Отчет по практике в ОАО АКБ «Эльбин ВС Тарумовка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:36, отчет по практике

Краткое описание

Банк «Эльбин» является коммерческим банком и осуществляет банковские операции с целью получения прибыли. Банк привлекает денежные средства во вклады, ведет расчетно-кассовое обслуживание клиентов, осуществляет операции с валютой и ценными бумагами, обеспечивает сохранность денежных средств.
Банк «Эльбин» является современным и универсальным банком с большой долей участия частного капитала.

Оглавление

Введение...................................................................................................................................3
1. Общие сведения о базе прохождения
1.1. Историческая справка………………………………………...………………….....4
1.2. Основные финансово-экономические показатели работы банка за последние 3 года. Место банка в системе региональных банков по результатам последней рейтинговой оценки…………….……………………………………………………….....6
1.3. Организационная структура банка, структура управления банком………….......9
1.4. Перспективы развития банка в условиях рынка…………………..……………..14
2. Содержание экономической деятельности банка
2.1. Состав и структура издержек деятельности банка. Методология расчетов затрат на содержание банка……………………………………………………………………....17
2.2. Структура доходов и расходов. Источники доходов, потоки платежей и управление ими…………………………………………………………..………………..30
2.3. Инвестиционная деятельность банка. Взаимоотношения с юридическими лицами. Оценка рисков банковских инвестиций. Фактическое инвестирование….…38
2.4. Организация и результаты банковского маркетинга. Перспективы расширения банковской клиентуры………………………………………………………….…….…...49
3. Проблемы и трудности, испытываемые организацией в области финансово-кредитной деятельности, их возможные причины, последствия и пути решения…...54
Заключение………………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

эльбин отчет.docx

— 89.51 Кб (Скачать)

Автоматизация банковской деятельности должна проводится на нескольких уровнях. Использование автоматических кассовых машин (банкоматов ) стало попыткой банков предоставить клиенту возможность  работы со своим счетом в любое  удобное для него время и практически  из любого места. В общем случае банкомат представляет собой устройство, которое  выполняет следующие типовые  финансовые операции :

- выдает наличные денежные средства  со счета или принимают наличные, или чек клиента в депозит 

- сообщает баланс счета 

- выдает отчет о движении  средств на счете за определенный  период 

- осуществляет переводы средств  со счета на счет 

- выполняет периодические платежи 

- дает справки о последних  банковских инструкциях, нововведениях 

- принимает заявления на ссуды

Применение автоматизированных сетей  кассового обслуживания клиентов для  относительно простых операций высвобождает банковских служащих от рутинного труда, позволяет сосредоточиться на оказании более специализированных услуг, сокращает затраты на предоставление услуг населению. Кроме того, банки получают прекрасную возможность сократить персонал отделений, сохранить позиции на потребительском рынке, получить преимущества в конкурентной борьбе, увеличить прибыль. С точки зрения расходов банка на создание банкоматов, их применение считается эффективным, поскольку в этих условиях отпадает необходимость в дополнительных расходах на помещение и обслуживающий персонал.

Несмотря на стремительное развитие таких средств удаленного доступа  в банк, как “ Интернет “ и  специализированной системы “ Банк- клиент “, банкоматы по-прежнему играют важную роль. К сожалению, развитие сетей банкоматов в России пока идет очень медленно, главными причинами  такого положения вещей являются неразвитость ( по сравнению с мировым  уровнем ) банковской системы и как  следствие отсутствие у населения  свободных денежных средств и  потребности в кредитных карточках. Но, несмотря на это, в перспективе  можно ожидать повсеместного  внедрения в России такой важной части автоматизированной банковской системы, как сети банкоматов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Состав и структура  издержек деятельности банка.  Методология расчетов затрат  на содержание банка.

             Неразвитость и отставание законодательной  базы, слабость системы контроля  и обеспечения исполнения действующих  законов является серьезным фактором, сдерживающим развитие банковской  системы России. Банк «Эльбин» действует в едином правовом поле с другими коммерческими банками и вынужден учитывать высокий правовой риск в текущей работе.  
             Предусмотренная Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГКРФ) обязанность банка вернуть средства вкладчику по первому требованию независимо от срока и условий вклада фактически приравнивает любой банковский вклад к онкольному и существенно ограничивает инвестиционные возможности банка. Концептуальные основы и механизм реализации государственной гарантии по вкладам населения не разработаны. До настоящего времени не введены в действие глава 17 ГК РФ “Право собственности и другие вещные права на землю”, часть третья ГК РФ, регулирующая правоотношения в сферах интеллектуальной собственности и наследования. Отсутствует единая федеральная система регистрации юридических лиц, нет и закона о регистрации юридических лиц. Не нашел отражения в законодательной базе ряд традиционных банковских операций (деривативы, сделки репо). Нормативная база по трастовым операциям фактически блокирует возможности их проведения. Складывающаяся судебная практика по ряду операций (срочный рынок) фактически исключает возможность использования этих инструментов. Крайне противоречива законодательная база по ипотечному кредитованию, что является значительным ограничением для развития банковской деятельности в этом направлении. Окончательно не сформирована единая государственная система регистрации залогов. Не всегда эффективна действующая система судопроизводства и исполнения судебных решений, законодательство об исполнительном производстве имеет много неоднозначных толкований. Серьезно сдерживает развитие банковской системы отставание налогового законодательства и правовой вакуум по ряду вопросов налоговой практики. В результате банк вынужден платить налоги с убыточных операций, нести дополнительные налоговые издержки по инвестициям в реальный сектор экономики. Широко распространена практика местного законотворчества, противоречащая федеральным законам. В целом ряде регионов ставки арендной платы для банков в несколько раз выше, чем для предприятий других отраслей народного хозяйства и приравнены к ставкам арендной платы для казино. Для снижения величины издержек и стоимости предоставляемых услуг банк вынужден отказываться от аренды и увеличивать долю собственных помещений. Несовершенство ведомственной нормативной базы сдерживает развитие банковских продуктов, не затрагивает операций с рядом обращающихся на рынке финансовых инструментов. Процесс нормотворчества отстает от действующей практики и не стимулирует освоение банком новых операций. Нормативы регулирования деятельности кредитных организаций не в полной мере учитывают качество системы управления, инвестиционной политики и реалий работы коммерческих банков. Установленные критерии оценки риска кредитов не всегда объективны и в ряде случаев сдерживают инвестиционную деятельность банка. Не отработаны многие вопросы обращения векселей, других корпоративных ценных бумаг. В ряде случаев требования нормативных документов вынуждают банк нести излишние затраты, исполнять несвойственные функции, держать дополнительный штат для формирования дублирующей и избыточной отчетности.  
       Организационная структура банка. Банк является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Банк приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным Законом о государственной регистрации юридических лиц. Сообщение о создании Банка публикуется в печатном издании, предназначенном для публикации данных, о государственной регистрации юридических лиц.

Методология расчетов затрат на содержание банка.

Очевидно, что без точных знаний ресурсопотребления невозможно определить коммерческую эффективность  банка и соответственно вырабатывать и реализовывать обоснованные управленческие воздействия по результатам экономической  деятельности кредитной организации. Обеспечение наивысших значений таких критериев результативности, как прибыльность, экономичность, производительность, действенность, требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукты и услуги кредитной организации, рыночных ценах и т.п.), но и внутреннего — о формировании затрат на производство и реализацию продуктов (услуг) самого банка. Эта информация опирается на систему управленческого учета расходов по местам их возникновения и видам продуктов (услуг), на выявление отклонений расходов ресурсов от утвержденных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных продуктов и услуг, учете результатов реализации по каждому из них.

Современные стандарты бизнеса  и управления, использующие процессно-ориентированные  подходы к организации и управлению деятельностью, предусматривают, что  экономическая эффективность, а  следовательно, и ресурсопотребление должны рассчитываться по каждому бизнес-процессу и их совокупности, формирующей на выходе конкретный коммерческий продукт  банка. Переход на такие стандарты  требует применения качественно  новых алгоритмов и моделей экономического управления используемыми ресурсами.

Концептуальным положением любого подхода к построению модели экономического управления является стремление оценивать не результат деятельности банка в целом, а результат  отдельных элементов организационной  системы. При этом принципиальное отличие  традиционных подходов от процессного  заключается в том, что если за элемент расчета (финансового учета) в традиционных моделях принимается  хозяйствующая единица — центр  прибыли или центр затрат, то при  процессном подходе за элемент расчета  принимается даже не процесс, а конкретная его составляющая технологическая  операция.

Одна из самых распространенных моделей экономического управления банками — модель оценки финансовых результатов по центрам финансового  учета, которыми традиционно являются структурные подразделения или  группы структурных подразделений, объединенных по какому-либо признаку (продукты, регионы, клиенты), типизируемые как «центры прибыли» и «центры затрат».

Модель экономического управления по финансовым результатам, когда прибыль  рассчитывается не только по банку  в целом, но и по каждому центру финансового учета, в настоящее  время лежит в основе действующей  в России системы ценообразования  и калькулирования себестоимости  для ее определения в отношении  каждого продукта. Финансовый результат  в данной схеме принимается равным разнице между прямыми доходами и суммой прямых (подразделения) и  общеорганизационных (административно-управленческий аппарат) расходов, которые разносятся между центрами финансового учета.

Такая модель может более-менее  успешно применяться для банков, где центры финансового учета  являются практически автономными (дивизиональнаядепартаментизация). Чем  более они независимы, тем меньше связей между видами бизнеса и  обеспечением деятельности возникает, тем меньше взаимозачетов, а значит, проще подсчитать прибыль по каждому  центру финансового учета.

Указанный подход в организационном  плане обычно приводит к раздуванию штатов по каждому центру, увеличению издержек, размыванию целей банка, что  в конечном счете снижает его  конкурентоспособность. А если банк обладает развитой сетью внутрифирменной  кооперации, точность расчетов заставляет желать лучшего, и имеет смысл  производить только расчеты затрат, отказавшись от расчетов прибыли  по каждому центру.

В модели, ориентированной  на отказ от расчета прибыли по каждому центру финансового учета, объектом управления становятся не прибыль, а маржинальный доход и затраты. Прибыль считается только по всему  банку в целом. Задача управления такой моделью сводится к управлению маржинальным доходом, общебанковскими  затратами, затратами каждого центра финансового учета и контролем  за тем, чтобы общебанковские расходы  покрывались за счет деятельности центров  финансового учета. На наш взгляд, недостаточно высокая с точки  зрения достижения современных требований к качеству управления банка точность расчетов по отношению к банковскому продукту определяется в таких моделях допущением, что один продукт (группа однотипных продуктов) производится и реализовывается только одним центром прибыли, а учет других подразделений в данном продукте происходит (в лучшем случае) через взаиморасчеты по внутрибанковской сделке. Центры затрат в данной модели — всегда «убыточные» подразделения банка, результаты их деятельности оцениваются практически только в объемных показателях, а их участие в производстве добавленной стоимости целенаправленно игнорируется на практике.

Бизнес-процесс в указанных  моделях (а значит, и его результат  — коммерческий продукт банка) представляется в лучшем случае как укрупненная  схема взаимодействия различных  центров финансового учета, а  в большинстве случаев коммерческий продукт считается результатом  деятельности только одного центра. Отсюда и себестоимость продукта для  банка (без учета рыночной стоимости  привлечения ресурсов) определяется как стоимость самого центра финансового  учета (через сметные расходы) с  учетом количества продуктов (услуг), реализуемых  данным центром.

Однако современное представление  о деятельности кредитной организации, как совокупности взаимосвязанных  процессов, дает понимание, что любой  продукт банка (производимая потребительская  ценность) есть результат совместного  труда сотрудников многих подразделений, а не одного лишь отдельно взятого  центра финансового учета. Следовательно, для того чтобы определить стоимость  продукта для банка, его внутреннее ресурсопотребление (а значит, и  экономическую эффективность продукта), необходимо проводить расчеты затрат каждого бизнес-процесса, а не подразделений  — центров финансового учета.

Учитывая, что любой процесс (после его формализации) представляет собой описание последовательности технологиче-ских операций, исполняемых  конкретными сотрудниками, которые  имеют конкретные заработные платы, оснащены конкретной организационной  и другой техникой, занимают конкретные офисные помещения и т.д., очевидно, что при наличии соответствующего алгоритма разнесения затрат, а также программного обеспечения, позволяющих осуществить проведение расчетов, менеджмент банка может иметь в своем распоряжении точные данные о стоимости процессов. При этом расчеты по традиционным методам (по центрам финансового учета) будут являться частным случаем общего расчета стоимостных характеристик.

Поскольку «себестоимость»  — очень широко понимаемый термин, обозначающий все издержки, накопленные  при производстве и реализации услуг (продуктов) банка, предварительно следует  разобраться, что же необходимо рассчитывать в контексте качества внутренней организации банка. Для этого  условно разделим себестоимость  продуктов и услуг банка на издержки, связанные с действующими условиями рынка (стоимость привлеченных ресурсов, выплачиваемые банком штрафы, пени, неустойки и т.п.) и связанные  с внутриорганизационными задачами обеспечения деловой активности кредитной организации (расходы  на обеспечение и поддержку бизнеса, хозяйства, управления).

Очевидно, что «рыночная» составляющая себестоимости относительно слабо регулируется, поскольку или  имеет трудно-предсказуемый характер (выплаты неустоек, штрафов и т.п.), или сильно ограничивается условиями  рынка (например, стоимость привлечения  ресурсов конкретного банка вряд ли будет существенно иной, чем  у банков-конкурентов). А вот издержки, связанные с качеством внутренней организации банка, его технологиями и качеством управления, наоборот, являются объектами прямого регулирования, не зависящего (или по крайней мере незначительно зависящего) от конъюнктуры  рынка. Именно на этой части себестоимости (условно назовем ее «внутренняя  себестоимость») мы и остановимся.

Поскольку вся деятельность банка рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, то фактически себестоимость продуктов и услуг  кредитной организации (без учета  рыночной составляющей!) тождественна себестоимости процессов их производства и реализации, поддержки бизнеса  и управления банком. При этом с  точки зрения оценки качества внутренней организации банка важно знать  не столько себестоимость одной  реализации процесса (читай: продукта или услуги), что характеризуется как «приведенная себестоимость», сколько стоимость функции банка как вида деятельности, реализуемой одним или более процессами. В данном контексте можно говорить о расчете стоимости умения банка производить и реализовывать ту или иную потребительскую ценность, необходимую для клиента или для самой кредитной организации как хозяйствующего субъекта.

Понятно, что для эффективного управления расходами банка необходим  алгоритм, предусматривающий проведение расчетов и анализ затрат, по каждому  отдельно взятому процессу, по совокупности процессов банка, по функциональным зонам «Бизнес», «Обеспечение», «Управление» и, как частный случай, по подразделениям или группам подразделений, образующих дивизион. При этом алгоритм должен предусматривать как структурную  неоднородность процессов банка, так  и специфику распределения кадровых ресурсов по процессам. Отметим также, что данные расчеты будут иметь  приемлемую для выработки управленческих решений точность лишь для определенного  временного отрезка, который не должен быть как слишком малым, так и  слишком значительным. Практика показывает, что оптимальная дискретность расчета  «внутренней» себестоимости процессов  должна составлять от 15 дней до календарного месяца (это связано с дискретностью  начислений заработной платы, амортизации  оборудования, арендных и коммунальных платежей и т.п.).

Ниже излагаются ориентированные  на процессный подход к организации  и управлению деятельностью методические подходы и укрупненный алгоритм расчета стоимостных характеристик  бизнес-процессов, работоспособность  которых проверена на практике.

Условия реализации предлагаемого  подхода 

Рассмотрим подробно принципиальные положения и условия реализации излагаемого подхода к проведению расчетов и учету ресурсо-потребления  кредитной организации.

Вся деятельность банка рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  процессов.

Процессы разделяются  на производящие «банковские продукты»  и обеспечивающие непрерывность  процессов производства и управления, хозяйственную деятельность организации  — «внутрибанковские процедуры».

В любом конкретном процессе могут быть задействованы сотрудники разных подразделений банка.

Любой сотрудник может  принимать участие в качестве исполнителя технологической операции в разных процессах, а одну конкретную технологическую операцию в каком-либо процессе могут одновременно (или  равновероятно) исполнять несколько  сотрудников.

Все процессы банка формализованы  и описаны с необходимой точностью  и в единой методологии.

Знания о стоимости  продукта приоритетнее знаний о стоимости  подразделения.

Один конкретный бизнес-процесс  может реализовывать несколько  однотипных коммерческих продуктов  банка (например, разные виды депозитных вкладов населения, отличающиеся рядом  условий для клиента, но не технологий их производства и предоставления), а один конкретный коммерческий продукт  может реализовываться несколькими  бизнес-процессами, имеющими разную стоимость (пример — тот же депозит, но реализуемый  в разных филиалах банка: последовательность операций одна и та же, но, естественно, расходы разные, поскольку процесс  реализуется в разных условиях).

Информация о работе Отчет по практике в ОАО АКБ «Эльбин ВС Тарумовка»