Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы выступает изучение регулирования цен на услуги естественных монополий.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать определение понятию «естественная монополия» и выявить причины ее возникновения;
доказать необходимость государственного вмешательства в деятельность естественных монополий;
рассмотреть опыт промышленно развитых стран в области регулирования естественных монополий;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 5
1.1 Понятие естественных монополий и причины их возникновения 5
1.2 Зарубежный опыт регулирования цен естественных монополий ...10
Глава 2 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий………………………………………………………………………….20
2.1 Регулирование деятельности естественных монополий…………………….20
2.2 Х-неэффективность…………………………………………………………….21
2.3 Максимизация уровня производства………………………………………….22
2.4 Обеспечение самоокупаемости………………………………………………..23
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА УСЛУГИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РБ 24
3.1 Государственное регулирование тарифов на услуги естественных монополий 24
3.2 Естественные монополии в Республике Беларусь 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
“Минусы”:
Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает - “плюсы” или “минусы”.
Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.
Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.
В случае естественной монополии (рис. 2.1), когда из-за большой доли постоянных издержек эффект масштаба столь значителен, что кривая спроса D пересекает кривую средних долгосрочных издержек (LRACm) на участке ее снижения, уровень LRACEM всегда будет ниже конкурентных LRACp Используя свою рыночную власть, монополия может установить предложение на уровне Qm при цене Рт и получать монопольную прибыль, что и является причиной регулирования ее деятельности.
LRVCЕМ
LRACk
Pm LRACЕМ
Pk
РЕМ
РМС
MR D
Qm QЕМ QМС
Рис. 2.1 – Предложение и цена в условиях естественной монополии
Если целью регулирования является оптимизация объема выпуска, то в этом случае следует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену Рмс, равную предельным издержкам производства LRMCEM, что обеспечило бы эффективное распределение ресурсов. Однако оптимальный выпуск Q не обеспечивает эффективности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде и уходу фирмы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки путем субсидирования производства, либо установить «справедливую цену» Рm, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LRACEM. В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его увеличение до Qm при более низких, чем при совершенной конкуренции ценам РЕМ.
В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост Х-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «издержки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливой цены» будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к той же Х-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Не следует упускать из виду и тот момент, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции.
Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема состоит в том, что введение налога приведет к росту издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно, при спросе, имеющем низкую эластичность, введение налога на продукцию приведет лишь к дополнительным потерям совокупного благосостояния.
Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль (рис. 2.2), оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождественен налогу с продаж (повышает МС и АС), при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен» [13, с. 198-199].
Рис. 2.2 –
Косвенное регулирование
В странах
с развитыми рыночными
В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.
Несмотря
на наличие технической
Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.
Необходимость
регулирования цен в
Прежде чем говорить о развитии механизмов государственного регулирования, необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности осуществляемых в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений.
Например,
производство, как в электроэнергетике,
так и в газовой
В идеале объективно обусловленные структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка, приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильно проведенное реструктурирование не только не ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности.
Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности.
Итак, в
отраслях естественных монополий необходимо
осуществить ряд
Эффективное
корпоративно-акционерное
Информация о работе Особенности регулирования цен на услуги естественных монополий