Потребительский выбор покупателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой я выделяю такое понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих действие производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

Файлы: 1 файл

Потребительский выбор.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    Точка пересечения линии ограничения  по бюджету и кривой безразличия  называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода. 

     История возникновения теории эффекта Пигу.  

     Одной из важнейших проблем макроэкономики является вопрос о том, существуют ли в конкурентной денежной экономике достаточно мощные внутренние механизмы, способные устранять избыточные спрос и предложение путем установления некоторой равновесной системы цен.

     Дебаты  по этому поводу разгорелись после  опубликования “Общей теории” Кейнса в 1936 году. Кейнс отрицал, в полном противоречии с господствовавшей тогда  доктриной, что гибкость цен и  заработной платы будет обеспечивать равновесие рынков. Он утверждал, что даже в условиях конкурентной экономики может устанавливаться равновесие при неполной занятости.

     Дебаты  породили множество контраргументов. Первое весомое возражение Кейнсу было выражено в 1943 году и принадлежало английскому экономисту Артуру Пигу (Arthur Pigou, 1877-1959) . Он доказал существование такого регулирующего механизма, как эффект богатства, или эффект реальных денежных (кассовых) остатков, который имеет автоматическую тенденцию движения экономики к равновесию при полной занятости несмотря на “ликвидные ловушки” и прочие препятствия (до Пигу эффектом богатства также занимался Харберлер (Harberler) в 1941 году) . Модификация эффекта богатства была названа в честь исследователя эффектом Пигу (отличия эффекта Пигу описаны ниже) .

     “Словарь  современной экономической теории”  определяет эффект Пигу следующим образом: это “непосредственный эффект реальных денежных остатков, представляющий собой  рост спроса на потребительские товары в результате пересмотра индивидами инвестиционного портфеля в соответствии с изменениями реальных денежных остатков”.

     Реальные  денежные остатки - это стоимость  находящихся в распоряжении экономических  агентов денег, измеренная количеством  товаров и услуг, которые за них  можно получить.

     Теорию  эффекта Пигу развили такие известные  экономисты, как Патинкин (Patinkin) , Фридман (Friedman) , Джонсон (Johnson) , а также ряд  других. 
 
 
 

     Теория  спроса и предложения 

     Если  спрос – это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить (то есть платежеспособная потребность), то предложение – это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо. Объектом  изучения в данном случае может стать как раз то количество благ X, при котором и спрос и предложение совпадут.

     Спрос и предложение —  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

     Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

     Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

     Цена спроса —  максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

     Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное  количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Избыточный  спрос или дефицит сопутствующий  ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет 1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.

    Избыточное  предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут 1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы затрачиваемые на производство данной продукции и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.  
 

    Теория  предельной полезности 
 

    Полезность  благаэто способность блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Существует закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом полагается, что вкусы потребителя постоянны, а функция потребителя непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).

          Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) – TU. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) – MU – каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается тогда, когда предельная полезность равно нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. 

    Функция полезности. 

    Согласно  теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезностиэто функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества: 

                        d(TU)

             MU=

                         dQ 

    где MU – предельная полезность, равная частной производной общей полезности данного блага. 

    TU

    

          q1             q2         q3                     qn 

    Потребительский выборэто выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов ( денежного дохода).

    Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар ( рубль, марка, франк и т. д.), затраченный на приобретение  любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

          Действительно, если 
 

    MU1             MU2               MUn     ,то и

                      =                     =...=

      P1              P2                     Pn 
 

       MU1             P1                        MU1            P1

             =                   ; … ;                   =                  и т. д.

    MU2            P2                         MUn           Pn 
 
 

          Следовательно, соотношение  между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен, то есть 

          MU1 : MU2 : … : MUn = P1 : P2 : … : Pn 

          Обозначим взвешенную предельную полезность через:

            MU1               MU2                  MUn    

                            =                           =...=                  = l

               P1               P2                     Pn 

    где l - предельная полезность денег.

          Таким образом, в  равновесии предельной полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

    MU = Pil 

    Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод ( МВ ) и дополнительных затрат ( МС ), но и равенство между ними: МВ = МС    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Нисходящую  форму кривой спроса можно объяснить  не только базируясь на теории предельной полезности.

    Так называемый эффект дохода состоит в том, что если цена на какой – либо товар снижается. То у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного или какого – либо другого товара. Падение цены даже одного товара оказывает влияние, пусть незначительное, на общий уровень цен и делает потребителей относительно богаче.

    Согласно  эффекту замещения потребитель  будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый их рос ) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной или свининой.

    Для нормальных товаров, о которых говорилось выше, действие эффектов дохода и замещения  объясняет увеличение спроса при  понижении цен и сокращении его при повышении последних.

    Для низших товаров ситуация зависит  от степени воздействия каждого  из этих эффектов на потребительский  выбор. Если эффект замещения действует  сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный. Например, с ростом цен на сливочное масло мы стали больше покупать относительно дешёвого маргарина.

    Если  влияние эффекта дохода выше, чем  эффекта замещения, то наблюдается  обратная картина: при увеличении цены растёт потребление низшего товара. Например, в течение 1992 г. средняя семья в России увеличила потребление сахара, несмотря на повышение цены на него в 4000 раз, в то время как цены на шоколадные конфеты выросли привело к росту потребления товаров низшей категории (в данном случае сахара).    примерно в 3000 раз.

    Здесь сработал эффект дохода: общее снижение жизненного уровня населения.

Информация о работе Потребительский выбор покупателя