Особенности корпоративного стратегического финансового планирования в российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей корпоративного стратегического финансового планирования в российских условиях. Чтобы раскрыть цель данной работы необходимо раскрыть следующие задачи:
1. рассмотреть цели, задачи и методы финансового планирования; 2. рассмотреть основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления; 3. рассмотреть сбалансированность финансовых показателей; 4. изучить финансовый план как часть бизнес – плана; 5. рассмотреть оперативное финансовое планирование; 6. изучить составление смет.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 172.47 Кб (Скачать)

Финансовый план — это  раздел бизнес-плана, в котором прогнозируются доходы и расходы по проекту. Вместе с анализом рынка и маркетинговым  планом, финансовый план является неотъемлемой частью бизнес - плана.

Бизнес - план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово -коммерческих мероприятий. Задачей бизнес - плана являются выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес - план выступает в различных формах. Например, он может состоять из следующих разделов:

- организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта и его бизнес - плана;

- вид продукции и услуг;

- оценка рынка сбыта продукции и услуг;

- конкуренция;

- маркетинг и продажа;

- план производственно-торговой деятельности;

- менеджмент;

- оценка риска и страхование;

- финансовая стратегия и финансовый план;

- приложения

Примерную схему бизнес - плана можно посмотреть в приложении 2.

В бизнес - плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период оживленной конъюнктуры

Раздел финансового планирования бизнес-плана должен дать возможность  оценить способность проекта  обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном  для обслуживания долга (или выплаты  дивидендов, когда речь идет об инвестициях).

Следует подробным образом  описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники  и схемы финансирования, ответственность  заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить  описанию текущего и прогнозируемого  состояния окружающей экономической  среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий [10, c. 53 - 54].

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования  средств.

Должны быть описаны условия  всех остальных относящихся к  проекту или уже находящихся  на балансе кредитов. Необходимо четко  показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень  четкости сметы. Должны быть описаны  условия, оценки и предположения, базируясь  на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):

- изменение курса рубля к доллару;

- перечень и ставки налогов;

- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);

- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций;

- порядок выплаты займов, процентов по ним.

Обычно финансовый раздел бизнес - плана представлен тремя основными документами:

- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);

- планом движения денежных средств (Кэш - Фло);

- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

При необходимости могут быть представлены график погашения кредитов и уплаты процентов, сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита, предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнение к этому прилагаются  расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.

Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту [14, 156 - 157].

 

2.2  ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки  на расчетный счет и расходованием  наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий  должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

- организация расчета временного совпадения денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

- формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

- ежедневный учет всех изменений в информационной базе;

- анализ неплатежей (по суммам и источникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению;

- расчет потребности в краткосрочном кредите в случае временного несовпадения денежных поступлений и обязательств, а также оперативное приобретение заемных средств;

- расчет временно свободных средств предприятия, он производится по сумам и срокам;

- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного вложения временно свободных средств.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При  его осуществлении необходимо следить  за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности  в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств [15, 227 - 228].

Главной особенностью правильно  составленного платежа является его сбалансированность. Такой календарь  помогает выявить финансовые ошибки, недостаток средств, понять причину  такого положения, наметить и выполнить  соответствующие мероприятия, и  таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе следующих документов:

- плана реализации продукции;

- сметы затрат на производство;

- плана капитальных вложений;

- выписок по счетам предприятия и приложений к ним;

- договоров;

- внутренних приказов;

- графика выплаты заработной платы;

- счетов-фактуры;

- установленных сроков платежей для финансовых обязательств.

На многих фирмах наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, а также  платежные календари по отдельным  видам движения денежных средств.

Кроме платежного календаря  на предприятии должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Банку, обсуживающему предприятие  также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный  кассовый план на обслуживание своих  клиентов в установленные сроки. Кассовый план разрабатывается на квартал.

Заключительным этапом финансового  планирования является составление  сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового  плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми  ресурсами и структуре их формирования [23, c. 138 - 139].

 

 

 

 

 

2.3  СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТ

 

Смета - форма планового  расчета, определяющая потребности  предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Основные цели составления  смет заключаются:

- в увязке текущих и перспективных планов;

- в координации действий различных подразделений предприятия;

- в детализации общих целей производства и доведении их до руководителей различных центров ответственности;

- в управлении и контроле за производством;

- в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;

- в определении будущих параметров хозяйственной деятельности;

- в периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении отклонений и причин неудовлетворительной работы.

При составлении смет используются различные методы:

- нормативный;

- расчетно-аналитический;

- балансовый;

- оптимизации;

- моделирования.

Сущностью нормативного метода составления сметы, является расчет объемов затрат и потребности  в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый  объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг) [6, 345 - 346].

Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объемов затрат и потребности  в ресурсах путем умножения средних  затрат на индекс их изменения в  плановом периоде.

Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).

Сущностью метода оптимизации  при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).

Сущностью метода моделирования  смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки).

При разработке бизнес-плана  составляются следующие сметы:

- смета продаж (реализации продукции);

- смета производства;

- смета прямых материальных затрат (расхода основных материалов);

- смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);

- смета накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;

- смета себестоимости реализованной продукции:

- смета текущих периодических общехозяйственных расходов;

- смета прибылей и убытков;

- смета капитальных затрат;

- смета движения денежных средств;

- смета статей актива и пассива.

Сметное планирование включает два этапа:

- планирование - определение будущих целей;

- мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности [10, c. 4 - 5].

Сметы составляются на год  в целом с поквартальной (или  помесячной) разбивкой. Работа выполняется  обычно под руководством финансового  директора, бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия. Различают два подхода к расчетам смет:

- разработка сметы с “нуля”. Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы;

- планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется.

Сметы подразделяются на два вида:

1. сметы по основной деятельности предприятия;

2. сметы по неосновным видам деятельности предприятия.

Смета продаж. Эта смета  обычно составляется в первую очередь. Оценка выручки в денежном выражении  служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает  существенное влияние на факторы, связанные  с формированием текущей прибыли.

Смета продаж включает в себя информацию:

- о предполагаемых объемах реализации по каждому товару;

- ожидаемую цену единицы каждого товара.

Эти данные классифицируются по регионам и (или) по существующим представительствам предприятия.

При оценке предполагаемого  объема продаж в натуральном выражении  отправным пунктом обычно служит прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой  рекламной компании, экономической  конъюнктуры в отрасли и в  экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и результатов  рыночных исследовании. Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объем продаж может использоваться статистический анализ. Такой анализ позволяет установить математическую зависимость между продажами  предшествующего периода и факторами, определяющими будущие объемы продаж [11, c. 171 - 172].

Информация о работе Особенности корпоративного стратегического финансового планирования в российских условиях