Особенности развития и решения проблем малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие теоретических основ развития малого предпринимательства. Экономическая характеристика малого предпринимательства…………………………………………………………..6
1.1 Понятие малого предпринимательства. Основы и сферы его направления развития в экономике………………………………………..6
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства и его роль в современной экономике…………………………………………………..10
Глава 2. Особенности развития и решения проблем малого предпринимательства в России………………………………………………17
2.1Проблемы развития малого предпринимательства в России…………...17
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в РФ…………….23
Заключение…………………………………………………………..……….30
Список литературы……………………………………………………….…32

Файлы: 1 файл

kursach_4kurs.docx

— 49.04 Кб (Скачать)

На 2015 год Минэкономразвития установило самую высокую индексацию коэффициента-дефлятора за последние четыре года – на 7,53% к 2014 году – до 1,798. В результате нагрузка на бизнес существенно вырастет.

Интересно, что власти муниципалитета, в котором свою деятельность осуществляет тот или иной частный предприниматель, могут изменять ставку в зависимости от, например, части города, в которой ведется торговля. Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева выступила с резкой критикой законопроекта, отметив, что он негативно скажется на сотнях тысяч предпринимателей по всей России. Пока что закон будет действовать только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, но в последствии распространится и по всей стране. Стало известно, что сборы будут взиматься только со стационарной и нестационарной торговли, от сборов предложено освободить предпринимателей, купивших патенты, причем стоимость самих патентов в 2015 году вырастет в несколько раз.

Кроме того, ужесточатся требования в сфере административной ответственности за нарушения требований трудового законодательства. Размер штрафа за уклонение работодателя от заключения трудового договора в письменной форме возрастает в четыре раза: с 50 000 до 200 000 руб.

В сфере пенсионного законодательства вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Работодатель в обязательном порядке должен будет выплачивать страховые взносы за своих работников-представителей льготных профессий.

С деталями изменений к трудовому, налоговому и пенсионному законодательству можно ознакомиться в данной статье.

Экономический кризис и без того сильно влияет на небольшие компании, а в условиях новых налогов малый бизнес может сильно пострадать. Выживаемость маленьких частных компаний еще сильнее будет зависеть и от качества их работы, и от востребованности их услуг на рынке.

В послании Президента РФ к Федеральном собранию Владимир Путин пообещал провести амнистию капиталов, заморозить налоговую систему на 4 года, облегчить бремя проверок бизнеса. Однако многие предприниматели сетовали на то, что так и не услышали от Президента о принципиальном изменении системы взаимоотношений субъектов малого и среднего бизнеса с государством; ясной программы выхода из создавшегося положения, рассчитанной на три-четыре года; информации о снижении страховых и пенсионных взносов и т.п., и т.д. Некоторые предприниматели отмечают, что несмотря на улучшение предпринимательского климата в небольших городах, на региональном уровне все намного хуже.

Из-за кризиса многие предприниматели оказываются в безвыходном положении - они вынуждены поднимать цены на свои услуги, рискуя отпугнуть часть клиентов. В тяжелом положении оказалась сфера отечественного туризма, кризис в которой наступил еще до резкого обвала курса рубля. Некоторые эксперты прочат закрытие маленьких частных туристических агентств по всей стране, т.е. предполагают, что услуги туризма россиянам будут оказывать только большие государственные компании.

Следует ожидать, что предприятия малого бизнеса столкнутся с разными проблемами и трудностями, ведь в каждой сфере своя, индивидуальная, специфика. Предпринимателям следует готовится к непредвиденным сложностям и трудностям в 2015 году. При этом еще в апреле этого года некоторые эксперты прочили скорую смерть малого бизнеса в России. Руководитель информационно-аналитического отдела «Градиент Альфа» Виталий Цветков говорил о том, что доля малого и среднего бизнеса в России едва превышает 20%, в то время как в США и Китае их доля свыше 50%. В сложных условиях следовало бы помнить, какое значение для экономики страны имеет развитие малого и среднего бизнеса, но, к сожалению, большая часть отечественной экономики представлена государственным коммерческим компаниям.  [25]

Правительство РФ планирует, что до 2020 года доля инновационного малого бизнеса возрастет до 10% всей сети малого бизнеса, то есть увеличится в 6-7 раз , доля занятости в этой сфере - с 25 % до 60-70%

Выделим некоторые задачи, которые нужны для достижения этих целей:

- создание условий для  возникновения спроса на инновационный  продукт;

- обеспечение доступа  к финансовым и кредитным ресурсам;

- повышение качества инновационной  сферы и инновационного малого  бизнеса;

- развитие инфраструктуры  инновационного малого бизнеса, повышение эффективности технопарков, технополисов и бизнес-инкубаторов;

- совершенствование патентного  законодательства, ситстемы защиты  авторских и смежных прав.

Однако, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития. В сравнении с промышленно развитыми странами масштабы развития малого бизнеса у нас существенно ниже. Это и не могло быть иначе, так как по существу на путь рыночных преобразований Россия вступила лишь 10-15 лет назад. Сейчас стране необходимо главное - создать благоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленно развитых странах.

Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. По возможности нужно максимально искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, извращает конкуренцию. [23, C.271]

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки, малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, всевозможные внебюджетные источники), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий (поручительств) кредитования.

Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше и больше позиций, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитии различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое малое предприятие должно иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме. [11, C. 543]

 

Заключение

 

По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Предпринимательство - процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В России малое предпринимательство как сектор экономики существует около 20 лет и находится на стадии становления. Оно приобрело определенную устойчивость и достаточную широту распространения, превратилось в полной мере в самостоятельный сектор экономики страны, в котором четко обозначились стороны экономических противоречий. Уже создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малых предприятий, уточнены отдельные положения политики государства по их поддержке, разработаны механизмы государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, образованы структуры для ее реализации.

Роль малого бизнеса в России велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. По состоянию на 1 января 2012 г. в России было зарегистрировано 231,6 тыс. малых предприятий, что на 5,4% больше, чем по состоянию на 1 января 2011 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,3 ед. и составило 162,1 ед.

Особенностью малого предпринимательства в России стал чрезвычайно высокий уровень административных барьеров как результат углубления противоречия между независимостью собственности и государственным регулированием малого бизнеса. Государственное вмешательство в деятельность малых форм хозяйствования излишне высокое. Также в последнее время в качестве основной проблемы можно выделить рост налогового бремени для бизнеса.

Рассматривая проблемы развития малого и среднего предпринимательства, надо отметить, что в российской экономике малое и среднее предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство играет важную роль в формировании нового среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны.

Еще одна особенность развития малого предпринимательства в российской экономике - трудности в установлении необходимых связей и тесной производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями. Формирование и взаимодействие трех типов предпринимательства (крупного, среднего и малого) в России усложнены исторически сложившимися традициями в период функционирования планово-распределительной экономики. Сохраняется полная зависимость малых предприятий от крупных производств.

Развитие предпринимательства позволит решить такие социально-экономические проблемы, как создание условий для обеспечения политико-экономической стабильности в стране, формирование рациональной структуры экономики, обеспечение роста доходной части бюджетов всех уровней.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 06.12.2011 N 401-ФЗ.
  2. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
  3. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441 с.
  4. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. –  2012. – 291 c.
  5. Набатников  В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.
  6. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие. В.П. Попков; Е.В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2011.- 352 с.
  7. Предпринимательство: учеб. / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 581 с.
  8. Туренко  Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – №5. – С.388
  9. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. – 324 с.
  10. Экономический словарь /Отв. ред. А.И. Архипов. – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 486 с.
  11. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. Российское предпринимательское право. - М.: Велби, Проспект, 2011. - 1072 с.
  12. Кислов Д.В. Малые предприятия: регистрация, учет, налоги / Д.В. Кислов. – М.: Гросс Медиа, 2012. – 288с.
  13. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 272с.
  14. Предпринимательство: Учебник для ВУЗов / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 448с.
  15. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 495 с.
  16. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Просолова и др. / Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Кравченко, Н.А. Развитие инновационного предпринимательства на уровне региона / Н. А. Кравченко, С. А. Кузнецова, А. Т. Юсупова // Регион: экономика и социология, 2011, №1, с. 211
  17. Крейденко, Т.Ф. Малое предпринимательство в России: современные особенности, региональные диспропорции и тенденции развития / Т. Ф. Крейденко, М. Н. Миронова // Региональная экономика: теория и практика, 2011, №32, с. 378
  18. Крейденко, Т.Ф. Современные региональные особенности развития малого предпринимательства в России / Т. Ф. Крейденко, М. Н. Миронова // Региональные исследования, 2012, №3, с. 199
  19. Пичурин, И.И. Малый бизнес - составляющая планирующей системы в постиндустриальной экономике // Журнал экономической теории, 2011, №2, с. 328
  20. Пшеничков, А.А. Поддержка малого инновационного предпринимательства в развитых странах // Финансы, 2012, №6, с. 306
  21. Тарасенко, А. Проблемы малого инновационного бизнеса // экономист, 2011, №10, с. 121
  22. Тихомирова, О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом, 2011, №3, с. 256
  23. Тореев, В.Б Движущая сила малого бизнеса // Экономическая наука современной России, №1, с. 83-93ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 367с.
  24. www.gd.ru «Генеральный директор» персональный журнал руководителя (ссылка на статью : www.gd.ru/factsandopinions/view/id/34-perejivet-li-malyy-i-sredniy-biznes-nastupayushchiy-krizis/)
  25. www.iluki.ru «iLuki» информационный партнер (ссылка на статью : http://www.iluki.ru/news/krizis-2015-chto-proizoidiet-s-malym-i-sriednim-bizniesom-v-rossii )
  26. womanbusiness.ru (ссылка на статью : http://womanbusiness.ru/news.php?readmore=153)

 

 


Информация о работе Особенности развития и решения проблем малого предпринимательства в России