Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:08, курсовая работа
Важнейшим направлением исследований рынков является определение текущих и прогнозных величин спроса различного вида и показателей рыночной доли для конкретных рынков (рыночных сегментов). Чтобы сделать рас смотрение данных вопросов достаточно предметным, целесообразно провес та классификацию рынков и различных видов рыночного спроса.
Введение
1. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей
1.1 Демографический фактор
1.2 Культура
1.3 Социальное положение
1.4 Семья
1.5 Образ жизни
1.6 Референтная группа
2. Анализ домохозяйства и его влияние на поведение потребителя
3. Процесс принятия решения покупателем покупки
3.1 Осознание потребностей и информационный поиск
3.2 Оценка и выбор альтернатив
3.3 Внешние особенности личности на приятие решения о покупке
Внимание
Память
Эмоции
Мотивация
4. Послепокупочный анализ
5. Формирование приверженности покупателей к марке фирмы товара
Заключение
Список используемой литературы.
инициатор - лицо, определяющее
необходимость или желание
влияющее лицо - член семьи, который сознательно или подсознательно, словами или действиями влияет на решение покупки и использование товара или услуги; .
пользователь - член
или члены семьи,
"Потребитель" и "покупатель" в маркетинге имеют строго определенный смысл. Покупатели - это лица, непосредственно осуществляющие покупку. Их поведение в магазине определяется индивидуально или как следствие намерений всей семьи или домашнего хозяйства. Потребители - понятие более широкое, подразумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою
потребность (определяющих
нужду, поиск товаров, покупку,
В основе оценки
(измерения) потребностей, потребления
и спроса лежат различные
Наиболее известны
теории мотивации З.Фрейда и
А.Маслоу. Теория мотивации З.Фрейда
основала на признании
человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода ответные реакции человека на действия различных стимулов внутреннего и внешнего характера. Например, мужчина, приобретающий модный костюм, может сказать, что он просто удовлетворяет свою текущую потребность. Однако данная покупка может
быть вызвана чувством подражания, престижем, и в конечном счете - желанием выглядеть модным, современным человеком.
Теория мотивации А.Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности. Она исходит из определенной иерархии потребностей (рис. 6). Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него потребности, которые становятся движущим мотивом его поведения.
Рис. 3. Иерархия потребностей по А. Маслоу
30
В нашем примере, приобретение нового модного костюма означает, что человек уже как бы удовлетворил потребности нижних иерархий (физиологические, самосохранения, социальные). Его беспокоит необходимость добиться определенного статуса, положения в обществе, обладать определенным символом причастности к нему.
Для маркетинга
важно выяснить, как потребитель
осознает, какая продукция ему
необходима и почему именно
она удовлетворяет его
Опыт маркетинговой
деятельности показывает, что ориентация
на полезность продукции
Мотив выгоды. Желание
человека разбогатеть,
Мотив снижения риска. Потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохранения стабильности.
Мотив признания.
Поиск действий, связанных с формированием
своего статуса, повышением
Мотив удобства. Желание
облегчить, упростить свои
Мотив свободы.
Потребность в
Мотив познания. Постоянная
нацеленность на новые
Мотив содействия,
соучастия. Желание сделать
Мотив самореализации.
Потребность в достижении
К экономическим
теориям оценки
полезности товара и для потребителя, и для продавца. Пока на рынке оценки полезности товара со стороны продавца ниже, чем оценки покупателя, обмен идет беспрепятственно. Процесс обмена продолжается до тех пор, пока не встречается так называемая предельная пара (продавец и покупатель), чьи
оценки полезности,
выраженные в деньгах,
Способность потребления
и спроса изменяться в
потребления и спроса
являются А.Маршалл и П.
Теория рационального потребления (основы которой были заложены С.Струмилнным, В.Немчиновым, В.Майером и другими в рамках разработки "рационального потребительского бюджета") рассматривает возможность определения целевых ориентиров потребления. В качестве таковых могут выступать физиологические потребности (продукты питания), функциональные бытовые процессы (предметы длительного пользования), социальные требования (одежда).
Маркетинговая деятельность
имеет дело с целостной
3.2Моделирование поведения потребителей
Исследование потребителя в системе маркетинга ставит цель определить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров. Такие факторы носят экономический, социальный, психологический характер: доходы, цены, групповые интересы, демография, традиции, мотивация и т.п.
Процесс моделирования конечного потребителя
осуществляется в
несколько этапов (рис. 4). На первом
этапе исследуются
методы теории "предельной полезности", эластичности спроса, современного бихевиоризма и др.
Рис.7 Модели поведения
конечного потребителя (по Ф.
Следующим шагом
является моделирование
Покупателю требуется
различная информация в
Важным шагом в
моделировании поведения
Покупка - это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит "модель черного ящика" (рис. 8). При моделировании принятия решения о покупке "черный ящик" рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономки) и стимулы внешнего характера (групповые интересы, обычаи, традиции).
Рис.8 Модель принятия решения о покупке
Наконец, заключительный этап моделирования - оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная - наоборот, ослабляет интерес к нему.
Таким образом,
специалист по маркетингу на
основе моделирования
руководствуется; знать оценку своего товара
потребителем.
Теория и практика
маркетинга выработала методы
дифференцированного подхода к
изучению требований
Типология представляет собой как бы оборотную сторону сегментации. Если сегментация имеет целью выявить различия в поведении потребителей по отдельным признакам, то типология призвана обнаружить скрытые сходства в потребительском поведении и сгруппировать их по наиболее существенным признакам. Наиболее распространенной является типология потребителей с учетом социально-экономических и демографических характеристик (доход, условия и место проживания, состав семьи, пол, возраст, занятие).
Наряду с этим все большее развитие получает так называемая эмпирическая типология на основе психографического анализа поведения потребителя (интересы, хобби, консервативность и прогрессивность по отношению к нововведениям, представления о жизненных ценностях). В результате потребители, имеющие даже схожие социально- экономические и демографические характеристики, могут быть представлены как "модники", "прагматы", "эстеты", "максималисты", "технари".
Построение типологии
потребителей обычно
показателей - характеристик
каждого объекта исследований
и в большом количестве самих
объектов, приводит к сложным
и трудоемким задачам большой
размерности. Решение этих
месту проживания. В результате формируются однородные группы, существенно отличающиеся своим потребительским поведением от других групп.
Основой типологии
потребителей являются
Потребительская панель
- это выборочная совокупность
потребителей, предназначенная для систематич
Панельные обследования
дают возможность сравнивать
результаты последующих
которые не могут
быть установлены другими
Моделирование поведения
организаций-потребителей
Рис.9. модель процесса
покупки товаров
Информация о работе Поведение потребителя в рыночной экономике