Понятие свободы движения капиталов в странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа принципа свободного движения капиталов в отношении других основных принципов общего рынка Европейского союза.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих основных задач:
- изучение особенностей правового регулирования свободы движения капитала в рамках Европейского Союза;
- выявить основные проблемы правового развития принципа свободы передвижения капиталов
- определить правовое положение принципа свободного движения капиталов в системе внутреннего рынка Европейского Союза.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Общий рынок Европейского союза и его принципы…………………………..….5
Понятие общего рынка Европейского Союза……………………..….5
Основные элементы общего рынка Европейского Союза…………..….5
2. Понятие свободы движения капиталов в странах………………………………...12
2.1 Содержание понятия свободы движения капиталов и его составляющие...12
2.2 Ограничения движения капиталов в Европейском Союзе………….………13
2.3 Свобода движения капиталов как государственное средство вмешательства
в экономику…………………………………………………………………...15
3.Историко-правовое развитие свободы движения капиталов в странах Европейского Союза…………………………………………………………………..21
4. Правовая основа свободы движения капитала в странах Европейского Союза
Заключение……………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………….…………….…...25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Свобода движения капиталов в ЕС.rtf

— 389.00 Кб (Скачать)

Между тем Договор сохранил элементы национального государственного регулирования в сфере движения капиталов. Но, несмотря на наличие оговорок,

следует признать, что к настоящему времени подавляющее большинство препятствий на пути свободного движения капиталов в пределах ЕВР устранены.

В области законодательства о компаниях Совет обязал все компании, зарегистрированные в странах ЕС, публиковать ежегодные отчёты, соответствующие определённым спецификациям.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, свобода движения капиталов с юридической точки зрения является наименее развитым принципом общего рынка, так как положения о ней долгое время не имели прямого действия и, как следствие, не могли получить полноценного правового обеспечения. Во-вторых, следует разграничивать понятия « передвижения капиталов» и «передвижения платежей». В-третьих, положения Договора предоставляют полную свободу передвижениям капитала, которые подвержены лишь нескольким ограничениям, разделенным на три группы: ограничения status quo, ограничения, связанные с функционированием Экономического и валютного союза, а также ограничения, именуемые финансовым эмбарго. Также принцип свободы движения капиталов является эффективным средством вмешательства в экономику государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Историко-правовое развитие свободы движения капиталов в странах Европейского Союза

Вначале отметим тот факт, что понятие свободы движения капиталов формировалось постепенно. Первоначально было заявлено о том, в течении переходного периода и в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка, государства-члены будут во все возрастающей степени устранять в отношении друг с другом все ограничения на движение капиталов, принадлежащих лицам, проживающих в качестве резидентов на территории государств-членов, а также любую дискриминацию по национальному признаку, или по местопребыванию сторон, или по месту вложения капиталов (ст.67).

Чтобы ускорить реализацию свободы движения капиталов, были определены этапы и составлен примерный график. В первую очередь должны были освобождаться от всяких ограничений текущие платежи, связанные с движением капиталов между государствами-членами. Разрешения на валютные операции стали по мере возможности даваться на основе либерального подхода. Государства-члены обязывались устанавливать свои собственные правила, регулирующие рынок капиталов и кредитную систему, на недискриминационной основе. [6, 78]

Особо оговаривался вопрос о займах. Устанавливалось, что займы, предназначенные для прямого или косвенного финансирования государства-члена, а также его региональных или административных местных органов, могли выпускаться или размещать в других государствах-членах только в том случае, если между заинтересованными государствами достигнута соответствующая договоренность. При этом было заявлено, что данное положение не препятствует применению Протокола об Уставе Европейского инвестиционного банка.

В дальнейшем правовое регулирование свободы движения капиталов развивалось в основном на основе директив и судебных решений. Понятие свобода движения капиталов стало приобретать более четкие рамки. Прежде всего под движением капиталов следует понимать только односторонние трансферы ценных бумаг из одного государства-члена в другое. При этом речь идет о таких трансакциях, которые носят самостоятельных характер, а не осуществляются в связи с поставками товаров, оказанием услуг, или перемещением рабочей силы.

В настоящее время можно сказать, что свобода движения капиталов включает прямые инвестиции, предоставление кредитов, обеспечение поручительств, участие в предпринимательстве, приобретении недвижимости, вложение ценных бумаг, размещение займов. Как видно, речь идет не только о денежном капитале, но и об имуществе.

Обращая внимание на недавнее прошлое, нельзя не признать, что, несмотря на соблюдаемые постепенность и поэтапность продвижения вперед, реализация свободы движения капиталов происходила нелегко и была сопряжена с преодолением трудностей, многие из которых не встречались на пути остальных трех свобод общего рынка.

Расшифровывая понятие «движение капиталов», Сообщество определило сначала в 1960 г., а затем в 1962 г. четыре группы капиталовложений - А, Б, В, Г, - отличавшиеся разной степенью либерализации. При этом прямы капиталовложения были включены в первую группу (А) и поэтому подлежали полной и безусловной «либерализации». Они нуждались в разрешении властей заинтересованных государств, но такие разрешения давались практически автоматически. [6, с.79] Подобная политика привела к заметному успеху. Достаточно отметить, что к началу 60-х годов, а в ряде случаев и раньше национальные валюты государств-членов ЕЭС стали свободно конвертируемыми.

Главные трудности проистекали из-за отсутствия достаточно хорошо взаимосвязанного и единообразного регулирования всей системы отношений в сфере свободного перемещения капиталов. Долгое время оставались в силе явно не стыковавшиеся друг с другом ограничения, установленные государствами-членами. Эти государства достаточно неохотно расставались со своими полномочиями. К тому же Договор изобиловал в отношении свободы движения капиталов выражениями типа «насколько это возможно», «в мере, какая необходима для нормального функционирования общего рынка».

Движение капиталов не сводится к движению денег и ценных бумаг. Весьма важную роль в экономической политике государства с самого начало играло обеспечение свободы платежей, которую называют отдельной, пятой свободой общего рынка Европейского Союза. И хотя о движении капиталов и о движении платежей говорится в разных статьях Договора о ЕЭС (ст. 67 и 106), тесная взаимосвязь между ними не подлежит сомнению.

Надо отметить, что полная либерализация движения капиталов не была достигнута и к началу 1990-х годов. Только в восьми странах (Германия, Франция, Италия, Великобритания, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания) она стала с 1 июля 1990 г. свершившимся фактом.

С учетом сложившейся ситуации ряд положений Договора о ЕЭС о свободе движений капиталов, и особенно о свободе платежей, нужно было полностью или частично изменять. Это было сделано непосредственно в тексте Договора о Европейском Союзе (1992 г.). Начиная с 1 января 1994 г. статьи 67-73 Договора о ЕЭС были заменены на статьи, получившие номера с 73 «b» по «g». Перемены отражали требования нового времени и его дух. [6, c.81]

Если в Договоре о ЕЭС речь шла о достаточно осторожной либерализации движения капиталов, то теперь была выдвинута задача максимально возможной отмены ограничений, действовавших в этой сфере. Как гласит статья 73 «b», в рамках положений, установленных в главе 4 , все ограничения на движение капитала между государствами-членами, а также между государствами-членами и третьими странами должны быть запрещены. В рамках положений, установленных в этой главе, все ограничения на платежи между государствами-членами и третьими странами также должны быть запрещены.

Запрет на ограничение стал общим правилом прямого действия. Это был лейтмотив нового курса. Вместе с тем Договором о Европейском Союзе допускались определенные ограничения и вводились некоторые защитные механизмы. В этой связи автор считает необходимым выделить два момента.

Во-первых, вышеприведенные положения не должны были приносить ущерб применению к третьим странам любых ограничений, которые существовали на 31 декабря 1993 г. в соответствии с правом государств-членов или ЕЭС в отношении движения капиталов в третьи страны или из них, включая прямые инвестиции в предприятия, в том числе вложения в недвижимость, предоставление финансовых услуг или допуск ценных бумаг на рынок капитала.

Во-вторых, в целях достижения свободного движения капиталов между государствами-членами и третьими странами в максимально возможной мере и без ущерба для осуществления других целей, зафиксированных в Договоре, Совету было предоставлено право принимать по предложению Комиссии решения об одобрении мероприятий по движению капиталов в третьи страны.

В Договоре содержалось важное положение: названные меры и процедуры не должны быть средством произвольной дискриминации или завуалированного ограничения по отношению к свободному движению капиталов или платежей.

Комиссия, Совет и Европарламент приняли много документов, развивающих положения вышеназванных  Договоров и регулирующих свободу движения капиталов с учетом запросов времени. В своем заявлении от 27 сентября 1995 г. Комиссия подчеркнула важность обеспечения «прозрачности» и повышения качества платежей, осуществляемых из одного государства-члена в другое. В конце 1994 г. Европарламент и Совет подготовили директиву о трансграничных денежных переводах. 26 июля 1996 г. Комиссия дала ответ на запрос депутатов Европарламента относительно средств борьбы с «отмыванием» денег. Несколько важных решений, касающихся свободы движения капиталов, были приняты Судом европейских сообществ.

Таким образом, следует отметить постепенность и затрудненность формирования принципа свободы движения капиталов, в основе которого были определены этапы и составлен примерный график. Отметим и тот факт, что данный принцип формировался в основном на основе директив и судебных решений. Комиссия, Совет и Европарламент приняли много документов, которые развивали и регулировали свободу движения капиталов с учетом запросов времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Правовая основа свободы движения капитала в странах Европейского Союза

       Правовую основу данной работы составили, в первую очередь, действующие учредительные документы Европейского Союза (Договор о Европейском Союзе 1992 г., Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Договор о Евратоме 1957 г.), регламенты, директивы, рамочные решения и другие нормативные акты, принятые институтами Европейского Союза, судебная практика (решения Суда Европейских сообществ и Трибунала первой инстанции), а также международные договоры Европейских сообществ.

Составной частью законодательства Европейского Союза, регулирующего движение капитала, являются многочисленные сообщения Комиссии о различных аспектах экономической деятельности в Европейском Союзе, в том числе касающиеся движения капитала. К примеру: Сообщение Комиссии по некоторым правовым аспектам, касающимся инвестиций внутри Европейского Союза, Сообщение Комиссии о новых юридических рамках для платежей на внутреннем рынке и т.д. Ценность этих сообщений состоит в том, что они основываются на сложившейся судебной практике и, по сути, являются обобщением выводов Суда Европейских сообществ. 
      Законодательство Европейского Союза, регулирующее движение капитала, а также законопроекты по данным вопросам представляют несомненный интерес для отечественной юридической науки и практики. Это обусловлено, в частности, возможностью использования полезного опыта Европейского Союза для совершенствования отечественного законодательства в различных отраслях права, как публично-, так и частноправовых, в том числе, в области регулирования движения капитала. 
      Исследование регулирования движения капитала в праве Европейского Союза имеет существенное значение в контексте реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. (СПС) между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой.

Также следует отметить, что передвижению капиталов посвящена Директива Совета 88/361/ ЕЭС от 24 мая 1988 г. о применении статьи 68 Договора. Данная директива дифференцирует передвижение капиталов на 12групп и устанавливает порядок их движения в наличной и безналичной форме.

Вопросы трансграничных переводов подробно регулирует специально посвященная им директива Европейского парламента и Совета 97/5/ЕС от 27 января 1997 г. о трансграничных кредитных переводах.

Говоря об ограничения передвижения капиталов в Европейском союзе, то им посвящены статьи 57-60 ДЕС, т.е. практически все статьи главы 2 «Капиталы и платежи» раздел III « Свободное движение лиц, услуг, капиталов» части III Договора, за исключением статьи 56, где освящается содержание самого принципа.[19, 504-505]

В итоге, автор может  сделать вывод о недостаточном систематизировании правовых аспектов принципа свободы движения капиталов, так как в основном данный принцип регулируется в контексте многочисленных сообщений Комиссии, соглашений и решений суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог проведенному исследованию, мы можем определить сущность и содержание принципа свободного движения капитала в праве Европейского Союза, сформулировать отличительные черты правового регулирования принципа свободного движения капитала, как оно сложилось в настоящее время и в аспекте его дальнейшего развития.

Главной характерной чертой регулирования принципа свободного движения капитала, на наш взгляд, является прагматизм и осторожность европейского законодателя. Кроме того, долгое время исследования свободы движения капитала не велись, что было в основном связано с отсутствием прямого действия соответствующих положений Учредительного договора.

В судебной практике и законодательстве Европейского Союза понятия «принцип» и «свобода» движения капитала используются как равноценные. Следовательно, в нашей работе понятия «принцип» и «свобода» также рассматриваются как синонимы.

Принцип свободного движения капитала можно определить, как норму основополагающего характера, которая закрепляет и гарантирует свободу инвестирования денежных средств на всей территории Европейского Союза и за его пределами.

Движение капитала было либерализированно позже других свобод общего рынка и по настоящее время сохраняется большое количество исключений, при которых свобода подлежит существенному ограничению. При этом государствам-членам предоставлена большая свобода действий по определению мер, необходимых для ограничения свободы движения капитала.

Свобода движения капитала является самостоятельной свободой общего рынка и осуществляет в системе свобод общего рынка три взаимосвязанные функции, которые формировались и изменялись в ходе создания общего (внутреннего) рынка Европейского Союза:

Информация о работе Понятие свободы движения капиталов в странах