

     Государственное регулирование рынка труда ведется по следующим направлениям:

  • разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
  • разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;
  • осуществляются посредническо - вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

     Долгосрочная  политика государства на федеральном  уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию  ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

     Самые популярные виды социального труда  — уборка улиц, благоустройство  территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

     Одной из наиболее востребованных среди безработных  стала программа самозанятости  населения. В 2010 году безработный, открывающий  свое дело, сначала получит все  те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

     Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация  стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.

 

2.3 Проблема безработицы в США  

     Массовая  безработица во время экономического кризиса 2008-2009 гг. стала настоящим  бедствием для американского  народа. По оценкам Департамента труда  безработица составляла в сентябре 2009 г. 9,8 % и продолжает расти. В ряде штатов  безработица гораздо выше, например,  в Мичигане она превышает 15 процентов.

     Бюро  статистики  при Департаменте труда США систематически публикует  данные о масштабах безработицы по штатам и отраслям в США. В отличие от расчета количества безработных в России, Бюро статистики США не учитывает тех, кто не в состоянии найти работу на полный рабочий день или вынужден заниматься малоквалифицированным трудом (например, в ситуации, когда профессиональный токарь работает дворником).   

     Высокий уровень безработицы в штате  Мичиган связан с тяжелым состоянием автомобильной промышленности, в   Калифорнии - дефицитом бюджета, превышающим 25 млрд. долл. США, в Юте - особенностями религиозного отношения мормонов к работе.  Известно также, что в штате Вашингтон и в Виржинии лучше работают центры занятости и ярмарки труда, что способствовало более низкому уровню безработицы.

     Во  время рецессии 2009 г. безработица  охватывает все отрасли экономики  и сферы услуг в США: не только  промышленность, строительство и транспорт, но и торговлю, финансы, сферу деловых и профессиональных услуг и даже индустрию развлечений и туризма. 

     Наибольшее  сокращение штата произошло в  таких отраслях как строительство, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, наименьшее - в горнорудной и нефтегазовой промышленности, сельском хозяйстве.   В России также как в США по сокращению штата лидируют промышленная (30,7 %), строительная  (12,3 %) отрасли. Отличие в отраслевой структуре безработицы двух стран заключается в том, что в России сельскохозяйственные работники пострадали намного больше. В нашей стране на сельскохозяйственную отрасль приходится 10 % сокращений, в сравнении с 1,3 % в США.

     При этом наибольший уровень безработицы  был зафиксирован среди жителей  США, находившихся  в возрасте от 16 до 19 лет (18,3 процентов). В отличие от ситуации в России, в США наблюдается высокий уровень безработицы в возрасте 55-59, что связано с дифференциацией приема на работу. Эта дискриминация по возрасту загоняет их в хроническую застойную форму безработицы и ведет к деквалификации. В России же безработица среди данной категории населения минимальная.  

     При сравнении структуры безработицы  по половому признаку в США за 2009 год и аналогичного показателя в России, видим, что расхождения не значительные (доля женщин в нашей стране на 3,5 % больше).

     Безработных мужчин было почти на 2 млн. человек  больше, чем женщин. Количество безработных  мужчин равнялось 7,2 млн. (или 57,8 %) В  феврале 2009 года безработных женщин в США было зафиксировано примерно 5,25 млн. человек (42,2 процента). 

     В России в отличие от США работники  с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). В США же эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).

     В условиях активного рынка труда  сравнительно большое число лиц  по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжительность таких периодов в США невелика. Так, США, удерживает первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест.  

 

2.4 Методы борьбы  с безработицей  в США в сравнении  с российскими методами  

     В 2009-2010 гг. в США действует программа  «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная  для того, чтобы в краткосрочной  перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.

     План  заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта  составляет 800-900 млрд. долларов США.

     Блок 1. Помощь нуждающимся 

     Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму. Этим выплата пособий в США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие получают также и безработные ранее не работающие, но желающие ее найти.  

     Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее 600 долларов США в месяц, в штате Мэн - 3 376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время.

     Кроме того, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Это еще одно отличие в осуществлении выплат в России и США.

     Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении  размеров выплат учитывается наличие  в семье безработного детей и иждивенцев.

     Финансирование  программ переподготовки и повышения  квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря  данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие  по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год.

     Блок 2. Инфраструктурные проекты 

     Предусматривает такие проекты, как строительство  новых дорог, развитие общественного  транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые  не только способствуют создания новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность  политики по борьбе с безработицей  в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.

     Блок 3. Налоги

     Президент США Барак Обама предложил  снизить налоговое бремя на малый  бизнес, в том числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.

     В частности, предприятия малого бизнеса  могут списывать с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных в качестве инвестиций.  Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).

     Кроме того, президент США обратился к конгрессу с предложением повысить лимиты для кредитов для малого бизнеса с 2 млн. долларов США до 5 млн. долларов США.

     Поддержка малого бизнеса действует и в  России, однако комплекс мероприятий  сводится только к предоставлению кредитов. Подобное направление на снижение налогового бремени необходимо использовать и в нашей стране.

     В поле зрения американской политики занятости  попала задача улучшения структуры  рабочих мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование  потенциала работников. Основой таких программ в США является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану и консультирование по вопросам карьеры.

Информация о работе Проблема безработицы и занятости населения в современных условиях