Понятие свободы движения капиталов в странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа принципа свободного движения капиталов в отношении других основных принципов общего рынка Европейского союза.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих основных задач:
- изучение особенностей правового регулирования свободы движения капитала в рамках Европейского Союза;
- выявить основные проблемы правового развития принципа свободы передвижения капиталов
- определить правовое положение принципа свободного движения капиталов в системе внутреннего рынка Европейского Союза.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Общий рынок Европейского союза и его принципы…………………………..….5
Понятие общего рынка Европейского Союза……………………..….5
Основные элементы общего рынка Европейского Союза…………..….5
2. Понятие свободы движения капиталов в странах………………………………...12
2.1 Содержание понятия свободы движения капиталов и его составляющие...12
2.2 Ограничения движения капиталов в Европейском Союзе………….………13
2.3 Свобода движения капиталов как государственное средство вмешательства
в экономику…………………………………………………………………...15
3.Историко-правовое развитие свободы движения капиталов в странах Европейского Союза…………………………………………………………………..21
4. Правовая основа свободы движения капитала в странах Европейского Союза
Заключение……………………………………………………………………………23
Список использованных источников…………………………….…………….…...25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Свобода движения капиталов в ЕС.rtf

— 389.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

 1. Общий рынок Европейского союза и его принципы…………………………..….5

 Понятие общего рынка Европейского Союза……………………..….5

Основные элементы общего рынка Европейского Союза…………..….5

2. Понятие свободы движения капиталов в странах………………………………...12

2.1 Содержание понятия свободы движения капиталов и его составляющие...12

2.2 Ограничения движения капиталов в Европейском Союзе………….………13

2.3 Свобода движения капиталов как государственное средство вмешательства

      в экономику…………………………………………………………………...15

3.Историко-правовое развитие свободы движения капиталов в странах Европейского Союза…………………………………………………………………..21

4. Правовая основа свободы движения капитала в странах Европейского Союза

Заключение……………………………………………………………………………23

Список использованных источников…………………………….…………….…...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное экономическое пространство невозможно без четкого регулирования движения капитала, позволяющего как свободно проводить трансграничные операции с капиталом, так и осуществлять эффективное противодействие использованию финансовых институтов в целях преступной деятельности. Положения, посвященные регулированию движения капитала, в настоящее время являются сложнейшей частью законодательства, правовой доктрины и правоприменительной практики большинства стран мира. 
          В судебной практике Суда Европейских сообществ понятия «принцип» и «свобода» движения капитала используются как равноценные. Следовательно, в нашем исследовании понятия «принцип» и «свобода» также рассматриваются как синонимы. 
         Актуальность предмета настоящего исследования обусловлена тем, что вопросы, входящие в предмет настоящей работы, практически не исследовались даже российскими правоведами. Принцип свободного движения капитала в основном рассматривался в контексте изучения общего рынка и его основных свобод, а также в ходе исследований в других, тесно связанных с реализацией принципа свободного движения капитала, областях: налоговое, корпоративное, банковское право.  
       Не менее важным является то обстоятельство, что почти все исследования концентрировали внимание лишь на попытке объяснить, что представляет принцип свободного движения капитала как таковой, без углубленного анализа его места в системе других принципов общего рынка, его происхождения и проблем развития. 
       Отсюда возникает необходимость в подготовке комплексного исследования принципа свободного движения капитала в системе принципов общего рынка.  
       Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа принципа свободного движения капиталов в отношении других основных принципов общего рынка Европейского союза.

        Достижение указанной цели предполагает решение следующих основных задач: 
- изучение особенностей правового регулирования свободы движения капитала в рамках Европейского Союза;

- выявить основные проблемы правового развития принципа свободы передвижения капиталов

- определить правовое положение принципа свободного движения капиталов в системе внутреннего рынка Европейского Союза.  
      Предметом настоящего исследования выступает правовая основа деятельности органов, регулирующих принцип свободы движения капиталов.

Объектом нашего исследования являются общественные отношения, направленные на реализацию принципа свободы передвижения капиталов в Европейском Союзе.

Представленная работа состоит из введения, четырех разделов, некоторые из которых имеют свои подразделы, заключения, и списка использованных источников. В каждом разделе представлены выводы о проделанной работе.

          Теоретическую основу данного исследования составили, прежде всего, труды российских и зарубежных ученых-юристов в области европейского, международного и сравнительного права: С.Ю. Кашкина, Г.П. Толстопятенко, Б.Н. Топорнина, Л.М. Энтина, О.В. Буториной, Т.К. Хартли и др.

           Правовую основу исследования составили, в первую очередь, действующие учредительные документы Европейского Союза (Договор о Европейском Союзе 1992 г., Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Договор о Евратоме 1957 г.), регламенты, директивы, рамочные решения и другие нормативные акты, принятые институтами Европейского Союза, судебная практика (решения Суда Европейских сообществ и Трибунала первой инстанции), а также международные договоры Европейских сообществ.

           При работе использовались как общенаучные методы познания объективной реальности, так и специальные способы и приемы, характерные для юридических наук (в особенности для конституционного, международного и европейского права): диалектический, исторический методы, системный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий рынок ЕС и его принципы

 

1.1.Понятие общего рынка Европейского Союза

 

Общий рынок (Common market) - это концепция экономической интеграции государств-членов Европейского Союза в рамках Европейского сообщества (до 1992 г. Европейского экономического сообщества - ЕЭС). Основные положения концепции общего рынка отражаются в Римском договоре о Европейском Сообществе 1957 г. Следует полагать, что общий рынок - это основа основ европейской интеграции. На основе анализа учредительных документов Европейского Союза общий рынок определяется как пространство без внутренних границ, в котором провозглашены и последовательно осуществляются «четыре свободы, ставшие визитной карточкой Сообщества: свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов».

Суд Европейских сообществ неоднократно указывал, что вышеуказанные свободы образуют фундаментальные принципы Сообщества. Следовательно, принцип свободного движения капитала можно определить, как норму основополагающего характера, которая закрепляет и гарантирует свободу инвестирования денежных средств на всей территории Европейского Союза и за его пределами. 

1.2Основные элементы общего рынка Европейского Союза

 

Прежде всего, следует отметить, что общий рынок включает три основных элемента.

Первый элемент - это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка», а также именуемые «основные свободы общего рынка».

Все свободы перечислены в тексте Договора. Пункт "с" § 1 ст. 3 Договора говорит о том, что для осуществления поставленных перед Сообществом целей "деятельность Сообщества должна включать в себя... внутренний рынок, характеризуемый отменой препятствий свободе передвижения товаров, лиц, услуг и капитала между государствами-членами". Из этой статьи мы можем определить и перечень этих свобод:

1) свобода передвижения товаров;

2) свобода передвижения лиц;

3) свобода передвижения (или, более точно, предоставления) услуг;

4) свобода передвижения капитала. [18, с.166]

Следует отметить, что  свобода движения товаров предусматривает беспрепятственное перемещение товаров на всей территории Европейского Союза. И с экономической, и с социальной точки зрения страна выигрывает, если ставит во главу угла интересы потребителя, а не производителя. С этой точки зрения протекционизм контрпродуктивен. Конкретно открытие национального рынка даёт ряд преимуществ в замене дорогого отечественного производства более дешёвым импортом, созданию посредством конкуренции мощного стимула для улучшения качества товаров, либерализации международной торговли. Первоначально государства-члены ЕС пытались реализовать эти преимущества

путём создания таможенного союза, т. е. отмены таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле и установления общего тарифа в отношении третьих стран. Создание таможенного союза оказалось более чем эффективным. Торговля между странами ЕС за период 1930-1990 года увеличилась более чем в 2 раза. Однако в реальной действительности общий рынок формировался более 20 лет. Это объяснялось тем, что несмотря на успехи

таможенного союза, государства-члены не могли отказаться от барьеров, ограждавших их экономику от внешнего мира. Если рассматривать свободное, беспрепятственное движение продуктов и факторов производства как идеал, как конечную цель интеграции, то средством её достижения является, очевидно, полное устранение всех барьеров и препятствий, мешающих свободе движения товаров, услуг, капиталов и физических лиц.

Непосредственное отношение к первой из четырёх свобод имеют: общая торговая

политика, общая сельскохозяйственная политика, политика в области

конкуренции, транспортная политика, валютная политика.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию, работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода передвижения лиц в широком смысле состоит из нескольких блоков правовых норм. Это:

а) нормы, регулирующие свободу передвижения неработающих граждан ЕС с целью проживания;

б) нормы, регулирующие свободу передвижения трудящихся, а также членов их семей;

в) нормы, регулирующие свободу передвижения трудящихся и иных лиц, не являющихся гражданами ЕС;

г) Шенгенские соглашения, инкорпорированные в право ЕС (см. вопрос N 152) Договор, и его право;

д) нормы, регулирующие свободу учреждения, т.е. вариант свободы передвижения, но для юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. [18, 172-173]

Свобода передвижения лиц в узком смысле охватывает только свободу передвижения работников-мигрантов и членов их семей.

Перейдем к свободе движения услуг. Статья 49. ДОЕС устанавливает запрет на применение мер, ограничивающих свободу предоставления услуг, даже если постоянные структуры субъекта, предоставляющего услуги, расположены на территории одного государства-члена, а их потребители находятся на территории другого.

Статья 50 ДОЕС гласит, что «услуги», как правило, оказываются за вознаграждение; в качестве примера здесь приводится деятельность промышленного и коммерческого характера, деятельность ремесленников и специалистов; Суд, в свою очередь, пояснил, что на услуги, оказываемые бесплатно, действие упомянутых норм не распространяется (дело №52/79, Debauve). [15, 342-343]

Услуга, в отличие от товара, не может складироваться и храниться - услуга потребляется в момент производства. Услуга, в отличие от товара, с трудом поддаётся пограничному таможенному контролю, и такое стандартное средство регулирования, как тариф является неприемлемым. Услуга непосредственно связана с личностью производителя, и её судьба на рынке зависит от юридического статуса, социального и экономического положения, культуры и местонахождения лица, оказывающего услугу. Интеграция рынков услуг осложняется ещё и тем, что они много чаще, чем товары, являются предметом регулирования со стороны государства. Торговля услугами в региональном масштабе затруднялось целым рядом барьеров и препятствий:

1. прямыми запретами на предоставление отдельных видов услуг иностранцами

2. дискриминационным налогообложением

3. резервированием определённой части национального рынка за

национальным производителем

4. субсидиями, предоставляемыми национальным компаниям

5. валютными ограничениями на перевод за границу дохода от услуги

6. техническими требованиями, предъявляемыми к оборудованию,

используемому при предоставлению услуг

7. проблемами таможенной очистки товаров, ввозимых из-за границы и

используемых для предоставления услуг

 

Римский договор предоставил право компании из страны, входящей в ЕС, не открывая своего отделения в этой стране. Прорывом в сфере торговли услугами стал «Проект-92». В результате удалось создать более или мене однородный рынок товаров и услуг. Тем не менее, осталось ещё много нерешённых проблем. Еврокомиссия в настоящий момент продолжает работу по её либерализации. Уничтожение барьеров и препятствий в торговле услугами в рамках ЕВР осуществлялось при помощи 3 взаимосвязанных инструментов «негативной» и «позитивной» интеграции

1. либерализации торговли услугами в рамках ЕВР как посредством

  свободного перемещения услуг через границы, так и свободного создания

  отделений для предоставления услуг в других государствах-членах ЕС

2. взаимного признания качества национального контроля

3. гармонизации существующих национальных и создания минимального набора

  средств интеграционного регулирования

Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы. Судом Справедливости также установлено, что лицо, желающее получить какие-

либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категорию попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой

стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование  или вести свой бизнес. Данная свобода также применима к тем случаям, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание.

Таким образом, свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Информация о работе Понятие свободы движения капиталов в странах