Особенности мирового рынка технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного реферата - рассмотреть стратегии и формы международного научно-технического сотрудничества в мировой экономике.

Оглавление

Введение
1 Особенности мирового рынка технологий
2 Основные формы международной передачи технологий
2.1 Лицензионная торговля
2.2 Франчайзинг
2.3 Инжиринг
2.4 Консалтинг
2.5 Контракты «под ключ»
2.6 Контракты на управление
2.7 Международное техническое содействие
3 Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач вэд.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

      Совершенствование изобретательского права включает в себя два направления:

      1) присоединение Республики Беларусь  к международным конвенциям, действующим  в данной области; 

      2) разработка и принятие внутренних  законов и подзаконных нормативных  актов, направленных на реализацию  тех общих принципов, которые  содержатся в международных конвенциях.

      Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь №141 от 11.03.1993 была утверждена Декларация о международных договорах Республики Беларусь в области промышленной собственности. Этой декларацией было оформлено правопреемственность республики в отношении трех важнейших многосторонних соглашений в этой области, участником которых был бывший СССР: Парижской конвенции об охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации и Мадридского соглашения о международной регистрации знаков.

      В сфере авторских и смежных  прав Беларусь присоединилась к Бернской конвенции 1886 г., Всемирной конвенции  об авторском праве 1952 г., Договору ВОИС по авторскому праву 1996 года, Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года и некоторым другим документам.

      На  основании этого Республика Беларусь в настоящее время участвует  в союзах системы ВОИС (Парижском, Мадридском, Бернском и др.).

      Сотрудничество  Республики Беларусь с ВОИС заключается в совершенствовании национального законодательства по стандартам, выработанным данной организацией. Основным направлением сотрудничества в будущем должно стать создание организационных и институциональных предпосылок для реализации данного законодательства, чтобы белорусские субъекты хозяйствования и граждане республики имели возможность эффективно осуществлять принадлежащие им права интеллектуальной собственности, а также располагали эффективными средствами защиты таких прав, в том числе на международном уровне. В этой связи приведем некоторые примеры.

      Существенным  вопросом при выходе предприятия на внешний рынок является зарубежная регистрация своего товарного знака, идентифицирующего товары данного предприятия и являющегося средством стимулирования сбыта. Однако регистрация товарных знаков в национальных регистрационных органах зарубежных стран связана с большими расходами и некоторыми техническими трудностями. Поэтому гораздо целесообразнее использовать возможности, предоставляемые Мадридским соглашением о международной регистрации знаков, и обратиться в международное бюро ВОИС с тем, чтобы получить международное свидетельство о регистрации, действительное во всех странах-участницах Мадридского соглашения. Такая практика пока не распространена среди белорусских предприятий, что объясняется неразвитостью национального экспорта. В будущем белорусские экспортеры должны использовать эту возможность.

      Аналогичный пример можно привести в связи  с регистрацией изобретений. Белорусское  предприятие или отдельный изобретатель, желающий запатентовать свое изобретение  в нескольких зарубежных государствах (например, с целью дальнейшей продажи лицензии за рубеж), может не подавать заявки непосредственно в национальные патентные ведомства этих государств, а воспользоваться услугами ВОИС на основе Договора патентной кооперации. В этом случае заявка подается в международное бюро ВОИС. Хотя договор и не предусматривает выдачи единого международного патента (заявитель получит в результате несколько самостоятельных национальных патентов), и плата за услуги по международному поиску и предварительной экспертизе заявки пропорциональна числу полученных национальных патентов, расходы на такую регистрацию будут меньше, а сама регистрация будет осуществлена быстрее.

      В случае возникновения споров между  белорусскими гражданами или субъектами хозяйствования, с одной стороны, и их зарубежными контрагентами – с другой по вопросам использования принадлежащих им прав интеллектуальной собственности стороны могут обратиться за их разрешением в Арбитражный центр ВОИС (действует с 1994 г.). это дает сторонам все преимущества арбитражного разбирательства перед государственным судопроизводством – быстроту разбирательства, меньшие издержки, меньшую формальность процесса, конфиденциальность, возможность урегулировать спор к взаимному удовлетворению обеих сторон.

      Наличие большого научно-технического потенциала и ориентация на развитие наукоемких отраслей дает основание сделать вывод, что сотрудничество с ВОИС в будущем станет важным элементом международных отношений республики.

      Таким образом, стратегическое планирование, успешная конкурентная политика государства  не могут осуществляться без учета  всех аспектов создания, охраны и управления интеллектуальной собственностью. Решение  задач в данной области видится  успешным только при условии проведения выверенной патентно-лицензионной политики, прежде всего на наиболее перспективных, приоритетных направлениях. Именно на этих направлениях и должны быть сконцентрированы все внутренние ресурсы, созданы соответствующие условия, механизмы и инфраструктура для развития технического творчества, инновационной деятельности, эффективного регулирования отношений в области интеллектуальной собственности.

 

      Заключение 

     На  рубеже XX и XXI вв. мировое сообщество подошло к пониманию необходимости  объединения усилий различных стран в целях использования лучших научных достижений в интересах человечества, в том числе для предотвращения возникающих в процессе развития науки и техники угроз глобального характера, определения приоритетов научных исследований и механизмов их реализации.

     Объективный процесс интернационализации современной  экономики определяет интенсификацию международной научно-производственной кооперации. Вместе с тем происходящие в этой сфере явления неоднородны, им свойственны определенные противоречия, требующие организационного, правового и экономического регулирования на межгосударственном уровне. С одной стороны, в области фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация, с другой - прикладные разработки становятся все более закрытыми, их результаты рассматриваются как национальное достояние, имеющее стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности отдельно взятого государства или группировки стран.

     Учитывая  значительную роль науки в решении  социально-экономических проблем века, все большее число стран мира (Япония, Республика Корея, КНР, Индия и др.) используют планово-ориентированную модель формирования научной политики и развития научно-технического потенциала. Правительствами этих стран используются методы как директивного централизованного, так и индикативного планирования. Директивное планирование применяется с целью компенсации недостатков рыночной системы по финансированию масштабных НИОКР с высокой степенью риска, становления новых отраслей и технологической модернизации традиционных базовых отраслей. Это осуществляется прежде всего за счет прямых государственных ассигнований, государственного рынка в виде гарантированных государственных закупок новой высокотехнологичной продукции, а также налоговых и таможенных льгот.

     Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) является одним из важных элементов  научно-технической политики страны, сохранения и наращивания российского  научно-технического потенциала (НТП). В нашей стране всегда исходили из того, что МНТС носит вспомогательный характер, содействуя развитию отечественной науки и техники и в свою очередь зависит от состояния НТП.

     Произошедшие  в 90-х гг. XX в. коренные изменения  политических и военно-стратегических реалий в современном мире, общественно-политические и экономические преобразования в России, государствах-членах СНГ и других странах бывшего социалистического лагеря существенно повлияли на развитие процессов международного научно-технического сотрудничества. Эти факторы не могут не учитываться при формировании стратегии и тактики МНТС. Перед Россией стоит задача полноправно присутствовать в мировом научно-технологическом сообществе, опираясь на еще сохранившийся отечественный научно-технический потенциал и используя сформировавшиеся в советский период разветвленные научно-технические связи с различными регионами мира как на государственном уровне, так и непосредственно на уровне ученых и специалистов.

     Итак, в результате проделанной работы можно сделать основные выводы:

     - мировой рынок информации и технологий представляет собой сложную систему обмена результатами интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной формах;

     - в процессе инновационной деятельности  научно-технические разработки, которые  нашли своего покупателя, передаются из одной страны в другую через различные каналы и формы коммерческого и некоммерческого обмена;

     - ведущее место среди форм обмена  занимают приобретение патентов  и лицензий, а в последнее время  на МРИТ появились инжиниринг, франчайзинг и консалтинг.

 

       Список использованных источников 

1 Дадалко В. А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – Мн.: «Ураджай», «Интерпрессервис», 2001. – 529с.

2 Тэор Т. Р.  Мировая экономика. – СПб: Питер, 2002. – 192 с.: ил. – (Серия «Краткий  курс»).

3 Чеботарев Н.  Ф. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ». – 2007. – 332 с.

Информация о работе Особенности мирового рынка технологий