Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей корпоративного стратегического финансового планирования в российских условиях. Чтобы раскрыть цель данной работы необходимо раскрыть следующие задачи:
1. рассмотреть цели, задачи и методы финансового планирования; 2. рассмотреть основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления; 3. рассмотреть сбалансированность финансовых показателей; 4. изучить финансовый план как часть бизнес – плана; 5. рассмотреть оперативное финансовое планирование; 6. изучить составление смет.
Финансовый план — это раздел бизнес-плана, в котором прогнозируются доходы и расходы по проекту. Вместе с анализом рынка и маркетинговым планом, финансовый план является неотъемлемой частью бизнес - плана.
Бизнес - план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово -коммерческих мероприятий. Задачей бизнес - плана являются выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес - план выступает в различных формах. Например, он может состоять из следующих разделов:
- организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта и его бизнес - плана;
- вид продукции и услуг;
- оценка рынка сбыта продукции и услуг;
- конкуренция;
- маркетинг и продажа;
- план производственно-торговой деятельности;
- менеджмент;
- оценка риска и страхование;
- финансовая стратегия и финансовый план;
- приложения
Примерную схему бизнес - плана можно посмотреть в приложении 2.
В бизнес - плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период оживленной конъюнктуры
Раздел финансового
Следует подробным образом
описать потребность в
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов;
- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций;
- порядок выплаты займов, процентов по ним.
Обычно финансовый раздел бизнес - плана представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- планом движения денежных средств (Кэш - Фло);
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости могут быть представлены график погашения кредитов и уплаты процентов, сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита, предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту [14, 156 - 157].
2.2 ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
- организация расчета временного совпадения денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
- формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;
- ежедневный учет всех изменений в информационной базе;
- анализ неплатежей (по суммам и источникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению;
- расчет потребности в краткосрочном кредите в случае временного несовпадения денежных поступлений и обязательств, а также оперативное приобретение заемных средств;
- расчет временно свободных средств предприятия, он производится по сумам и срокам;
- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного вложения временно свободных средств.
Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При его осуществлении необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств [15, 227 - 228].
Главной особенностью правильно составленного платежа является его сбалансированность. Такой календарь помогает выявить финансовые ошибки, недостаток средств, понять причину такого положения, наметить и выполнить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.
Календарь платежей составляется на основе следующих документов:
- плана реализации продукции;
- сметы затрат на производство;
- плана капитальных вложений;
- выписок по счетам предприятия и приложений к ним;
- договоров;
- внутренних приказов;
- графика выплаты заработной платы;
- счетов-фактуры;
- установленных сроков платежей для финансовых обязательств.
На многих фирмах наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, а также платежные календари по отдельным видам движения денежных средств.
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.
Банку, обсуживающему предприятие также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Кассовый план разрабатывается на квартал.
Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре их формирования [23, c. 138 - 139].
2.3 СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТ
Смета - форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
Основные цели составления смет заключаются:
- в увязке текущих и перспективных планов;
- в координации действий различных подразделений предприятия;
- в детализации общих целей производства и доведении их до руководителей различных центров ответственности;
- в управлении и контроле за производством;
- в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;
- в определении будущих параметров хозяйственной деятельности;
- в периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении отклонений и причин неудовлетворительной работы.
При составлении смет используются различные методы:
- нормативный;
- расчетно-аналитический;
- балансовый;
- оптимизации;
- моделирования.
Сущностью нормативного метода составления сметы, является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг) [6, 345 - 346].
Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.
Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).
Сущностью метода оптимизации при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).
Сущностью метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки).
При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:
- смета продаж (реализации продукции);
- смета производства;
- смета прямых материальных затрат (расхода основных материалов);
- смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
- смета накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
- смета себестоимости реализованной продукции:
- смета текущих периодических общехозяйственных расходов;
- смета прибылей и убытков;
- смета капитальных затрат;
- смета движения денежных средств;
- смета статей актива и пассива.
Сметное планирование включает два этапа:
- планирование - определение будущих целей;
- мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности [10, c. 4 - 5].
Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора, бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия. Различают два подхода к расчетам смет:
- разработка сметы с “нуля”. Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы;
- планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется.
Сметы подразделяются на два вида:
1. сметы по основной деятельности предприятия;
2. сметы по неосновным видам деятельности предприятия.
Смета продаж. Эта смета
обычно составляется в первую очередь.
Оценка выручки в денежном выражении
служит основой, на которой базируются
все другие сметы. Объем продаж оказывает
существенное влияние на факторы, связанные
с формированием текущей
Смета продаж включает в себя информацию:
- о предполагаемых объемах реализации по каждому товару;
- ожидаемую цену единицы каждого товара.
Эти данные классифицируются по регионам и (или) по существующим представительствам предприятия.
При оценке предполагаемого
объема продаж в натуральном выражении
отправным пунктом обычно служит
прошлогодний объем продаж. Эта величина
изменяется в текущем году с учетом
факторов, непосредственно влияющих
на реализацию, например, величины товаров,
заказанных, но не отгруженных, планируемой
рекламной компании, экономической
конъюнктуры в отрасли и в
экономике в целом, производственных
мощностей, ценовой политики и результатов
рыночных исследовании. Для оценки
воздействия этих факторов на прошлогодний
объем продаж может использоваться
статистический анализ. Такой анализ
позволяет установить математическую
зависимость между продажами
предшествующего периода и