Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:00, курсовая работа
Олигополистический рынок, который является самым распространенным рынком в современной экономике, характеризуется следующими чертами:
1.на рынке действует небольшое число крупных фирм (формально считается: четыре крупные фирмы, производящие более половины всей выпускаемой продукции), но могут присутствовать и мелкие фирмы;
2.продукты могут быть стандартизированными (цемент, газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение);
3.фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами).
Введение………………………………………………………………………….3.
Глава 1.Олигополия
1.1 Понятие олигополии………………………………………………………..4.
1.2 Особенности олигополистического рынка………………………………..5.
Глава 2. Модели кооперативного поведения: СГОВОР и ЛИДЕРСТВО.
2.1 Модель Картеля………………………………………………………………9.
2.2 Модель ценового лидерства………………………………………………..11.
2.3 Модель блокирующего ценообразования…………………………………12.
Глава 3. Модель некооперативного поведения: «Ценовая война» и
« Конкурентное сотруднечество»
3.1 Дуополия Курно…………………………………………………………….13.
3.2 Модель Бертрана……………………………………………………………14.
3.3 Модель ломанной кривой спроса………………………………………….15.
Глава 4. Экономический анализ рынка олигополии в России
4.1 Основные олигополистические рынки……………………………………17.
4.1.1Черная металлургия………………………………………………………..17.
4.1.2 Автомобильная промышленность………………………………………18.
Заключение……………………………………………………………………..21.
Список Литературы………………………………………
Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже Рн , но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае (между Рн и Ро) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dн лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).
В приведенном примере мы предполагали, что кривые издержек у олигополиста и новой фирмы одинаковы и все дело в том, что фирма-олигополист достигает более низких издержек за счет больших размеров спроса и масштабов производства. В реальной жизни весьма часто у старой и новой фирмы различаются сами кривые издержек (рисунок 3).
Издержки новой фирмы могут быть выше потому, что оно не имеет опыта ведения бизнеса в данной сфере деятельности:
1.менеджеры не обладают навыками управления фирмой;
2.не хватает квалифицированной рабочей силы;
3.хуже условия получения банковского кредита;
4.слабее связи с поставщиками;
5.отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства
Новые фирмы смогут со временем преодолеть трудности, однако - не все из них. Неопределенность ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшает число потенциальных конкурентов.
Рис. 3. Барьеры для вхождения новых фирм на рынок.
Между тем сама угроза появления конкурентов меняет поведение фирмы-олигополиста. Если бы старая фирма не боялась потерять свою долю рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить цену на уровне Ро и производить Qо. Однако она устанавливает цену на уровне не выше Р1, поскольку при такой цене потенциальный конкурент будет не в состоянии покрыть свои издержки и откажется от вступления в отрасль. Старая же фирма и при такой цене будет получать прибыль. Цена Р1 часто называется предельной ценой. Такое поведение фирмы олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.
Чтобы фирма могла достичь наиболее эффективных для данного вида деятельности размеров, часто требуется значительный объем капитала. Потенциальному участнику рынка в авиационной, автомобильной, химической, нефтедобывающей промышленности и во многих других отраслях требуются миллиарды рублей, чтобы начать дело. Несомненно, это является важным барьером на пути уменьшения рыночной концентрации в данных секторах экономики.
Существуют и другие барьеры на пути потенциальных конкурентов:
1.ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того или иного вида деятельности;
2.высокие затраты на рекламу;
3.сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.
Все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок и поддерживают высокий уровень концентрации.
Глава 2. Модель кооперативного поведения: СГОВОР и ЛИДЕРСТВО
2.1 Модель Картеля
Трудности диагностирования реакции конкурентов на олигополистических рынках усиливают склонность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель.
Картель - это группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение объемов выпуска) и цен (фиксация) с целью получения монопольной прибыли.
Представим отрасль из двух фирм, выпускающих одинаковую продукцию при одинаковых краткосрочных и долгосрочных издержках и постоянной отдаче от масштаба .Если бы фирмы взаимодействовали на принципах совершенной конкуренции, то конкурентное предложение составило бы Qk при цене Pk, a каждая фирма производила бы половину объема рыночного спроса, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продукцию, фирмы, достигнув соглашения об ограничении объема выпуска Qkr и фиксации цены на уровне Рkr, могли бы получать экономическую
Рис.4. Модель Картеля.
прибыль равную монопольной .
Следовательно, для получения монопольной прибыли фирмы должны координировать свою деятельность так, чтобы их совместный выпуск равнялся рыночному спросу для установленной монопольной цены.
Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием. Во-первых, всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникновению. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем более однородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отраслевых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добиться координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения картеля падает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и механизм его разрушения
Рис.5. Модель Картеля.
В случае конкурентного равновесия предложение отрасли составило бы Qk при цене Рk, а фирмы отрасли не получали бы экономической прибыли. При достижении картельного соглашения фирмы отрасли должны будут сократить предложение до Qkr и продавать свою продукцию по установленной картельным соглашением цене Рkr, что обеспечит им получение монопольной прибыли при МС = MRkr. Но это возможно только в том случае, если фирмы отрасли будут производить в объеме определенных для участников картеля квот qkr. Проблема, однако, состоит в том, что для отдельной фирмы, входящей в картель, прибыль максимизируется при Рkr = МС и она будет стремиться увеличить свой выпуск до q. Если все члены картеля поступят подобным образом, то рыночный объем вырастет до Q1, а рыночная цена упадет до Рk и экономическая прибыль фирм отрасли снова станет нулевой, что будет означать разрушение картеля.
Успех деятельности картеля зависит от способности его участников выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Практическая же реализация такого требования осуществима только в том случае, если процедуры контроля и наложения санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а применяемые в отношении нарушителей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.
2.2 Модель ценового лидерства
Так как обычной практикой является правовое преследование картельных соглашений, фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Такой тип поведения называется сознательным параллелизмом, при котором ценовая координация достигается через ценовое лидерство. Когда в отрасли имеется доминирующая фирма, обеспечивающая значительную долю отраслевого предложения, другие фирмы отрасли в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером. Устойчивость модели ценового лидерства обеспечивается не только при помощи возможных санкций со стороны лидера, но и заинтересованностью других участников рынка в наличии лидера, взваливающего на себя бремя исследования рынка и выработки оптимальной цены. Суть взаимодействия фирм в данной модели состоит в том, что максимизирующая прибыль ценового лидера цена является фактором, задающим условия производства остальным фирмам отраслевого рынка.
Рис.6. Модель ценового лидерства.
Имея кривую рыночного спроса D и кривую предложения (сумма кривых предельных издержек) остальных фирм отрасли Sn, ценовой лидер определяет кривую спроса на свою продукцию DL как разность между отраслевым спросом и предложением конкурентов. Поскольку при цене Р1 весь отраслевой спрос будет покрываться конкурентами, а при цене Р2 конкуренты не смогут осуществлять предложение и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться ценовым лидером, то кривая спроса на продукцию лидера DL сформируется в виде ломаной кривой PlP2DL. Имея кривую предельных издержек MCL, ценовой лидер установит цену PL, обеспечивающую ему максимизацию прибыли (MCL= MRL). Если все фирмы отраслевого рынка принимают цену лидера в качестве равновесной рыночной цены, то предложение ценового лидера составит QL, а остальных фирм отрасли – Qn (PL = Sn), что в сумме даст совокупный объем отраслевого предложения QD= QL+ Qn. При этом предложение каждой отдельной фирмы будет формироваться в соответствии с ее предельными издержками.
Конкурентная стратегия ценового лидера заключается в том, что он должен ориентироваться на получение долгосрочной прибыли, агрессивно реагируя на вызовы конкурентов как в отношении цены, так и доли рынка. Напротив, конкурентная стратегия фирм, занимающих подчиненное положение, состоит в том, чтобы, избегая прямого противостояния лидеру, использовать меры (чаще всего инновационного характера), на которые лидер отреагировать не сможет. Часто доминирующая фирма не располагает возможностями, чтобы навязать свою цену конкурентам. Но и в этом случае она остается для фирм отрасли своеобразным проводником ценовой политики (объявляет новые цены), и тогда говорят о барометрическом ценовом лидерстве.
2.3 Модель блокирующего ценообразования
Одной из форм проявления барометрического ценового лидерства является ценообразование, ограничивающее проникновение в отрасль новых фирм.
Особенность олигополистического взаимодействия состоит в том, что фирмы склонны сохранять сложившееся в отрасли status quo, всячески противодействуя его нарушению, так как именно сложившееся в отрасли равновесие обеспечивает им наиболее благоприятные условия для зарабатывания прибыли. Если барьеры проникновения в отрасль низки, то действующие в отрасли фирмы могут искусственно поднять их путем снижения рыночной цены. К примеру реализуя кооперативную стратегию, фирмы отрасли могли бы получать экономическую прибыль, производя Q продукции и установив цену Р. Однако наличие экономической прибыли стало бы притягательным фактором для проникновения в отрасль новых фирм, за чем последовало бы снижение прибыли, а возможно и вытеснение некоторых фирм из отрасли. Поэтому, зная уровень отраслевого спроса и издержек, а также оценив минимально возможные средние издержки претендентов на вход в отрасль, действующие в отрасли фирмы могут установить рыночную цену Р, на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, что лишит фирмы экономической прибыли, но одновременно сделает проникновение «чужаков» в отрасль невозможным. Какой в действительности уровень цены выберут фирмы, зависит как от кривых их собственных издержек, так и от потенциала «чужаков». Если издержки последних выше среднеотраслевых, то отраслевая цена будет установлена на уровне выше минимальных издержек, но ниже минимальных издержек, которые могут обеспечить угрожающие входом на рынок фирмы.
Рис.7. Модель блокирующего ценообразования.
Следует сказать, что подобная практика может использоваться в целях вытеснения конкурентов из отрасли, когда доминирующая в отрасли фирма устанавливает цены на уровне ниже минимальных краткосрочных средних издержек, рассчитывая компенсировать возникающие убытки в долгосрочном периоде.
Глава 3. Модель некооперативного поведения: «Ценовая война» и «Конкурентное сотрудничество»
3.1 Модель Курно
Первая модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1938 г.
Его модель основывалась на следующих предпосылках:
на рынке присутствуют только две фирмы;
каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.
Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.
Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .
Рис. 8. Модель Курно.
Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки.
Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.
Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 5 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.
Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга
Рис. 9.
Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга
В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.
Информация о работе Особенности поведения олигополистического рынка. Модели олигополии