Отчет по практике в ОАО АКБ «Эльбин ВС Тарумовка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:36, отчет по практике

Краткое описание

Банк «Эльбин» является коммерческим банком и осуществляет банковские операции с целью получения прибыли. Банк привлекает денежные средства во вклады, ведет расчетно-кассовое обслуживание клиентов, осуществляет операции с валютой и ценными бумагами, обеспечивает сохранность денежных средств.
Банк «Эльбин» является современным и универсальным банком с большой долей участия частного капитала.

Оглавление

Введение...................................................................................................................................3
1. Общие сведения о базе прохождения
1.1. Историческая справка………………………………………...………………….....4
1.2. Основные финансово-экономические показатели работы банка за последние 3 года. Место банка в системе региональных банков по результатам последней рейтинговой оценки…………….……………………………………………………….....6
1.3. Организационная структура банка, структура управления банком………….......9
1.4. Перспективы развития банка в условиях рынка…………………..……………..14
2. Содержание экономической деятельности банка
2.1. Состав и структура издержек деятельности банка. Методология расчетов затрат на содержание банка……………………………………………………………………....17
2.2. Структура доходов и расходов. Источники доходов, потоки платежей и управление ими…………………………………………………………..………………..30
2.3. Инвестиционная деятельность банка. Взаимоотношения с юридическими лицами. Оценка рисков банковских инвестиций. Фактическое инвестирование….…38
2.4. Организация и результаты банковского маркетинга. Перспективы расширения банковской клиентуры………………………………………………………….…….…...49
3. Проблемы и трудности, испытываемые организацией в области финансово-кредитной деятельности, их возможные причины, последствия и пути решения…...54
Заключение………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

эльбин отчет.docx

— 89.51 Кб (Скачать)

Суммарные затраты банка  на конкретный процесс в течение  учетного временного интервала являются постоянной величиной и не зависят  от количества реализаций данного процесса и от его фактической экономической  эффективности (если за учетный период брать достаточно короткий интервал времени (предположим, календарный  месяц), то расходы кредитной организации, которые по традиционной методологии  относят к «переменным» расходам, будут не- существенны по сравнению, например, с арендной платой за помещения, ежемесячным фондом оплаты труда  и т.п. расходами).

Все затраты ресурсов, производимые банком, направлены на обеспечение  работоспособности всех технологических  процессов, в нем протекающих. Конечным результатом реализации процесса (группы процессов) является продукт (услуга), имеющий потребительскую ценность для клиента банка. Каждый технологический  процесс представляет собой совокупность технологических операций.

Все затраты делятся на прямые, косвенные и общебанковские.

К прямым относят затраты, совершаемые непосредственно для обеспечения функционирования данного процесса (его блока, операции). Такими затратами являются часть фонда оплаты труда (ФОТ) и амортизации технического оснащения рабочего места (АТО) сотрудника — исполнителя операций в процессах, а также прочие статьи за- трат подразделения (организации), расходуемые исключительно для поддержания функционирования конкретного процесса (операции процесса).

Косвенные затраты — часть затрат (статей затрат) подразделений банка, относящихся к зонам «Бизнес» и «Обеспечение», за вычетом прямых затрат этих подразделений на технологические процессы. Косвенные затраты «распределяются» на все учетные операции процессов, в которых участвуют сотрудники данного подразделения. Иными словами: все косвенные затраты ресурсов, производимые подразделением, направлены на поддержание исполнения сотрудниками подразделения операций в процессах.

Общебанковские (общеорганизационные) затраты — часть затрат (статей затрат) подразделений банка, относящихся к зоне «Управление», за вычетом прямых затрат этих подразделений на технологические процессы. Общеорганизационные затраты «разносятся» на все учетные операции всех процессов. Цель совершения подобных затрат — обеспечение (поддержание) исполнения всех процессов банка.

Сотрудник получает материальное вознаграждение за исполнение им задач (формализованных и неформализованных), как правило, перечисленных в  его контракте и «соответствующих»  его квалификации и должности. Все  задачи одной должности являются равнозначимыми и одинаково необходимыми для банка. Если по какой-либо причине  в обязанности сотруднику вменены  задачи, не соответствующие его квалификации (должности), таким задачам может быть присвоен коэффициент (устанавливается на основании экспертных оценок).

Все задачи, закрепленные за сотрудником в качестве его должностных (контрактных) обязанностей, типизируются на формализованные и неформализованные.

Формализованная задача (ФЗ) — задача должности, исполнение которой может быть явно соотнесено с одной или не- сколькими учетными технологическими операциями в процессе (процессах), исполняемыми сотрудником. Одна и та же операция не может «относиться» к двум и более задачам одного сотрудника.

Неформализованная задача (НФЗ) — задача должности, исполнение которой не может быть явно соотнесено с учетными технологическими операциями. Для исполнения данной задачи сотрудник производит какие-либо действия (последовательность действий), однако они по той или иной причине (ошибка в распределении сотрудников, отсутствие целесообразности фиксации данной задачи в процессах банка и т.п.) не формализованы в виде описания операций в процессах.

Технологические операции процессов  подразделяются на учетные и неучетные.

Учетной будем считать технологическую операцию, выполняемую исполнителем из числа сотрудников банка, требующую от него профессиональных навыков и определенных трудозатрат, на которую в последующих расчетах может быть отнесена часть затрат банка.

Неучетная операция, как правило, упоминается в документе, описывающем технологический процесс, с целью придания ему логической завершенности (например, в качестве «связок» между учетными операциями, необходимых для лучшего понимания сути (логики) процесса). Зачастую неучетная операция исполняется лицом, не являющимся сотрудником банка (клиент, контр- агент и т.п.). Исполнение подобной операции не требует затрат ресурсов от банка.

Все учетные операции равно  необходимы для исполнения формализованной  задачи. Как следствие: заработная плата  и стоимость амортизации технического оснащения сотрудника, приходящиеся на «его» формализованную задачу, в равной степени распределяются между всеми учетными операциями данной задачи, в которых сотрудник зафиксирован (в описании процессов) в качестве исполнителя. Объяснением такой «уравниловки» является постулат о том, что при правильном распределении (расстановке) сотрудников-исполнителей по операциям процесса сотрудник с более высокой квалификацией (соответственно более высокими должностью и заработной платой) исполняет более сложные (важные) операции, чем его менее квалифицированный (менее оплачиваемый) коллега. Основным объективным критерием при определении «доли» (веса) операции может служить нормативная длительность ее исполнения, зафиксированная в технологических картах.

При распределении сотрудников  по операциям неравной степени сложности (например, при описании «как есть») может применяться подход, когда  разным операциям присваивают (в  зависимости от их сложности) так  называемые весовые коэффициенты. В  приводимом ниже алгоритме данный случай не рассматривается.

На практике операции не равнозначны по своей трудоемкости, соответственно и стоимость их должна быть разная. Но простая пооперационная расстановка неких весовых коэффициентов  по критерию «стоимость/сложность» (своего рода коэффициент трудового участия), на наш взгляд, не является вполне корректным способом. Во-первых, изначально при  этом будет присутствовать субъективизм в оценке, во–вторых, при вводе  в действие нового или модернизированного процесса, безусловно, появятся новые  операции или же традиционно выполняемые  операции так или иначе изменят  свою суть. Следовательно, необходимо будет проводить их переоценку среди  тысяч(!) других операций в десятках (а иногда и сотнях) процессов. В-третьих, разные операции имеют разный характер по своему содержательному наполнению, поскольку связаны с различными областями профессиональной деятельности (финансы, юриспруденция, технологии, техника). В этом случае чрезвычайно сложно (и конфликтно) оценивать, что более, а что менее значимо для  банка и насколько.

С точки зрения грамотного проектирования организации при  описании процессов деятельности менеджмент исходит из того, что все операции равноважны (но не равно-значимы) для реализации процесса банка: неисполнение или некачественное исполнение хотя бы одной из них влечет за собой сбой или остановку реализации процесса (в противном случае зачем включать в процесс бесполезную операцию). Учитывая, что операции имеют разную значимость (например, с точки зрения рисков их некачественной реализации), на исполнение каждой из них расставляются сотрудники, имеющие соответствующие содержанию и значимости операции квалификацию, а значит, и оплату труда, и должность, и полномочия. Тем самым достигается разность в стоимостных показателях между операциями. Если же, как это зачастую и бывает, лицо, занимающее некую должность (например, главного специалиста или ведущего специалиста), назначается исполнителем нескольких операций, существенно отличающихся по свой значимости, то и в расчете это проявится через стоимость операции («простая» операция будет иметь чересчур высокую стоимость по сравнению с аналогичными). Это автоматически выявит «узкое» место при распределении сотрудников по работам и заданиям и потребует их перераспределения для оптимального использования знаний, умений каждого конкретного сотрудника.

Планово-технологическая  стоимость процессов 

Планово-технологическая  стоимость процесса (ПТС) показывает, сколько средств (в разрезе статей смет расходов) затрачивает банк на обеспечение работоспособности  того или иного процесса (или группы процессов) в учетном временном  периоде согласно описанной технологии. За учетный период принимается, как  правило, месяц (квартал, календарный  год).

Иными словами: ПТС показывает, сколько средств планирует затратить  банк на то, чтобы производить (быть готовым производить) в учетном  периоде продукт (услугу) в соответствии с утвержденной технологией производства (формализованной (описанной) определенным образом, например с помощью механизма  технологических карт и т.п.).

Для расчета планово-технологической  стоимости процессов банка необходимо иметь следующую исходную информацию:

— штатное расписание;

— перечень задач сотрудников (формализованных и неформализованных);

— технологические карты, описывающие технологию выполнения работ;

— смету расходов банка  на учетный период (с разноской  фонда оплаты труда (ФОТ) и амортизации  технического оснащения (АТО) до каждого  сотрудника; по другим статьям расходов сметы — с разноской до подразделения и процесса (по возможности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Структура доходов  и расходов.Источники доходов,потоки  платежей и управления ими.

В течение года и подводя итоги, банку необходимо оценивать свою работу и определять работает ли он с прибылью для себя или с убытком. В зависимости от выявленных финансовых результатов он должен корректировать свою дисконтную и кредитную политику. Для этого банк, пользуясь статьями своего баланса за определенный промежуток времени, должен делать расчет полученных доходов ( причитающихся процентов  по ссудам, комиссий) и расходов (на содержание аппарата банка, уплаченные проценты). При этом сумма дохода увеличивается на курсовые разницы  в пользу банка или уменьшается  на сумму потерь, в зависимости  от тенденции курса валют. Кроме  того, учитывается опыт и состояние  хозяйственной конъюнктуры, банк прогнозирует возможный объем долгов и убытков.

Необходимость проведения такого анализа  трудно переоценить, поскольку от глубины  оценки результатов последнего зависят  перспективы конкурентоспособности  банка и его место на финансовых рынках.

Внешним выражением результатов работы банка за определенный период времени, приводящих к потерям или чистой прибыли, служат данные о его  
доходах и расходах за отчетный период.

Предварительно перед анализом доходную и расходную часть результативных

1) счетов следует сгруппировать.

В доходной части выделяют три группы статей:

1. Доходы от операционной деятельности  банка, включая доходы от представления  межбанковских кредитов, операции  с клиентурой, с ценными бумагами, лизинговых операций, сдачи в  аренду имущества.

Анализ результатов, отраженных по этим счетам, показывает активность банка.

2. Доходы от побочной деятельности, т.е. сдачи в аренду служебных  и др. помещений, машин, оборудования, оказания услуг небанковского  характера. 
Эти доходы относятся к разряду случайных.

3. Доходы, отраженные по ряду  статей, "не заработанных" банком  в течение истекшего финансового  года. Эта группа доходов приукрашивает  результаты деятельности банка. 1)

Расходная часть результативных счетов также может быть определенным образом  сгруппирована:

1. Операционные расходы, к которым  относятся проценты и комиссии, выплаченные по операциям по  межбанковскому кредиту и с  клиентурой. Эти расходы по аналогии  с доходами связаны с активностью  банка.

2. Расходы, связанные с обеспечением  функционирования банка, включающие  административно-хозяйственные расходы  и амортизационные отчисления.

3. Расходы на покрытие риска  в деятельности банка, к которым  относится превышение штрафов  уплаченных над полученными, связанными  с сомнительными и убыточными  операциями.

4. Приведенная группировка доходов  и расходов результативных счетов  банка используется в практике  зарубежных банков и не является  единственной. Вместе с тем, использование  ее позволяет судить о методике  формирования прибыли банка и  перспективах рентабельности его  работы.

В полной мере использовать вышеизложенную методику группировки статей доходов  и расходов коммерческого банка  в нашей практике затруднительно из-за особенностей отражения соответствующих  видов доходов или расходов по статьям. Вместе с тем, предложенную группировку статей проводить целесообразно  для углубления анализа.

Анализ структуры доходов и  расходов следует начинать с определения  доли соответствующих групп в  общем объеме полученных доходов  или производственных расходов. В  частности, удельный вес операционных доходов должен приближаться к 100%, а темп прироста по сравнению с предыдущим периодом быть ритмичным. При уменьшении прироста первой группы доходов общее увеличение дохода может быть достигнуто за счет двух других групп. При возникновении такой тенденции - роста доходов от побочной деятельности и "незаработанных" банк должен обратить особое внимание. Возникновение такой тенденции обычно свидетельствует об ухудшении управления активными операциями банка, либо ухудшающейся конъюнктуре рынка кредитных услуг.

Само по себе наличие доходов  от побочной, небанковской деятельности обычно расценивается как нормальное явление, однако требует постоянного  внимания и контроля. Увеличение доли этой группы доходов не должно происходить  за счет операционных доходов, либо носить кратковременный характер.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО АКБ «Эльбин ВС Тарумовка»