Особенности мирового рынка технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного реферата - рассмотреть стратегии и формы международного научно-технического сотрудничества в мировой экономике.

Оглавление

Введение
1 Особенности мирового рынка технологий
2 Основные формы международной передачи технологий
2.1 Лицензионная торговля
2.2 Франчайзинг
2.3 Инжиринг
2.4 Консалтинг
2.5 Контракты «под ключ»
2.6 Контракты на управление
2.7 Международное техническое содействие
3 Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач вэд.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

      В рамках инжиниринга могут предоставляться  услуги, прежде всего по подготовке нового производства. В их число входят составление технико-экономического обоснования проекта, разработка генеральных планов и чертежей, управление и надзор за строительством, приемо-сдаточные работы. После окончания строительства нового объекта и сдачи его в эксплуатацию инжиниринг сводится к оказанию услуг по организации процесса производства и управлению предприятием. Иногда он распространяется на сферу сбыта выпускаемой продукции. Формы оплаты услуг инжиниринга могут быть различными. Это может быть повременная оплата труда инженеров-консультантов, возмещение фактически понесенных затрат плюс известное вознаграждение, оплата в процентах от стоимости строительства объекта. 

      2.4 Консалтинг 

      Широкое распространение в сфере МРИТ получил также консалтинг. Консалтинг обозначает широкий спектр консультационных услуг, предоставляемых консалтинговой фирмой любому потребителю. 

      2.5 Контракты «под ключ» 

      Контракты «под ключ» (turnkey projects) как форма международной передачи технологий предполагают заключение соглашения на строительство объекта, который после его полной готовности к эксплуатации передается заказчику. Такие проекты обычно реализуют крупные строительные фирмы и фирмы-изготовители промышленного оборудования, между которыми поделены соответствующие рынки.

      При такой форме международной передачи технологий заказчик получает полностью  готовый к эксплуатации объект, не испытывая трудностей с освоением  новой техники. Вся ответственность  за строительство и ввод объекта  в эксплуатацию возложена на одно юридическое лицо. Поэтому подобные объекты возводятся очень быстро и в сжатые сроки приступают к выпуску конкурентоспособной продукции.

      Практически единственной проблемой для заказчика  является высокая цена. Стоимость  реализации объектов «под ключ», как правило, существенно выше по сравнению со строительством подобного объекта собственными силами. Что же касается фирмы-подрядчика, то осуществление таких объектов для них тоже выгодно, о чем свидетельствует конкурентная борьба, сопровождающая получение заказов такого рода. Если фирма-подрядчик не является монополистом в данной области технологически применимых знаний, а производственный процесс известен другим фирмам, то число конкурентов, добивающихся заключения контракта, бывает довольно значительным.

      В роли подрядчика выступают на только крупные фирмы развитых стран  мира. В последние годы большую  активность в осуществлении ряда проектов проявляют фирмы из Турции, Индии, Южной Кореи. Они вполне конкурентоспособны в сравнении с фирмами развитых стран в реализации строительных проектов, требующих использования дешевой рабочей силы. 

      2.6 Контракты на управление 

      Контракты на управление (management contracts) являются специфической формой международной передачи технологий, суть которой состоит в том, что фирма одной страны направляет своих менеджеров в зарубежную фирму для выполнения управленческих функций на определенный срок и за определенную плату.

      Необходимость в заключении контрактов на управление порождается рядом ситуаций в  международном бизнесе. Прежде всего она возникает в случае, когда существует настоятельная потребность добиться существенного повышения эффективности функционирования действующего предприятия, а местные управленцы не в состоянии справиться с решением данной задачи. Иностранные менеджеры и специалисты, как показывает опыт, способны быстро и действенно оказать необходимую помощь, достичь желаемого результата.

      Далее, заключение контрактов на управление иногда связано с осуществлением прямых зарубежных инвестиций. Когда  за рубежом создается новый промышленный объект или реконструируется действующее предприятие, от фирмы-поставщика нового технологического оборудования требуют оказания помощи в виде управленческих услуг.

      И, наконец, контракты на управление иногда заключаются в том случае, когда иностранные инвестиции национализируются, а бывшему владельцу предлагают продолжить управление предприятием до тех пор, пока местный персонал будет способен справиться с этой работой.

      Срок  контрактов на управление обычно составляет от 3 до 5 лет, а оплата иностранных менеджеров определяется либо в фиксированной сумме, либо зависит от объема производства. 

      2.7 Международное техническое содействие 

      Специфической разновидностью международной передачи технологий является международное техническое содействие (technical assistance), программы предоставления которого достаточно широко реализуются мировым сообществом с конца 1970-х годов.

      Эти программы, осуществляемые на двух- или  многосторонней основе, призваны оказать  техническое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в области технологических процессов, продуктов и управления. Программы технического содействия разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и другими международными организациями.

      Техническое содействие определяется как передача ноу-хау посредством таких видов деятельности, как профессиональная подготовка специалистов, проведение в жизнь политики, консультации, партнерство и исследования. Оно предоставляется в форме безвозмездных технологических грантов и проектов совместного финансирования развития технологий.

      Если  к оценке эффективности технического содействия применить критерии Всемирного банка, то оно должно способствовать притоку инвестиций в размере, 10-кратно превышающем объем ок5азанной  технической помощи.

      С помощью всех рассмотренных видов  деятельности (лицензионные соглашения, франчайзинг, инжиниринг, контракты  «под ключ» и др.) фирмы одной  страны получают доступ к технологии и управлению, созданным в других странах. Поэтому международная передача технологий способствует повышению конкурентоспособности фирм на внутреннем и мировом рынках. Чем более совершенен рыночный механизм передачи технологий, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получает как продавец, так и покупатель технологически применимого знания.

 

       3 Государственное регулирование  рынка объектов интеллектуальной  собственности 

      В современной стратегии развития государств ключевая роль отводится  созданию интеллектуальной собственности (ИС) и управлению ею. Значимость ИС становится еще более очевидной при изучении всех аспектов, связанных с ее коммерциализацией. И дело здесь не только в факторе роста торговли лицензиями (превышающем в несколько раз ежегодный рост международной торговли в целом), но и в вытекающих из международных нормативно-правовых актов возможностях, которые позволяют субъектам, располагающим значительным научно-техническим потенциалом, обеспечивать эффективную защиту прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности, повышать конкурентоспособность своей продукции.

      К объектам интеллектуальной собственности  в мировой практике относят:

      – ноу-хау, патенты, конструкторскую и  иную документацию;

      – технологии, технологический комплекс или его отдельные составляющие;

      – узлы и агрегаты, готовые изделия (по результатам опытного производства);

      – техническую и технологическую  документацию на создание объектов техники  и производство промышленной продукции;

      – методики, расчеты, рекомендации и другие текстовые материалы, представленные на бумажных, электронных и других носителях.

      Известно, что конкурентоспособность продукции  на рынке в значительной мере определяется ее качественными составляющими, ключевыми  из которых являются патентно-правовые характеристики того или иного товара. Поэтому большинство субъектов мировой экономики рассматривают патентно-лицензионную политику как исключительно важный фактор обеспечения экономического роста. Следует подчеркнуть, что стратегия развития всех преуспевающих компаний предусматривает их активную позицию в управлении ИС как у себя в стране, так и за рубежом.

      В конкуренции между государствами, корпорациями, предприятиями в настоящее  время лидируют уже не те, кому удалось  успешно реализовать отдельные  инновации, а те, кто сумел выработать и реализовать соответствующую политику в области управления ИС, получить на основе патентной защиты и монопольного освоения наукоемкой продукции максимальную прибыль. Исходя из значимости ИС и управления ею в обеспечении конкурентоспособности продукции, индустриальные страны осуществляют сегодня не только государственную поддержку научно-исследовательского сектора экономики, но и применяют весь спектр стимулирования создания и использования в производственно-торговой деятельности объектов промышленной собственности.

      Оценить положение дел в области создания ИС, управления ею, а также в области  патентно-лицензионного регулирования  позволяет анализ соответствующего опыта зарубежных стран, его сопоставление  с имеющейся национальной практикой.

      Международная статистика показывает, что в большинстве стран мира число зарегистрированных патентов, используемых нерезидентами, значительно превышает число патентов, используемых резидентами. Лишь в Японии, Южной Корее и США это соотношение в пользу резидентов, что, в частности, объясняет устойчивость экономического роста в этих странах (таблица 1).

      Второй  вывод, который можно сделать  на основе анализа международной  статистики, заключается в том, что  чем выше уровень экономического развития страны, тем выше суммарное  число используемых в отраслях народного хозяйства патентов. В Австралии этот показатель превышает 43 тыс., для европейских стран – более 60 тыс., в Южной Корее – 114 тыс., в США – более 220 тыс. и в Японии – более 400 тыс.

      Особого внимания заслуживает патентно-лицензионная политика Японии, занимающей первое место в мире по числу используемых патентов. Успех ее экономического развития, экспортные возможности автомобилестроения, электронной отрасли предопределены, с одной стороны, мерами, направленными на ограничение деятельности на японском рынке международных корпораций. Это  

Таблица 1 – Количество используемых патентов в странах-лидерах в 1996 г.

Страна  Резидентами Нерезидентами Итого
Япония  340861 60390 401251
США 111883 111536 223419
Германия 56757 98338 155095
Великобритания 25269 104084 129353
Южная Корея 68446 45548 113994
Франция 17090 81418 98508
Испания 2689 81294 83983
Швеция 7077 76364 83441
Италия 8860 71992 80852
Австрия 2506 75985 78491
Дания 2452 72151 74603
Справочно: Беларусь 701 20347 21048

Информация о работе Особенности мирового рынка технологий