Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа
Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа принципа свободного движения капиталов в отношении других основных принципов общего рынка Европейского союза.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих основных задач:
- изучение особенностей правового регулирования свободы движения капитала в рамках Европейского Союза;
- выявить основные проблемы правового развития принципа свободы передвижения капиталов
- определить правовое положение принципа свободного движения капиталов в системе внутреннего рынка Европейского Союза.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Общий рынок Европейского союза и его принципы…………………………..….5
Понятие общего рынка Европейского Союза……………………..….5
Основные элементы общего рынка Европейского Союза…………..….5
2. Понятие свободы движения капиталов в странах………………………………...12
2.1 Содержание понятия свободы движения капиталов и его составляющие...12
2.2 Ограничения движения капиталов в Европейском Союзе………….………13
2.3 Свобода движения капиталов как государственное средство вмешательства
в экономику…………………………………………………………………...15
3.Историко-правовое развитие свободы движения капиталов в странах Европейского Союза…………………………………………………………………..21
4. Правовая основа свободы движения капитала в странах Европейского Союза
Заключение……………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………….…………….…...25
Свобода движения капиталов подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами -- участниками ЕС и третьими странами. Таким образом, под свободой движения капитала понимается комплекс субъективных прав и обязанностей, связанных с движением капитала в Европейском Союзе. Данный принцип общего рынка Европейского союза мы рассмотрим ниже более подробно.
Кроме того, из текста этой статьи следует, что авторы Договора считали, что эти четыре свободы являются основными характеристиками, а значит, и основными компонентами внутреннего (единого) рынка, без которых он не может существовать. В свою очередь, без единого рынка не могут быть осуществлены и цели Сообщества. Вообще, хотелось бы отметить, что единый рынок является, пожалуй, самым значительным и развитым достижением Сообщества, а четыре свободы - одним из самых разработанных разделов права ЕС, причем как по количеству принятых в этой области нормативных актов, так и по количеству решений Суда в рамках его прямой и преюдициальной юрисдикций.
Употребляя термин "свободы", мы должны понимать, что он означает. Во-первых, каждая из вышеуказанных свобод является принципом внутреннего рынка ЕС, без которого он не смог бы существовать.
Во-вторых, в узком значении, каждая из свобод означает определенное субъективное право граждан ЕС, юридических лиц, зарегистрированных на территории государств - членов ЕС, а также, в некоторых случаях, и иностранцев. Например, свобода передвижения товаров в своем узком значении означает право любого из этих лиц свободно и беспрепятственно перемещать товары между государствами-членами.
В-третьих, со временем в праве ЕС термин "свобода" стал употребляться в более широком смысле и означать не только собственно свободу осуществлять те или иные действия, но и весь комплекс прав и обязанностей, связанных с такой свободой и закрепленных в нормативных актах Сообщества, государств-членов, а также в решениях Суда. [18, c.166-167]
Нормам права ЕС, регулирующим четыре свободы, присущи в той же степени, что и другим нормам права Сообщества, такие правовые принципы, как принцип прямого действия, принцип отсутствия дискриминации и принцип верховенства права Европейского Союза.
Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17) не вносит принципиальных изменений в правовой режим внутреннего рынка ЕС. После вступления в силу этого документа рассматриваемые в настоящей главе принципы и другие правила внутреннего рынка будут закрепляться в части третьей Договора о ЕС 1957 г., переименованного в Договор о функционировании Европейского Союза (часть третья "Внутренняя политика и деятельность Союза": раздел I "Внутренний рынок", раздел II "Свободное передвижение товаров", раздел IV "Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов"). [17,c.140]
Третьим элементом общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) - проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной. антимонопольной, торговой и т.д.
Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рыка в течение первых 12 лет после вступления Договора в силу (1958 г.). Этот период в свою очередь подразделялся на три стадии, по четыре года каждая. В течение этого времени в соответствии с подробным расписанием, осуществлялось снижение ограничений вплоть до полного устранения тарифных и нетарифных ограничений, во взаимной торговле, унификация таможенных правил и введение общего таможенного тарифа, постепенная отмена, устранение ограничений на свободу жительства и экономической деятельности, на движение капиталов внутри сообщества. Устанавливались также сроки поэтапного введения общих политик.
В целом процесс создания общего рынка завершился к концу 1960-х гг.
Концепция общего рынка послужила основой для реализации концепции внутреннего рынка (Internal Market), заложенной в Едином европейском акте 1986 г. и сегодня являющейся составной частью экономического и валютного союза (Economic and Monetary Union) государств-членов. Общий рынок частично распространяется также на государства-члены ЕАСТ (Швейцарию, Лихтенштейн, Исландию. Норвегию) на основе механизма Европейского экономического пространства (European Economical Area), соглашение о котором было заключено в 1992 г.
Кроме того, дополнительно в рамках Сообщества были созданы Экономический и социальный комитет, Европейский инвестиционный банк и, позднее, Счетная палата. При этом Совет стал главным "законодателем" Сообщества, а Комиссия - главным исполнительным органом.
Таким образом, в течении 50-х годов были созданы три европейских сообщества: общеэкономическое - ЕЭС и специальной компетенции - ЕОУС и Евратом
В 1973 г. к ЕЭС присоединяются, Великобритания, Дания и Ирландия, а после падения диктаторских режимов - Греция, Испания, Португалия.
В 1979 году прошли первые выборы в Европейский парламент. [18]
Подытоживая все вышесказанное, автор может сделать вывод, что общий рынок Европейского союза - это базис европейской интеграции, который состоит из трех элементов. Первый элемент - это таможенный союз, второй элемент - основные свободы общего рынка: свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов, и третий элемент - это «позитивная интеграция».
Понятие свободы движения капиталов в странах ЕС
Исходя из анализа использованной литературы, автор полагает, что свобода движения капиталов рассматривается и в учебниках, и в других работах по праву сообществ большей частью последней из четырех «основных свобод общего рынка». Тем не менее, это не означает, что по своему значению она менее важна, чем другие три. Свои основания есть у точки зрения, выдвигающей свободу движения капиталов чуть ли не на первое место в системе основных свобод общего рынка сообществ. «Очередность» свобод предопределяется другими обстоятельствами, а именно тем, что по сравнению со свободами движения товаров, лиц и услуг свобода движения капиталов не является столь либерализированной.
Содержание понятия свободы движения капиталов и его составляющие
Договор об учреждении Европейского сообщества не дает четкого определения "движений капитала", а без этого не возможно понять и что такое свобода движений капитала. Этот пробел был восполнен решениями суда.
В решении по делу Luisi and Carbone v. Ministero del Tesoro Суд определил, что "движения капиталов" означают финансовые операции, существенно связанные с инвестированием соответствующих фондов. [14, 107]
В решении по делу R. v. Thompson Суд заметил: "... не желая определить каждый случай, при котором происходит передвижение капитала, считаем, что во многих случаях передвижение капитала имеет место, когда финансовые источники, расположенные в одной стране, используются для инвестиций в другую страну и инвестиция не перечисляется обратно в страну первоначального местонахождения финансовых ресурсов в разумный срок". [14,107]
Таким образом, мы можем перечислить наиболее важные составляющие передвижения капитала:
1) это финансовые операции, связанные с инвестированием
2) происходит инвестирование в другое государство
3) инвестированные ресурсы не возвращаются в страну своего первоначального местонахождения в разумный срок.
Свобода же передвижения капитала является свободой на осуществление таких финансовых операций. [14, с. 107]
В упомянутом выше решении по делу Luisi and Carbone Суд, следуя п. 2 ст. 67 Договора об учреждении ЕЭС, провел разграничение между операциями, составляющими передвижение капитала, и текущими платежами.
Таким образом, выделяют наиболее существенные черты текущих платежей:
- простые перечисления иностранной валюты;
- перечисление происходит между двумя государствами;
- перечисление является оплатой за предоставленные услуги;
- валютой такого перечисления является валюта одного из государств-членов, в котором проживает либо кредитор, либо бенефициарий. Если платеж происходит в валюте третьей страны, то он не подпадает под действие ст. 107 Договора.
2.2Ограничения свободы движения капиталов в Европейском Союзе
Свобода передвижения капиталов имеет два аспекта: внутренний, который касается ее реализации между государствами-членами, и внешний, затрагивающий передвижение капиталов и платежей между государствами-членами и третьими странами. Этот момент имеет принципиальное значение для определения ограничений свободы движения капиталов.
Перечень мероприятий государств-членов, которые могут ограничить внутренний аспект передвижения капиталов, содержится в § 1 ст.58:
применение различий в налоговом законодательстве между налогоплательщиками, находящихся в неодинаковых условиях в том, что касается их налогового домицилия или относительно места вложения их капиталов;
применение необходимых мер по предотвращению налоговых правонарушений, включая контроль над деятельностью финансовых учреждений;
введение обязательного декларирования всех данных о движении капитала для административных и статистических целей;
ограничения движения капиталов по мотивам публичного порядка и государственной безопасности; [19, 507]
Согласно единственному условию, которое предусматривает ДЕС для реализации этих ограничений, эти меры не должны быть средством произвольной дискриминации или завуалированного ограничения свободного движения капиталов по Сообществу.
В отношении внешнего ограничения ситуация несколько более сложная. Можно выделить три группы таких ограничений: ограничения status quo, ограничения, связанные с функционированием ЭВС, и финансовое эмбарго.
Ограничения status quo. Их устанавливает статья 57 ДЕС. Это ограничения на передвижение капитала с третьими странами, введенные государствами-членами или Сообществом до 31 декабря 1993 г. и не отменные по сей день. Такие ограничения могут касаться четырех основных областей финансового сектора:
прямые инвестиции в предприятия;
вложения в недвижимость;
предоставление финансовых услуг;
допуск ценных бумаг на финансовый рынок;
2.Ограничения, связанные с функционированием ЭВС. Этим мерам посвящена статья 59 ДЕС. Такие меры вводятся исключительно на уровне Сообщества, если обстоятельства, связанные с движением капитала в третьи страны или из них могут вызвать серьезные затруднения или создавать угрозу таких затруднений для функционирования ЭВС. По своей природе это защитные меры.
Указанные ограничения могут быть введены только в случае крайней необходимости и сроком не более шести месяцев. Они еще ни разу не применялись на практике.
3.Финансовое эмбарго. Эмбарго представляет собой введение экономических ограничений в отношении одной или нескольких стран по политическим мотивам. Следовательно, финансовым эмбарго будут являться подобные ограничения в отношении капиталов и платежей.
Статья 301 ДЕС посвящена мерам эмбарго со стороны Европейского Союза. В то же время согласно § 1 ст. 60 Договора подобное коллективное эмбарго, вводимое на уровне Союза, может включать ограничения на капиталы и платежи. Такие меры, например, применялись в отношении Афганистана в начале 2000-х годов.
В соответствии с § 2 ст. 60 любое государство-член по серьезным политическим причинам и в случае крайней необходимости может также ввести одностороннее финансовое эмбарго в отношении третьих стран. [19, 508]
Свобода движения капиталов как государственное средство вмешательства в экономику
Регулирование движение капитала занимает важное место в арсенале средств государственного вмешательства в экономику. Капитал представляет собой самый мобильный фактор производства, причём в краткосрочном плане его движение часто носит спекулятивный характер. Неограниченные приток и отток денежного капитала могут приводить к экономически необоснованным и в конечном счёте к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным девальвациям и валютным кризисам. Поэтому, в зависимости от экономической конъюнктуры правительства принимают меры либо для ограничения вывоза капитала из страны, либо для ограничения его ввоза. Но к середине 80-х годов правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков. Этому способствовали ряд обстоятельств: устойчивое улучшение платёжных балансов государств-членов ЕС, быстрая интернационализация производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое достижение информационных и банковских технологий сделали менее острой необходимость над движением капитала. В 1988 г. Совет принял директиву о создании свободного рынка капиталов в рамках всего Сообщества к 1992 г. Директива предусматривала полную либерализацию движения капитала между государствами-членами. Движение капитала между странами ЕС должно было стать предметом постепенной либерализации. Были запрещены все ограничения на движение капитала между государствами-членами и третьими странами. Запрещены все ограничения на платежи между государствами-членами и третьими странами. Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной экономической и финансовой интеграции.
Информация о работе Понятие свободы движения капиталов в странах