Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 15:15, курсовая работа
Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие теоретических основ развития малого предпринимательства. Экономическая характеристика малого предпринимательства…………………………………………………………..6
1.1 Понятие малого предпринимательства. Основы и сферы его направления развития в экономике………………………………………..6
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства и его роль в современной экономике…………………………………………………..10
Глава 2. Особенности развития и решения проблем малого предпринимательства в России………………………………………………17
2.1Проблемы развития малого предпринимательства в России…………...17
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в РФ…………….23
Заключение…………………………………………………………..……….30
Список литературы……………………………………………………….…32
2) Материально-техническое
обеспечение: нехватка производственных
помещений и оборудования, низкая
квалификация персонала; низкая
правовая защищенность
3) Финансовые (инвестиционные)
проблемы и проблемы
4) Кредитная необеспеченность.
Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:
Недостатки налоговой системы;
Отсутствие оборотных средств;
Низкий платежеспособный спрос населения;
Высокая арендная плата;
Экономическая политика государства;
Недоступность кредитов;
Дороговизна сырьевых ресурсов;
Слабое развитие внутреннего рынка;
Высокие тарифы на перевозки;
Отсутствие производственных площадей;
Особенно неудовлетворительно поставлена в стране правовая защита малых предпринимателей. Более 60% опрошенных предпринимателей сами не заинтересованы в обращении в судебные органы. Какие же способы защиты своих прав предпочитают малые предприниматели? Это прежде всего обращение к посредникам из властных структур. Другими словами, альтернативой суду, по существу, является коррумпированный государственный аппарат.[8, C.192]
Помимо обращения к посредникам из властных структур 14% респондентов заявили, что для решения своих проблем обращаются к посредникам из криминальных структур, а 16% -- к вышестоящим должностным лицам. И только 11% опрошенных надеются на помощь предпринимательских объединений.
Так же отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна проблема -- кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.[13, C. 152]
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется по сути строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям -- новому социальному слою -- тем более.
Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, -- запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры. Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены на недвижимость непомерно высоки и для малого бизнеса недоступны. А почти 16% респондентов сообщили, что рынка деловой недвижимости в регионе по существу нет и площади можно приобретать только через чиновников.
Непомерна также тяжесть арендного бремени. Более чем у половины (54%) респондентов на оплату аренды уходит 30% всех расходов предприятия, а у 18--50% и более. [18, C. 110]
Неблагополучно в малом предпринимательстве и с конкурентной ситуацией. Как свидетельствуют исследования, главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20% опрошенных), администрация города или населенного рынка (20%), крупные компании -- монополисты (24%). Две трети опрошенных (65%) указали, что представители администраций используют свое служебное положение для поддержания отдельных фирм. Самой проблемной отраслью в этом опросе было строительство и монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых предприятий.
Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.
Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать «постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки». [6, C. 234]
Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.
Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них – в исключительное ведение общественных организаций предприятий.
В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности «в резерв» с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний один из путей решения этой проблемы. [10, C. 312]
Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.
В связи с поддержкой свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.
В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.
Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к теневому капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: чужим малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.[12, C. 94]
Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные – берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.
Кредитные союзы – это сегодня единственный финансовый институт, решающий проблему доступа к кредиту для большинства малых предприятий. В условиях, когда доверие россиян к отечественной банковской системе в целом и отдельным кредитным организациям подорвано, создание и поддержка этих альтернативных систем сбережения и накопления чрезвычайно важно и актуально. Тем более что уже более 50 лет в ряде развитых стран мира подобные структуры функционируют весьма успешно.
Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного. [14, C.413]
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в РФ
Сравнительно низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержке в переходный период формирования экономики предопределили необходимость разработки особых мер по налоговой поддержке. Отмена в связи с введением части второй Кодекса налоговых льгот для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставляющихся по основным налогам, была компенсирована введением таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения(УСН), система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на временный доход(ЕНВД) для отдельных видов деятельности.Упрощение не только снизило расходы налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса.
Но спустя десять лет применения специальных налоговых режимов , мы вновь возвращаемся к прошлому - к увеличению налоговых ставок.
Начало было положено уже в январе 2011 года, когда плательщики страховых взносов, производящие выплаты физическим лицам, в том числе применяющие УСН и ЕНВД, стали исчислять обязательные платежи исходя из тарифа 34% вместо былых 14%. То есть, если индивидуальный предприниматель содержит, скажем, небольшой магазин, и имеет трех продавцов с заработной платой 8000 рублей, он должен 8000 также ежемесячно перечислять в бюджет. Неудивительно, что данные изменения в законодательстве привели к новой волне безработицы. [2, C. 315]
Не лучшим образом дело обстоит и со специальным налоговыми режимами. В Минфине уже давно говорят о том, что «упрощенный» режим крайне не выгоден бюджету, поэтому нужно существенно сократить масштабы его применения. Также и доступ к ЕНВД собираются ограничить в ближайшее время: обсуждается вопрос о сокращении предельной численности работников со 100 до 15 человек, а также перечня видов «вмененной» деятельности. Можно легко оценить возникающую в случае отмены спецрежимов разницу налогового времени: вместо уплачиваемых сейчас 15% с прибыли, организация заплатит 20% налога на прибыль, и 18% налога на добавленную стоимость со стоимости реализованных товаров, работ, услуг, а также 2,2% налога на имущество юридических лиц.[10, с. 16]
Далее, что касается малого инновационного бизнеса, в России он плохо развит, и одна из основных проблем - малый спрос на инновационные разработки. А так же отсутствие квалифицированного персонала, информации о новых технологиях и факторы, связанные с финансированием.
Развитию спроса на инновации со стороны «большой» экономики в настоящее время препятствуют причины объективного порядка. Инновационный продукт западного, да и китайского производства у нас весьма активно потребляется. Скорее следует говорить о том , что наши производственные предприятия не в состоянии в нынешних условиях выпускать конкурентоспособный инновационный продукт. Такие предприятия, находясь вне жестких рамок плановой экономики, перемещаются в неинновационную нишу. И теряют дополнительную составляющую прибыли - технологическую квазиренту, а значит, и сокращают возможности технической модернизации не только за счет собственных резервов, но и за счет привлеченных средств и кредитных ресурсов.[22, C. 166]
В ноябре этого года, еще до "черного вторника" 16 декабря, был принят новый законопроект, предусматривающий новые налоги для торговых предприятий. В своей аналитической статье специалисты РБК подсчитали, что предприниматель, который занимается торговлей в магазине площадью 50 кв. м, увеличит платежи в бюджет примерно на 20 тыс. руб. в год.
Информация о работе Особенности развития и решения проблем малого предпринимательства в России