Пенсионная реформа в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:33, реферат

Краткое описание

Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Файлы: 1 файл

Пенсия))).doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     Эмиссия государственных пенсионных и страховых  облигаций позволит, с одной стороны, стабилизировать инвестиционные ресурсы, а с другой – сохранить и  приумножить средства населения  для достойного обеспечения граждан. Выпуск государственных пенсионных и страховых ценных бумаг придаст устойчивость системе пенсионного обеспечения, основанной на накопительной модели формирования пенсионных резервов. Последняя, как показывает опыт многих стран с развитой рыночной инфраструктурой, дает возможность мобилизовать сбережения населения и тем самым решит три задачи: во-первых, использовать свободные средства на нужды развития хозяйства страны; во-вторых, стимулировать эффективную занятость и заинтересованность в высокой заработной плате, а следовательно заинтересованность в росте квалификации и производительности труда; в-третьих, повысить ответственность государства перед своими внутренними кредиторами и тем самым ограничить масштабы неэффективного использования безвозвратно полученных с помощью налогообложения средств.

     Сложившиеся пенсионные системы и источники  формирования их доходов в общем  виде можно представить с помощью  схемы.

     

      

     Начиная с 1 января 2002 года модель государственного пенсионного обеспечения, действовавшая   до этого только как распределительная, была дополнена накопительной системой. Накопительный элемент не был введен ранее в связи с  отсутствием или недостатком на рынке инвестиционных инструментов с повышенной надежностью. Сейчас экономические условия изменились, и, как считает Правительство, появилась возможность внедрения инвестиционных механизмов финансирования в обязательную систему пенсионного страхования. Накопительная часть трудовой пенсии должна инвестироваться в соответствии с законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», принятым в сентябре 2002 года. Именно этот закон разработчики новой пенсионной системы называют ключевым документом, а вопрос инвестирования пенсионных средств, рассматриваемый в нем, самым щекотливым вопросом во всей пенсионной реформе. Появление накопительной системы создает необходимость поиска оптимальных вариантов направления пенсионных средств на инвестирование.

     Анализ  возможных вариантов инвестирования свободных и накапливаемых средств Пенсионного фонда в российские активы показывает полное отсутствие инструментов долгосрочного инвестирования на внутреннем рынке, удовлетворяющих потребностям  Пенсионного фонда РФ, НПФ и страховых компаний, а тем более инструментов, специально предназначенных для добровольного накопления средств на старость гражданам с относительно высокими доходами.

     Необходимость размещения средств, накапливающихся  на персонифицированных счетах в  системе государственного пенсионного  обеспечения, а также развитие системы российских негосударственных пенсионных фондов неизбежно повлияет на дальнейшее расширение и развитие рынка ценных бумаг. Поэтому следует остановиться на анализе инвестиционных возможностей государственного Пенсионного фонда и системы негосударственных пенсионных фондов России.

     Еще четче инвестиционная деятельность Пенсионного фонда выразилась с  выходом 18 сентября 2002 года постановления  Правительства РФ №681 «О порядке  размещения в 2002 году временно свободных  средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Пенсионный фонд получил право направлять часть временно свободных средств на покупку государственных ценных бумаг. Объем, структура и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг согласовываются с Минфином РФ. Агентами по операциям с временно свободными средствами и ценными бумагами определены ЦБ России и Внешэкономбанк. Ежеквартально Пенсионный фонд должен отчитываться об операциях с ценными бумагами перед правительством и Минфином.

     Состояние финансового рынка в России, отсутствие специальных инструментов  инвестирования пенсионных накоплений в Пенсионном  фонде России ставит в затруднительное положение реализацию пенсионной реформы. Выброс на финансовый рынок средств в больших объемах требует соответствующего нормативного регулирования. В связи с этим выход закона, регулирующего процесс инвестирования пенсионных накоплений, весьма актуален.

     Действующим законодательством предусмотрены  следующие направления размещений пенсионных накоплений ПФ РФ:

     - государственные ценные бумаги РФ;

     - государственные ценные бумаги  субъектов РФ;

     - облигации российских эмитентов;

     - акции российских эмитентов, созданных  в форме открытых акционерных  обществ;

     - паи (акции, доли) индексных инвестиционных  фондов, размещающих средства  в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

     - ипотечные ценные бумаги РФ;

     - денежные средства в рублях  на счетах в кредитных организациях;

     - иностранная валюта на счетах  в кредитных организациях.

     Основой третьего уклада пенсионной системы  России должна стать система добровольного  пенсионного обеспечения, основанная на работе НПФ и частном инвестировании.

     Среди НПФ можно выделить такие группы фондов, как корпоративные – ЛУКойл-Гарант, Сургутнефтегаз, отраслевые – НПФ Электроэнергетики, Мосэнерго, Дальмагистраль, региональные – Ермак, Таганрогский, пенсионные фонды банков и страховых организаций – Внешэкономбанк, НПФ Сберегательного банка.

     Основу  российской негосударственной пенсионной системы составляют именно корпоративные фонды. Это так называемые фонды закрытого типа, которые создаются только для участников, сгруппированных по определенному признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд; работников какой-либо отрасли, профессии и т.п.)

     Негосударственная пенсионная система, основанная  первоначально  на обязательных взносах работодателей, многовариантна. Она включает взносы в любой  избранный самим работодателем  или работником негосударственный  пенсионный фонд, взносы в профессиональную пенсионную систему либо непосредственную выплату пенсий работодателем без формирования фондом и накопления средств.

     В функционировании негосударственных  пенсионных фондов можно выделить следующие  основные черты: мобильность при выборе и смене управляющей компании; снижение рисков путем диверсификации портфеля по управляющих компаниям, а также определенный уровень доходности; информационную открытость и прозрачность; обеспечение высокого уровня обслуживания.

     Размещение  резервов, как у негосударственных пенсионных фондов, так и страховых компаний регламентируется нормативными документами и контролируется соответствующими органами. Формирование нормативной базы, регулирующей размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, в том числе вложение в ценные бумаги, определилось в 1999-2000 гг. Основными из нормативных документов были постановление Правительства от 23.12.99 РФ №1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов  негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» и приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 27.12.99г. №135 «Об утверждении требований к составу и структуре резервов негосударственных пенсионных фондов».

     Размещение  пенсионных резервов НПФ должно соответствовать следующим требованиям к их составу:

     - стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не  может превышать 10% общей стоимости  пенсионных резервов;

     - общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги  без признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости пенсионных резервов;

     - общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками  фонда, не должна превышать  30% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в котировальный лист РТС первого уровня;

     - не более  50% стоимости пенсионных  резервов допускается размещать  суммарно в федеральные (государственные)  ценные бумаги, за исключением  случаев их приобретения в  результате проведения новации;

     - не более 50% стоимости пенсионных  резервов – в государственные  ценные бумаги РФ и муниципальные  ценные бумаги;

     - не более 50% стоимости пенсионных  резервов – в ценные бумаги  других эмитентов.9

     По  виду доходности направление инвестирование разделяются на следующие варианты: вложение с установленной доходностью (облигации, банковские депозиты, векселя и т.п.) и вложения с рыночной доходностью (акции и т.п.). Во вложения с установленной доходностью должно размещаться не менее 50% стоимости пенсионных резервов.

     В целях установления более действенного контроля имеет смысл по аналогии с пенсионными фондами организовать представления в органы страхнадзора ежеквартальной отчетности об инвестиционной деятельности страховщиков по резервам, связанным со страхованием пенсий. Для осуществления такой задачи необходимо четкое разделение на страхование жизни (куда относится и страхование пенсий) и иные виды страхования, как это принято в западных страховых стандартах. Прежде всего предполагается раздельное ведение счетов по учету всех операций по  страхованию жизни и «не жизни». Смысл этого деления в следующем: резервы по страхованию жизни не должны быть подвержены дополнительным серьезным рискам, связанным с возможностью компаний расплачиваться этими резервами по текущим выплатам в рисковых видах страхования. Перетекание средств в Российских страховых компаниях из-за рисковых видах страхования в накопительные и наоборот – серьезный фактор, подрывающий их надежность.

     В защиту присутствия страховых компаний на рынке негосударственного пенсионного обеспечения можно привести следующие доводы:

     - мировой опыт осуществления дополнительного  пенсионного обеспечения в основном  страховыми компаниями (например, в  Великобритании). Более того, за рубежом  большая часть пенсионных фондов рождена страховщиками.

     - наличие в России более широкой  сети страховых компаний, их филиалов  и агентов,  нежели у негосударственных  пенсионных фондов.

     - предложения со стороны страховщиков  не только полисов классического  пенсионного страхования, но и разнообразных программ долгосрочного универсального страхования, когда полисы имеют не только накопительную часть, но и рисковую часть (выплаты страховой суммы в случае смерти или инвалидности).

     - имеющийся у страховщиков богатый  опыт по актуарным расчетам, что делает более низкими для граждан тарифы по пенсионному страхованию.

     - относительно безболезненный выход  большинства страховщиков из  финансового кризиса 1998 года. Обязательства  проблемных страховых компаний  подхватывали более сильные компании, системы страхования и перестрахования позволяли системе относительно мягко перенести удар.

     Видимо, будет не лишним рассмотреть и  учесть мировую практику вложения средств  пенсионных фондов, причем как государственных  так и частных и преломить  иностранный опыт на российскую действительность.10

 

Информация о работе Пенсионная реформа в России