В течение пяти дней с даты
подачи указанного комплекта
документов налоговая инспекция
обязана выдать свидетельство
о прекращении деятельности юридического
лица и уведомление о снятии с налогового
учета. Внебюджетные фонды (Пенсионный
фонд РФ, Фонд обязательного медицинского
страхования РФ, Фонд социального страхования
РФ) осуществляют снятие с учета только
после того, как это будет сделано в налоговом
органе.
Снятие с учета в фондах
осложняется следующим обстоятельством:
внебюджетные фонды так же, как
и налоговая инспекция, обязаны
провести проверку налогоплательщика,
включая сверку по платежам. В
случае выявления у ликвидируемой
организации задолженности оплата происходит
не с расчетного счета, так как он уже закрыт,
а через Сбербанк России. Поэтому сверку
с фондами необходимо провести до составления
промежуточного ликвидационного баланса.
После получения свидетельства
о прекращении деятельности нужно уничтожить
печать и сдать документы в архив. Действующее
законодательство не разъясняет процедуру
уничтожения печати. Обычно составляется
акт об уничтожении, который подписывается
председателем ликвидационной комиссии.
Собственно, на этом процедура добровольной
ликвидации заканчивается.
Данный механизм является началом
ликвидации предприятия в принудительном
порядке (по заявлению собственника
(учредителя) или руководителя предприятия)
при наличии задолженности, которую
невозможно погасить в установленный
законом срок.
Срок проведения всех предусмотренных
действующим законодательством
Российской Федерации ликвидационных
процедур составляет от 2 до 7 месяцев
с момента опубликования соответствующего
сообщения в журнале «Вестник
государственной регистрации».
С проведением процедуры добровольной
ликвидации муниципального унитарного
предприятия связаны следующие
затраты: на вознаграждение членов
ликвидационной комиссии (заработная
плата в соответствии с трудовым
законодательством Российской Федерации);
на публикацию соответствующих сообщений
в СМИ; на нотариальное заверение документов,
представляемых в государственные органы.
3.2.
Принудительная ликвидация
Как и другие коммерческие
организации, муниципальное унитарное
предприятие может быть признано несостоятельным
и подвергнуто процедуре принудительной
ликвидации (банкротству) в соответствии
с положениями Федерального закона от
26.10. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
(далее – Федеральный закон № 127-Ф; Согласно
действующему законодательству несостоятельность
(банкротство) – это признанная арбитражным
судом неспособность должника:
- в полном
объеме удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам (банковские
кредиты, расчеты по договорам, оплата
векселей, бюджетные кредиты и др.);
- в полном
объеме исполнить обязанности по уплате
обязательных платежей (налоги, сборы,
другие платежи в бюджеты и уровней и в
государственные внебюджетные фонды).
Муниципальное унитарное предприятие
считается несостоятельным, если
соответствующие обязательства и (или)
обязанности не исполнены им в течение
трех месяцев с даты, когда они должны
были быть исполнены. Дело о банкротстве
может быть возбуждено арбитражным судом
при условии что требования к должнику
– унитарному предприятию в совокупности
составляет не менее 100 000 руб.
При рассмотрении дел о банкротстве
муниципальных унитарных предприятий,
как правило, применяются следующие
процедуры банкротства:
- наблюдение
– процедура банкротства применяемая
к должнику с момента принятия арбитражным
судом заявления о признании должника
банкротом в
- обеспечения
сохранности его имущества проведения
анализа финансового состояния должника,
составления реестра требований кредиторов
и проведения первого собрания кредиторов;
- конкурсное
производство – процедура банкротства,
применяемая к должнику, признанному банкротом,
в целях сораз мерного удовлетворения
требований кредиторов за счет продажи
имущества должника.
Специфика применения процедур
банкротства в отношении муниципальных
унитарных предприятий связана с их
особым правовым статусом, который определен
федеральным законодательством.
Процедура банкротства, как правило,
преследует две цели:
- освобождение
предприятия от кредиторской задолженности
при сохранении действующего бизнеса
в ходе финансового оздоровления или внешнего
управления;
- перераспределение
ресурсов в пользу нового собственника
в результате ликвидации предприятия-должника
в ходе конкурсного производства.
В обоих случаях процедура
банкротства призвана защищать
интересы и должника, и кредитора.
При этом должник в лице муниципального
унитарного предприятия получает возможность
восстановить свое финансовое состояние,
не подвергаясь ликвидации, а кредиторы
получают гарантию исполнения в их пользу
денежных обязательств за счет продажи
имущества должника.
Если собственник унитарного
предприятия не заинтересован
в продолжении его деятельности,
Федеральный закон № 127-ФЗ дает
возможность добровольно объявить
о банкротстве предприятия-должника.
Основанием для объявления должника
– унитарного предприятия банкротом является
решение собственника его имущества в
лице уполномоченного органа.
Согласно Федеральному закону
№ 161-ФЗ при ликвидации унитарного
предприятия по решению собственника
имущества в случае его неспособности
удовлетворить требования кредиторов
в полном объеме руководитель муниципального
предприятия или ликвидационная комиссия
обязаны обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании предприятия
банкротом. Ситуация осложняется тем,
что ряд муниципальных унитарных предприятий,
в отношении которых приняты решения о
ликвидации, не имеют собственных средств
и имущества для удовлетворения в полном
объеме требований кредиторов и возмещения
расходов на ликвидационные мероприятия.
Таким предприятиям арбитражный
суд отказывает в принятии заявления
о признании несостоятельным (банкротом),
ссылаясь на недостаточность средств
для финансирования судебных расходов,
а именно на вознаграждение арбитражного
управляющего и оплату услуг привлекаемых
лиц, на опубликование соответствующих
сведений. Подтверждением этому являются
положения информационного письма Президиума
ВАС РФ от 26.07.05 № 94 «О порядке рассмотрения
заявления должника о признании его банкротом
при отсутствии у него имущества, достаточного
для покрытия расходов по делу о банкротстве».
Если выясняются подобные обстоятельства,
предусмотренные ст. 230 Федерального закона
№ 127-ФЗ, то арбитражный суд применяет
положения о банкротстве отсутствующего
должника. По смыслу п. 1 ст. 227 Федерального
закона № 127-ФЗ заявление о признании отсутствующего
должника банкротом может быть подано
в арбитражный суд только конкурсным кредитором
либо уполномоченным органом.
Таким образом, необходимым условием
для принятия арбитражным судом
заявления собственника (учредителя)
или руководителя предприятия о признании
муниципального унитарного предприятия
несостоятельным (банкротом) является
нахождение на балансе предприятия достаточного
количества имущества для покрытия судебных
расходов.
К числу преимуществ начала
процесса банкротства через добровольную
ликвидацию необходимо отнести отсутствие
процедуры наблюдения (срок от 2 до 7 месяцев
с соответствующими затратами на вознаграждение
временного управляющего и его расходов
на проведение соответствующих мероприятий),
в ходе которой анализируется финансово-хозяйственная
деятельность и выявляются признаки преднамеренного
(фиктивного) банкротства. Конкурсное
производство, как правило, открывается
сроком на один год.
Заключение.
Создание
нового предприятия начинается с
принятия соответствующего решения. Решение
о создании предприятия принимает владелец
капитала. Если капитал одного лица недостаточен,
осуществляется поиск партнеров по бизнесу.
С момента принятия решения о создании
предприятия возникает необходимость
выполнения ряда условий, определяемых
законодательством.
Собрание
учредителей утверждает устав предприятия,
где указывается наименование, юридический
адрес предприятия, определяется организационно-правовая
форма, основные цели деятельности, указывается
величина уставного капитала, права
и обязанности учредителей, структура
фирмы и порядок управления ее деятельностью,
порядок ликвидации.
Регистрация
предприятия проводится районной или
городской администрацией по месту
учреждения предприятия в месячный
срок. Для регистрации предприятия
нужно представить заявление учредителя,
устав предприятия, решение о создании
предприятия или договор учредителей,
свидетельство об уплате государственной
пошлины. Зарегистрированное предприятие
включается в единый государственный
реестр юридических лиц. Предприятие получает
временное свидетельство о регистрации.
Вновь
созданное предприятие должно пройти
этап оформления кодов статистики в
Государственном комитете по статистике.
В регистрационном удостоверении
коммерческого предприятия в
соответствии с действующими классификаторами
указываются коды:
· ОКПО (Общероссийский классификатор
предприятий и организаций);
· КОПФ (Классификатор организационно-правовых
форм хозяйствующих субъектов);
· КФС (Классификатор форм собственности);
· ОКОГУ (Общероссийский классификатор
органов власти и государственного управления);
· ОКАТО (Общероссийский классификатор
объектов административно-территориального
деления);
· ОКОНХ (Общероссийский классификатор
отраслей народного хозяйства);
· ОКДП (Общероссийский классификатор
видов экономической деятельности, продуктов
и услуг);
· ОКП (Общероссийский классификатор
продукции).
Предприятие
обязательно регистрируется и в
государственной налоговой службе,
открывает расчетный счет в банке.
Созданное
предприятие может функционировать
неограниченное время, за исключением
тех случаев, когда предприятие создается
для достижения конкретной цели и ликвидируется
после ее достижения в срок, оговоренный
в уставе.
Во
всех других случаях прекращение
деятельности происходит по добровольному
согласию ее владельцев, либо по решению
судебных органов.
О
ликвидации предприятия публикуется
сообщение в органах печати. Кредиторам
предоставляется срок для предъявления
претензий.
При
ликвидации соблюдается определенный
порядок. В первую очередь удовлетворяются
все претензии персонала по оплате за
труд, затем обязательства предприятия
перед налоговыми органами, имущественные
и денежные претензии кредиторов.
Особый
случай ликвидации представляет собой
банкротство. Банкротом признается
предприятие, неспособное удовлетворить
имущественные и денежные претензии кредиторов.
Ликвидация предприятия проводится по
решению арбитражного суда. Ликвидация
юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо прекратившим существование
после внесения об этом записи в единый
государственный реестр юридических лиц.
Список
использованной литературы
- Гражданский
кодекс РФ часть 1 и 2, 1996 г.;
- Предпринимательство:
учебное пособ. для вузов / под ред.
В. Я. Горфинкеля, 2010;
- Предпринимательская
деятельность: учебное пособие Г. Б. Поляка,
2010;
- Предпринимательство:
Учебник А. Ю. Муравьев, А. М. Игнатьев, А.
В. Крутик, 2011.