Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 15:15, курсовая работа
Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время наблюдается экономический рост, и имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие теоретических основ развития малого предпринимательства. Экономическая характеристика малого предпринимательства…………………………………………………………..6
1.1 Понятие малого предпринимательства. Основы и сферы его направления развития в экономике………………………………………..6
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства и его роль в современной экономике…………………………………………………..10
Глава 2. Особенности развития и решения проблем малого предпринимательства в России………………………………………………17
2.1Проблемы развития малого предпринимательства в России…………...17
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в РФ…………….23
Заключение…………………………………………………………..……….30
Список литературы……………………………………………………….…32
Благодаря малому бизнесу экономическое расслоение общества заметно уменьшается. В России малым бизнесом представлены, в основном, такие сферы производства как: текстильная, пищевая, а так же предоставление различных не слишком трудоёмких услуг. Как правило, отдельные фирмы, занимающиеся малым бизнесом, имеют не высокий денежный оборот.
Еще один негативный фактор – отток капитала. Только в начале 2014 года он составил 17 млрд долл. США. Для сравнения: показатель 2012 года – примерно 54,6 млрд долл. США, 2013 года – 62,7 млрд долл. США (оценка ЦБ РФ). Если бегство денег из экономики продолжится, то уже во второй половине 2014 года этот фактор будет в большей степени влиять на курс рубля, чем цены на нефть.
Считается, что снижение курса рубля будет выгодно отечественным производителям, но в нынешних условиях эффект девальвации не принесет положительных результатов, поскольку многие предприятия закупают импортные комплектующие. [24]
В России формально государство поддерживает наличие и развитие малого бизнеса, а так же проводит всевозможные программы поддержки малого бизнеса и помощи при его формировании. Но в действительности организовать малый бизнес в России не так просто. Процесс затрудняет высокая конкуренция и большая занятость различных экономических ниш.
Многие предприниматели начинаю свою деятельность в течении года закрывают фирмы, не выдерживая напора конкуренции и сложности экономических условий. Конечно, для государства в целом высокая конкуренция это хорошо, ведь она фактически является двигателем прогресса, но вот для предпринимателя она представляет серьёзную угрозу, особенно на старте предпринимательской деятельности.
Для того что бы конкуренция перестала быть серьёзной проблемой для молодой фирмы, необходимо завоевать постоянного покупателя, то есть обеспечить постоянный спрос на продукцию или услугу, причём чем выше этот спрос, тем больше прибыли получит фирма. К методам привлечения покупателя относятся: проведение различных акций, установление цен ниже среднего показателя, предоставлений скидок, предоставление особых условий для постоянных клиентов. [11, C.714]
Помимо всего этого необходима, что бы и сама продукция или услуга была востребована на рынке. Любому предпринимателю, начинающему заниматься малым бизнесе, необходимо четко определить в какой срок будет функционировать его фирма. Если фирма функционирует меньше одного года - это называют краткосрочным периодом, если больше одного года, то долгосрочным.
В условиях экономического кризиса, начинающему предпринимателю так же очень сложно удержать свою компанию на плаву. Единственным правильным решением будет либо присоединится или объединиться с более крупной компанией или же просто закрыть бизнес. Хотя в условиях крупного экономического кризиса, как показывает практика, сложнее всего приходится крупным компаниям производящим дорогостоящую продукцию.
Конечно, чем больше капитал, тем лучше для предпринимателя, это дает больше возможностей, больше пространства для деятельности. Очень часто капитал является заёмным, то есть предприниматель берёт кредит в банке на организацию малого бизнеса.
Не маловажным показателем, организации продающей продукцию, будет качество этой продукции. Поэтому для предпринимателя предельно важно найти хороших и надёжных поставщиков. И всё же, несмотря на все минусы и сложности малого бизнеса, не малое количество начинающих фирм уверенно закрепляются на рынке, растут и продвигаются. [26]
Роль малого бизнеса в России велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие "этажи" хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь, это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли малых предприятий. По состоянию на 1 января 2012 г. в России было зарегистрировано 231,6 тыс. малых предприятий, что на 5,4% больше, чем по состоянию на 1 января 2011 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,3 ед. и составило 162,1 ед. [20, C.234]
Опыт экономически развитых стран показывает, что малое и среднее предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни общества. На их долю приходится до 50-70% валового внутреннего продукта экономически развитых стран, доля малых и средних фирм составляет до 80-90% от общего числа коммерческих организаций.
На сегодняшний день в России функционирует примерно 220 тыс. предприятий малого бизнеса, которые не зря называют сердцевиной и основной опорой экономики страны, ведь они составляют подавляющую часть предприятий страны, обеспечивают гибкость и мобильность производства, его высокую ориентацию на спрос потребителя. Кроме того, малое и среднее предпринимательство выполняет важную социальную функцию - обеспечение занятости населения, решение проблем безработицы, создание возможности личной реализации для предпринимателей.
Сектор малого и среднего бизнеса находится в процессе развития, а ситуация в этой сфере еще не соответствует реальным потребностям экономики и далека от уровня других стран с развитыми рыночными отношениями.
Обычно для успешного развития предпринимательства необходимы некоторые условия, способствующие этому. К таким можно отнести следующие:
·четкие, понятные, непротиворечивые законы;
·достаточная государственная и регуляторная поддержка;
·доступ к финансовым ресурсам под небольшие проценты;
·приемлемые нормы налогов.[3, C. 341]
Преимущества малого предпринимательства:
1. Сравнительно более
низкие издержки управления, обусловленные
отсутствием лишнего
2. По мнению некоторых
ученых, большие размеры повышают
степень формализации
3. Более низкая потребность
в капитале и способность
4. Малые предприятия лучше
знают уровень спроса на
5. Относительно более
высокая оборачиваемость
6. Малые предприятия требуют
меньше капиталовложений. У них
меньшие сроки строительства, небольшие
размеры, им быстрее и дешевле
перевооружаться, внедрять новую
технологию и автоматизацию
7. Работники малого
8. Малый бизнес дает
средства к существованию
Недостатки малого предпринимательства:
1. По сравнению с крупными
предприятиями МП (малые предприятия)
обладают более высоким
2. МП (малые предприятия) зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность
руководителей и менее
4. Повышенная чувствительность
к изменениям условий
5. Малый бизнес связан
с большими трудностями в
6. МП (малые предприятия) не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП (малых предприятий) к изменениям не велики.
8. Малый бизнес имеет
малую склонность к
Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.
Для страны таких масштабов как Россия, малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.
Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема -- недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей от получки до получки, не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.[19, C. 54]
Главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого личные накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют, по данным исследования, лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время 24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в кредите. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей (27%) -- отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банкам объемах.
Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита.
Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.[5, C. 200]
Глава 2. Особенности развития и решения проблем малого предпринимательства в России.
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства в России.
При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего, надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.
Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры. [9, C. 139]
Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.
Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.
Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения.[21, C.87]
Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:
1) Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
Информация о работе Особенности развития и решения проблем малого предпринимательства в России