Пенсионная реформа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:33, реферат

Краткое описание

Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Файлы: 1 файл

Пенсия))).doc

— 204.50 Кб (Скачать)

постановление Правительства РФ от 19 июня 2003 г. № 346 “О реализации права застрахованного  лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) в соответствии с Федеральным законом “Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”;

постановление Правительства РФ от 8 мая 2003 г. № 266 “О конкурсах по отбору специализированного  депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом Российской Федерации договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений”;

постановление Правительства РФ от 22 января 2003 г. № 34 “О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений”;

постановление Правительства РФ от 31 августа 2003 г. № 652 “Об утверждении правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации”;  

Федеральный закон  от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах». Во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений:   

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 546 "Об утверждении Положения о  лицензировании деятельности негосударственных  пенсионных фондов";

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. № 1432 "Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением";

Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 1385 "Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения"

Постановление Правительства РФ от 5 октября 1999 г. № 1117 "Об утверждении Положения  об Инспекции негосударственных  пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации"  

Федеральный закон  от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Во исполнение данного  закона, Правительством Российской Федерации  был принят ряд постановлений:

Постановление Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 148 "Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  в виде фиксированного платежа в  размере, превышающем минимальный  размер фиксированного платежа"

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 408 "О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г.  

№ 407 "Об утверждении  Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал" Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений:

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2003 г. № 491 "Об утверждении индекса роста  среднемесячной заработной платы в  Российской Федерации за 2002 год и  индекса роста доходов Пенсионного  фонда Российской Федерации в  расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, за 2002 год"

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2003 г. № 428 "Об утверждении коэффициентов  индексации с 1 августа 2003 г. базовой  и страховой частей трудовой пенсии"

Постановление Правительства РФ от 13 марта 2003 г. № 152 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии и коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала"

Постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. № 47 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2003 г. базовой части трудовой пенсии"

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2003 г. № 555 "О мерах по содействию избирательным  комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 535 "Об утверждении коэффициентов  индексации с 1 августа 2002 г. базовой  и страховой частей трудовой пенсии"

Постановление Правительства РФ от 29 августа 2003 г. № 537 "О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр"

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 8 июля 2002 г. № 510 "Об утверждении Положения о  порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 498 "Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год"

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной  службы (пожарной охраны, противопожарных  и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42 "Об утверждении коэффициентов  индексации с 1 февраля 2002 г. базовой  и страховой частей трудовой пенсии"  

Федеральный Закон  от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Во исполнение данного закона, Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений:   

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 "О порядке включения в  стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. № 247 "Об организации назначения, перерасчета  размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных  служащих, ежемесячных доплат к пенсиям  отдельным категориям граждан"

Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации"  

Источник законодательных  документов: официальный сайт ПФ РФ pfrf.ru 
 

     1. РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ  СИСТЕМЫ 

     ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

     Сегодня в обществе активно обсуждается  будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного  фонда РФ в конце 1990-х годов  продемонстрировало невозможность  дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.

     С вступлением в силу с 2002 года федеральных  законов  №173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», №166 от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», №167 от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111 от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющийся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

     Пенсионная  реформа направлена на изменение  существующей распределительной системы  начисления пенсий, дополняя ее накопительной  частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства  перед гражданином.

     Основной  задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

     Суть  реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие, тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика – в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает. Сейчас в России 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов.

     В этой ситуации приходится

  • либо повышать пенсионный возраст (что непопулярно в народе),
  • либо повышать налоги (но усиливается уклонение от налогов, и общая сумма собранных налогов может даже снизиться),
  • либо снижать пенсии (что и происходило в России в последние годы - не в абсолютном, а в относительном выражении: пенсии повышались медленнее, чем росли цены).

     Если  же ничего не делать, то лет через 10-15 государственная пенсионная система просто обанкротится, либо пенсии станут совсем ничтожными.

     Для работающих пенсионеров предусмотрено  улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного  возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получают надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам  сферы образования, здравоохранения и культуры.1

     Согласно  новой пенсионной модели взносы в  ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой части пенсии (гарантированный минимум на 1.10.2007г. составляет 1260 руб.; на 1.12.2007г. будет составлять 1560 руб.), 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР  и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая формируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопительных на индивидуальном счете гражданина средств.

     В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали  мужчины 1952 года рождения и старше и  женщины 1956 года рождения и старше, то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, участвуют в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2006 года этот платеж возвращается в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

Информация о работе Пенсионная реформа в России