Создание базы данных туристической фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части. Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определённого типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, клиенте, автомобиле, документе), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов – атрибуты (например, наименования и адреса клиентов, марки и цены автомобилей).

Оглавление

1 Введение……………………………………………………………………...3
2 Пояснительная записка……………………………………………………...5
2.1 Краткая характеристика предметной области…………………………5
2.2 Создание таблиц………………………………………………………....5
2.2.1 Разработка структуры БД……………………………………………..5
2.2.2 Инфологическое проектирование…………………………………....7
2.2.3 Структура и создание таблиц………………………………………...8
2.2.4 Реляционная схема базы данных…………………………………...11
2.2.5 Заполнение базы данных……………………………………………13
2.3 Оперирование данными………………………………………………..15
2.3.1 Создание запросов…………………………………………………...15
2.4 Выходные данные……………………………………………………...16
2.4.1 Отчет о поставщиках и поставляемых ими товарах……………16
2.4.2 Создание кнопочной формы……………………………………...21
3 Заключение…………………………………………………………………23
4 Список литературы…………….………………………………….….……25

Файлы: 1 файл

Курсовая ТП.doc

— 855.00 Кб (Скачать)
ГОУ ВПО «Московский государственный  открытый университет»

Чебоксарский  политехнический институт (филиал)

Кафедра Управления и информатики в технических системах
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине: «Технологии программирования»
на  тему: «Создание базы данных туристической фирмы»
  Выполнил:

студент 3 курса очной формы обучения

шифр специальности  220201

учебный шифр 607015 

Проверил: 
 
 
 
 

Чебоксары - 2009
 

       СОДЕРЖАНИЕ

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время среди разработчиков  базы данных (БД) большой популярностью  пользуется реляционная СУБД ACCESS, входящая в состав пакета  Microsoft Office 2003. Дружественный интерфейс и простота настройки, эффективные средства создания таблиц, форм, запросов, интеграция с другими приложениями пакета, средства организации работы с базами данных и защита информации - вот далеко не полный перечень достоинств этого приложения.

     Основные  функции СУБД – это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными.

     База  данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким  образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части. Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определённого типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, клиенте, автомобиле, документе), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов – атрибуты (например, наименования и адреса клиентов, марки и цены автомобилей). Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру – они состоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле в записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов.

     Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:

     - добавить в таблицу одну или  несколько записей;

  • удалить из таблицы одну или несколько записей;
  • обновить значения некоторых полей в одной или нескольких записях;
  • найти одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.

         Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определённым критериям множество записей, либо изменение в таблицах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    1. Краткая характеристика предметной области

      В данном курсовом проекте в качестве предметной области рассматривается  туристическая фирма. Наша база данных решает следующие задачи: учёт заказов, представление данных о доступных турах, сотрудниках, клиентах и о поставщиках услуг.

      В режиме форм создано кнопочное меню. С его помощью можно быстро получить доступ к данным о сотрудниках, клиентах, заказах, турах, поставщиках услуг, стоимости путёвок и предоставляемых услугах. Осуществлены запросы по поиску сведений о доступных турах, клиентах, сотрудниках, поставщиках услуг, заказах, услугах. Также производится процедура наценки стоимости на путёвки на 20 % и увеличения заработной платы сотрудникам на 5 %.

       Применяемая СУБД: ACCESS 2003.

       Изложим данные о туристической фирме. У фирмы есть поставщики (сотрудничающие фирмы), осуществляющие предоставление определённых услуг (перевозка пассажиров, обеспечение их временным жильём, помощь с оформлением виз и т.д.)

         Также в фирме есть свой штат сотрудников: менеджеры и консультанты, осуществляющие продажу путёвок, бухгалтер, охранник и уборщик. 

2.2  Создание таблиц.

    2.2.1 Разработка структуры БД

       Удачная разработка базы данных обеспечивает простоту ее поддержания. Данные следует  сохранять в таблицах, причем каждая таблица должна содержать информацию одного типа, например, сведения о поставщиках. Тогда достаточно будет обновить конкретные данные, такие как адрес, только в одном месте, чтобы обновленная информация отображалась во всей базе данных.

       Одним из наиболее сложных этапов в процессе проектирования базы данных является разработка таблиц, так как результаты, которые должна выдавать база данных (отчеты, выходные формы и др.) не всегда дают полное представление о структуре таблицы.

       При проектировании таблиц лучше разработать  структуру на бумаге и только затем  начинать работу с СУБД Access. При проектировке таблиц, рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:

   -    Не должно быть повторений  и между таблицами.

Когда определенная информация храниться  только в одной таблице, то и изменять ее придется только в одном месте. Это делает работу более эффективной, а также исключает возможность несовпадения информации в разных таблицах. Например, в одной таблице должны содержаться адреса и фамилии клиентов.

   -    Каждая таблица должна содержать  информацию только на одну  тему. Сведения на каждую тему обрабатываются намного легче, если содержаться они в независимых друг от друга таблицах. Например, адреса и заказы клиентов хранятся в разных таблицах, с тем, чтобы при удалении заказа информация о клиенте осталась в базе данных.

       Каждая  таблица содержит информацию на отдельную  тему, а каждое поле в таблице содержит отдельные сведения по теме таблицы. Например, в таблице с данными о поставщиках могут содержаться поля с названием компании, адресом и номером телефона. При разработке полей для каждой таблицы необходимо помнить:

        -   Каждое поле должно быть связано с темой таблицы.

       - Не рекомендуется включать в  таблицу данные, которые являются  результатом выражения.

       -    В таблице должна присутствовать  вся необходимая информация.

            - Информацию следует разбивать  на наименьшие логические единицы  (Например, поля «Имя» и «Фамилия», а не общее поле «Имя»). 

       2.2.2 Инфологическое проектирование

       Первым  этапом и самым главным этапом в процессе проектирования и создания базы данных, является разработка инфологической модели.

       Цель  инфологического моделирования  – обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных. Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).

       Ключ  – минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. Минимальность означает, что исключение из набора любого атрибута не позволяет  идентифицировать сущность по оставшимся.

       Связь – ассоциирование двух или более сущностей. Если бы назначением базы данных было только хранение отдельных, не связанных между собой данных, то ее структура могла бы быть очень простой. Однако одно из основных требований к организации базы данных – это обеспечение возможности отыскания одних сущностей по значениям других, для чего необходимо установить между ними определенные связи.

       Между двумя сущностям, например, А и  В возможны четыре вида связей.

       Первый  тип – связь ОДИН-К-ОДНОМУ (1:1): в каждый момент времени каждому представителю (экземпляру) сущности А соответствует 1 или 0 представителей сущности В:

       

       Студент может не "заработать" стипендию, получить обычную или одну из повышенных стипендий.

       Второй  тип – связь ОДИН-КО-МНОГИМ (1:М): одному представителю сущности А соответствуют 0, 1 или несколько представителей сущности В.

       

       Квартира  может пустовать, в ней может  жить один или несколько жильцов.

       Так как между двумя сущностями возможны связи в обоих направлениях, то существует ещё два типа связи  МНОГИЕ-К-ОДНОМУ (М: 1) и МНОГИЕ-КО-МНОГИМ (М: М). Но мы их использовать не будем. 

  • 2.2.3 Структура и создание таблиц
  •       В таблицах данные распределяются по столбцам (которые называют полями) и строкам (которые называют записями). Все данные, содержащиеся в поле таблицы, должны иметь один и тот же тип. Каждое поле таблицы характеризуется наименованием, типом и шириной поля. При задании типа данных поля можно также указать размер, формат и другие параметры, влияющие на отображение значения поля и точность числовых данных. Основные типы данных:

    • Текстовый. Текст или числа не требующие проведения расчётов.
    • МЕМО.  Поле этого типа предназначено для хранения небольших текстовых данных (до 64000 символов). Поле этого типа не может быть ключевым или проиндексированным.
    • Числовой.  Этот тип данных содержит множество подтипов. От выбора подтипа (размера) зависит точность вычислений.
    • Счётчик.  Уникальные, последовательно возрастающие  числа, автоматически вводящиеся при добавлении новой записи в таблицу.
    • Логический.  Логические значения, а так же поля, которые могут содержать одно из двух возможных значений.
    • Денежный. Денежные значения и числовые данные, используемые в математических вычислениях.
    • Дата/Время. Дата и время хранятся в специальном фиксированном формате.
    • Поле объекта OLE. Включает звукозапись, рисунок и прочие типы данных. Поле этого типа не может быть ключевым или проиндексированным.
    • Гиперсвязь.  Содержит адреса Web-страниц.
          
    Таблица: Клиенты
    Поле  Тип данных
    Код клиента Числовой
    Фамилия Текстовый
    Имя Текстовый
    Отчество Текстовый
    Адрес Текстовый
    Телефон Текстовый

            Определим, какие типы данных будут присутствовать в наших таблицах:

    Таблица: Сотрудники
    Поле Тип данных
    Код сотрудника Числовой
    Фамилия Текстовый
    Имя Текстовый
    Отчество Текстовый
    Дата  рождения Дата/время
    Зарплата Текстовый
    Должность Текстовый
    Адрес Текстовый
    Телефон Текстовый
      Таблица: Туры
    Поле Тип данных
    Код тура Числовой
    Код услуги Числовой
    Страна Текстовый
    Курорт Текстовый
    Транспорт Текстовый
    Визовое обслуживание Логический
    Проживание Логический
    Тип проживания Текстовый
    Питание Логический
    Тип питания Текстовый
    Экскурсии Логический
    Дата  отправления Дата/время
    Дата  прибытия Дата/время
    Стоимость тура Денежный

    Информация о работе Создание базы данных туристической фирмы