Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:51, реферат
В случае приобретения в результате одной или нескольких сделок одним физическим или юридическим лицом, либо группой юридических или физических лиц, связанных между собой соглашением более 5% долей (акций) кредитной организации, учредители ее уведомляют Банк России путем приложения к ходатайству сведений об имущественных отношениях участников.
Порядок создания и
ликвидации банков
Основные документы, регламентирующие порядок создания, регистрации и ликвидации КБ:
• Инструкция №75 ЦБ
РФ «О порядке применения федеральных
законов, регламентирующих процедуру
регистрации кредитных
• Федеральный закон «О банках и банковской деятельности с изменениями и доплнениями» от 08.07.99.
Процедура создания банка обычно включает в 3 этапа:
1) принятие решения об учреждении банка;
2) оформление и
предоставление пакета
3) регистрацию банку и выдачу лицензии.
1-й этап. Принятие решения об учреждении банка.
Это решение принимается
созданием учредителей
На этом собрании, как правило, утверждается Устав банка; размер УК; размеры взносов учредителей и доли распределения прибыли между ними; выбираются Совет директоров учреждаемого банка и председатель банка, которые после собрания учредителей готовят необходимы документы для их предоставления их в Главное территориальное управление ЦБ РФ для получения лицензии на право проведения банковской деятельности.
2-й этап. Оформление
и предоставление документов
для регистрации банка и
Для государственной
регистрации кредитной
1. Ходатайство о
государственной регистрации
• экономическое обоснование создания кредитной организации;
• расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности отдельно на каждый год;
• обоснование технической возможности и квалификационной готовности кредитной организации совершать банковские операции;
• информацию об учредителях кредитной организации (сфере их деятельности; финансовом состоянии; перспективах их развития);
• цель создания кредитной организации;
• приоритетные направления ее деятельности;
• предполагаемая клиентура;
• ресурсы, которые будут привлекаться для развития кредитных организации;
• планируемое управление
деятельностью кредитной
• документы, подтверждающие право собственности одного и;
них на здание (помещение),
в котором будет располагаться
кредитная организация или
В случае приобретения в результате одной или нескольких сделок одним физическим или юридическим лицом, либо группой юридических или физических лиц, связанных между собой соглашением более 5% долей (акций) кредитной организации, учредители ее уведомляют Банк России путем приложения к ходатайству сведений об имущественных отношениях участников.
В случае приобретения
учредителями более 20% долей (акций) кредитной
организации к ходатайству о
регистрации предоставляется
• нотариально удостоверенные копии документов о государственной регистрации юридических лиц;
• годовые бухгалтерские балансы за последние три года деятельности с пометкой государственной налоговой инспекции;
• заключение Государственного комитета по антимонопольной политике о соблюдении антимонопольных правил.
ЦБ РФ, получив пакет документов, рассматривает их в течение одного месяца и письменно извещает кредитную организацию о своем решении.
2. Учредительный
договор. Учредительный
3. Устав кредитной
организации в четырех
4. Протокол общего
собрания учредителей,
5. Свидетельство
(копия платежного поручения)
об уплате государственной
6. Нотариально удостоверенные копии:
• свидетельств о
государственной регистрации
• аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности за последние три года (с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках);
• подтверждение
Государственной налоговой
7. Декларации о
доходах учредителей
8. Анкеты кандидатов
на должности руководителей и
главного бухгалтера (наличие высшего
юридического или
9. Список учредителей
кредитной организации. Не
Предполагаемое полное и сокращенное наименование кредитной организации должно быть предварительно согласовано с Банком России.
Банк России в течение трех рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации телеграмму, подтверждающую согласование наименования кредитной организации.
3-й этап. Регистрация банка и выдача лицензии.
Пакет документов на
создание кредитной организации
предоставляется в
Территориальное управление Банка России анализирует пакет документов кредитной организации и делает заключение о возможной регистрации и выдаче лицензии данной кредитной организации, которое вместе с документами направляется в Банк России (Департамент лицензирования банковской деятельности).
Банк России рассматривает
полученные документы и принимает
решение о возможности
день после подписания
свидетельства о
• на титульном листе Устава кредитной организации ставит штамп с указанием даты государственной регистрации;
• направляет в Территориальное учреждение Банка России по два экземпляра свидетельства о регистрации кредитной организации и ее устава.
Территориальное учреждение
Банка России направляет учредителям
банка уведомление о
Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.
В течение одного месяца после регистрации кредитной организации ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала, и предоставить подтверждение оплаты в территориальные учреждения Банка России. Если кредитная организация создается в форме АО, то в течение месяца она должна разместить акции и зарегистрировать в Банке России отчет об итогах выпуска.
На основании подтверждения оплаты уставного капитала (УК) кредитной организацией территориальное учреждение Банка России в срок не более 10 дней проверяет правомерность его оплаты и делает заключение.
Неоплата (неполная
оплата) УК кредитной организацией
в установленный срок или нарушение
порядка формирования УК (неудовлетворительное
состояние учредителя) являются основанием
для аннулирования
После получения заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% УК Банк России в течение трех рабочих дней принимает решение о выдаче лицензии и направляет территориальному учреждению два экземпляра подписанной лицензии (1 экз. - в территориальное управление, 1 экз. - председателю Совета банка). Кредитные организации могут осуществлять банковские операции только после получения лицензии.
Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий.
1. Лицензия на
осуществление банковских
2. Лицензия на
осуществление банковских
3. Лицензия на
привлечение во вклады и
Только через два
года после государственной
4. Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях.
5. Лицензия на
привлечение во вклады средств
физических лиц в рублях и
иностранной валюте при
6. Генеральная лицензия,
которая выдается банку,
Генеральная лицензия
не расширяет круга выполняемых
банком операций, банк имеет право
в установленном порядке
Банки приобретают
статус юридического лица и статус
кредитной организации с
Порядок ликвидации коммерческого банка
Отзыв лицензии и ликвидация кредитной организации регулируется:
• «Положением об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в РФ» № 264 от 02.04.96 (с изменениями от 10.03.00).
• Федеральным законом «О банках и банковской деятельности с изменениями и дополнениями» от 08.07.99.
Основанием для отзыва лицензии являются:
1. Установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия.