ПРИВАТИЗАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ИМУЩЕСТВА
Введение
В последние десятилетия в нашем государстве
произошли коренные изменения, связанные
с переходом нашей страны от командно-административной
системы экономики к рыночной модели экономических
отношений. Для осуществления этого перехода
необходимо, прежде всего, было создать
конкурентную рыночную среду путем построения
новых отношений собственности, демонополизации
экономики, устранения исключительного
положения государственных предприятий.
Именно приватизационная реформа
стала «рычагом», «основной движущей
силой» коренных преобразований,
сердцевиной экономической реформы.
Вообще, приватизация представляет
собой процесс реформирования
государственной собственности
путем передачи государственной
собственности в собственность
граждан и юридических лиц
(частную собственность) в целях
формирования слоя новых собственников
и освобождения государства от
затрат по содержанию части
имущества (неэффективное производство
и др.) и управлению им.
В
экономическом смысле под приватизацией
понимается преобразование отношений
собственности путем передачи или
продаж на различных условиях государственной
и муниципальной собственности
частным и коллективным хозяйствующим
субъектам».
Решающее значение для судеб российской
приватизации будет иметь Федеральный
закон "О приватизации государственного
и муниципального имущества" (Федеральный
закон о приватизации № 178 от 21 декабря
2001 г.). Он без преувеличения знаменует
качественно новый этап в осуществлении
этого важнейшего мероприятия. Федеральный
закон о приватизации 2001 г. обобщил лучшие
достижения правового регулирования приватизации
государственного и муниципального имущества,
вобрал оправдавшие себя на практике правовые
нормы из многих сотен актов различной
юридической силы, изданных в последние
10 лет, о которых говорилось в начале работы. Федеральный
закон о приватизации 2001 г., наконец, структурировал
законодательство Российской Федерации
о приватизации, выделив в нем три среза:
законодательство Российской Федерации;
законодательство ее субъектов; в особом
внимании нуждается третий срез - регулирование
приватизации муниципального имущества.
Оно осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно, но в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о приватизации.
Названный
Федеральный закон четко разграничил
полномочия различных органов государственной
власти при проведении приватизации: Президента
РФ, Государственной Думы и Правительства
РФ.
Из
МУП в ОАО.
- МУП
«Формация»
Разберем порядок приватизации
на конкретном примере. Объектом
исследования в нашем случае будет, в прошлом
Муниципальное Унитарное Предприятие,
а в настоящее время Открытое Акционерное
Общество «Фармация».
Полное фирменное наименование
предприятия Муниципальное Унитарное
Предприятие «Фармация» Муниципального
Образования «Выборгский район»
Ленинградской области (МУП «Фармация»).
Местонахождение предприятия: Ленинградская
область, город Выборг, проспект
Ленина, д. 22.
Учредителем предприятия, до приватизации,
являлась администрация Муниципального
Образования «Выборгский район»
Ленинградской области, которая
являлась приемником всех прав
и обязанностей администрации
муниципального образования «Выборгский
район» Ленинградской области», в лице
Комитета по управлению муниципальным
имуществом и градостроительству администрации
муниципального образования «Выборгский
район» Ленинградской области.
Имущество Предприятия принадлежало
на праве собственности МО
«Выборгский район» Ленинградской
области и закреплено за Предприятием
на праве хозяйственного ведения
в соответствии с Договором
о порядке и использовании (Договор
№ 277 от 16.12.2004 года) (Приложение 1).
Предприятие являлось юридическим
лицом, имело обособленное имущество,
самостоятельный баланс, расчётные
и иные счета в учреждениях
банков, печать со своим наименованием,
бланки, товарный знак.
МУП «Фармация являлось коммерческой
организацией, созданной для
осуществления финансово-хозяйственной
деятельности. В состав Предприятия
входили следующие обособленные
подразделения:
- Аптека №
18 город Выборг;
- Аптека №
130 город Выборг;
- Аптека №
103 Выборгский район, п. Кондратьево;
- Аптека №
144 Выборгский район, п. Семиозерье;
- Аптека №
148 Выборгский район, п. Красная Долина;
- Аптека №
16 Выборгский район, п. Рощино;
- Аптека №
29 Выборгский район, г.. Приморск;
- Аптека №
85 Выборгский район, п. Советский;
- Аптека №
31 Выборгский район, г. Светогорск;
- Аптечный
киоск «Универсам» Выборгский район, г.
Светогорск;
- Аптечный
киоск «Красноармейская» Выборгский район,
г. Светогорск;
- Аптечный
киоск Выборгский район, п. Каменка;
Деятельность предприятия заключалась
в обеспечении лекарственными
средствами и изделиями медицинского
назначения аптек Выборгского района
Ленинградской области. Руководитель
предприятия назначался Главой Администрации
МО «Выборгский район» Ленинградской
области. Контроль за производственной,
хозяйственной и финансовой деятельностью
Предприятия осуществлял Комитет по Управлению
имуществом и градостроительству МО «Выборгский
район» Ленинградской области. Контроль
за эффективностью использования и сохранностью
муниципального имущества закрепленного
за МУП «Фармация» на праве хозяйственного
ведения, осуществлял также КУМИГ.
МО «Выборгский район» Ленинградской
области как учредителя в отношении Предприятия
компетентно было принимать решения о
создании предприятия, определять виды
деятельности, утверждать Устав, реорганизовать
или ликвидировать предприятие, формировать
уставный фонд, назначать на должность
руководителя, утверждать бухгалтерскую
отчетность и т.д. Кроме того МО «Выборгский
район Ленинградской области могло делегировать
КУМИГ часть иных своих прав в отношении
Предприятия.
Всё имущество Предприятия находилось
в муниципальной собственности
МО «Выборгский район» Ленинградской
области и было закреплено
за Предприятием на праве хозяйственного
ведения. Предприятие вправе было
владеть, пользоваться и распоряжаться
закрепленным за ним имуществом.
Предел прав определялся действующим
законодательством РФ и Уставом
Предприятия.
Теперь рассмотрим порядок действий
при переходе от МУП к ОАО.
Администрация МО «Выборгский
район» Ленинградской области»
издает Распоряжение (за
номером 237-р от 30.04.2010
года) «О подготовке решения об условиях
приватизации муниципального унитарного
предприятия «Фармация» муниципального
Образования «Выборгский район» Ленинградской
области». В нем говориться о том, что в
соответствии с ФЗ от 21 декабря 2001 года
№ 178-ФЗ «О приватизации государственного
и муниципального имущества», решением
совета депутатов МО «Выборгский район»
Ленинградской области от 27 января 2006
года № 35 «Об утверждении Положения о
порядке и условиях приватизации муниципального
имущества МО «Выборгский район» Ленинградской
области», решением совета депутатов МО
«ВРЛО» «Об утверждении прогнозного плана-программы
приватизации на 2010 год»:
- КУМИГу МО
«ВРЛО» и МУП «Фармация» совершить все
необходимые действия для подготовки
решения об условиях приватизации имущества
МУП «Фармация».
- МУП «Фармация»
провести инвентаризацию имущества и
обязательств предприятия.
- Передать
в КУМИГ администрации МО «Выборгский
район» Лен. Области акт инвентаризации,
промежуточный баланс, копии правоустанавливающих
документов на объекты недвижимого имущества
и кадастровых планов закрепленных за
предприятием земельных участков, прочие
документы необходимые для принятия решения
приватизации.
- Обеспечить
проведение аудита промежуточного баланса
МУП «Фармация»
- КУМИГ МО
«ВРЛО» сформировать перечень подлежащего
приватизации имущества МУП «Фармация»,
перечень обременений (ограничений) приватизируемого
имущества, произвести расчёт балансовой
стоимости подлежащих приватизации активов
Предприятия, подготовить проект передаточного
акта приватизируемого имущества, разработать
проект Устава создаваемого ОАО, подготовить
проект постановления администрации об
условиях приватизации имущества МУП
«Фармация» МО «ВРЛО».
В след за Распоряжением,
после исполнения всех пунктов Администрация
МО «Выборгский район» Ленинградской
области издает Постановление
№ 4549 от 06.07.2010 года «Об
условиях приватизации
имущества МУП «Фармация».
В соответствии с
ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ, ФЗ № 178 от 21.12.2001 г. «О приватизации
государственного и муниципального имущества»,
решением совета депутатов МО «ВРЛО» от
27 января 2006 года №«О приватизации государственного
и муниципального имущества», решением
совета депутатов МО «ВРЛО» от 27 января
2006 года №5 «Об утверждении Положения
о порядке и условиях приватизации муниципального
имущества МО «ВРЛО», решением совета
депутатов МО ВРЛО» от 16 февраля 2010 г. №
32 «Об утверждении прогнозного плана-программы
приватизации муниципального имущества
на 2010 год» Администрация
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Осуществить
приватизацию находящегося в муниципальной
собственности МО «ВрЛо» имущества МУП
«Фармация».
- Установить,
что уставной капитал Общества составляет
967000 рублей и разделён на 1000 (одну тысячу)
именных обыкновенных бездокументарных
акций номинальной стоимостью 967 рублей
каждая.
- Установить,
что все акции общества (100 %) на момент
его создания принадлежат единственному
акционеру-МО «ВрЛо» в лице администрации
МО «ВрЛо»
- Утвердить
передаточный акт (Приложение 2)
- Утвердить
перечень объектов (Приложение 3) (в
данном случае это одноэтажное кирпичное
здание аптеки площадью 471,3 кв.м 1965 года
постройки), находящихся в муниципальной
собственности МО «ВрЛо», не подлежащих
приватизации в составе имущества Предприятия
- Также утвердить
Устав Общества.
- Установить,
что перечень обременений (ограничений
имущества, включенного в состав подлежащего
приватизации имущества отсутствует.
- Назначить
до первого собрания акционеров Общества
Директора.
- Назначить
до первого собрания акционеров Общества
Ревизора.
- Установить,
что в связи с не включением объекта, указанного
в Перечне объектов (здание аптеки) в состав
приватизируемого имущества, право хозяйственного
ведения МУП «Фармации»на объект недвижимого
имущества прекращается.
- Совершить
все необходимые действия для государственной
регистрации общества, постановки на налоговый
и статистический учет и учеты иных государственных
органах.
- В пятидневный
срок после государственной регистрации
Общества представить в КУМИГ администрации
МО «ВрЛо» нотариально заверенную копию
свидетельства о государственной регистрации
Общества.
- В 15-ти дневный
срок с даты издания настоящего Постановления
уведомить в письменной форме о принятии
решения о реорганизации Предприятия
всех известных предприятию кредиторов.
- Обществу
обеспечить государственную регистрацию
выпуска акций и отчета об итогах выпуска
ценных бумаг и предоставить КУМИГ администрации
МО «ВрЛо» копии уведомлений о государственной
регистрации выпуска ценных бумаг и отчета
об итогах выпуска ценных бумаг.
- Обеспечить
организацию ведения реестра Общества
и со дня открытия лицевого счета в системе
ведения реестра владельцев именных ценных
бумаг Общества направить в КУМИГ выписку
из реестра владельцев ценных бумаг Общества.
Теперь, после подготовки
всех необходимых документов, после
регистрации, утверждения Устава МУП «Фармация»
становится Открытым Акционерным Обществом
«Фармация». Общество является юридическим
лицом-коммерческой организацией, обладает
гражданскими правами и исполняет обязанности,
необходимые для осуществления любых
видов деятельности, не запрещенных законом.
Общество имеет в собственности обособленное
имущество, учитываемое на его самостоятельном
балансе, может от своего имени приобретать
и реализовывать имущественные и личные
неимущественные права.
В состав ОАО «Фармация»
входят обособленные подразделения, являющиеся
филиалами (в данном случае это 8 аптек
и два аптечных пункта).
Общество вправе
в установленном порядке размещать
облигации и иные ценные бумаги в
соответствии с законодательством
РФ.
Общество самостоятельно
планирует и осуществляет свою деятельность.
Основным видом
деятельности Общества остается удовлетворение
потребностей населения в лекарственных
препаратах.
Общество имеет
Уставный капитал, решение об увеличении
или уменьшении Уставного капитала
принимается общим собранием
акционеров, с соблюдением требований
статей 29 ФЗ «Об акционерных обществах»
В обществе создается резервный
фонд в размере 5-ти % от Уставного капитала,
который формируется путем ежегодных
отчислений от чистой прибыли.
Единственным Акционером
на момент создания Общества является
МО «ВрЛо». Все обыкновенные акции принадлежат
МО «ВрЛо» в лице администрации МО «ВрЛо».Соответственно
Акционеры пользуются всеми правами, прописанными
в Уставе общества. Высшим органом управления
общества является общее собрание акционеров,
органом контроля является Ревизор.
Общество может
быть ликвидировано или реорганизовано
в порядке, установленном ФЗ и
Уставом Общества.
Общество в установленном
порядке совершает государственную
регистрацию выпуска акций и отчета об
итогах выпуска ценных бумаг в Региональном
отделении Федеральной службы по финансовым
рынкам в Северо-Западном федеральном
округе (Приложение
№ 4). И в установленный срок предоставляет
в КУМИГ администрации МО «ВрЛо» копии
уведомлений о государственной регистрации
выпуска ценных бумаг и отчета об итогах
выпуска ценных бумаг.