Особенности корпоративного стратегического финансового планирования в российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей корпоративного стратегического финансового планирования в российских условиях. Чтобы раскрыть цель данной работы необходимо раскрыть следующие задачи:
1. рассмотреть цели, задачи и методы финансового планирования; 2. рассмотреть основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления; 3. рассмотреть сбалансированность финансовых показателей; 4. изучить финансовый план как часть бизнес – плана; 5. рассмотреть оперативное финансовое планирование; 6. изучить составление смет.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 172.47 Кб (Скачать)

Бюджетный метод (бюджетирование). Для организации системы анализа  и планирования денежных потоков  на предприятии, адекватной требованиям  рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и  контроле исполнения иерархической  системы бюджетов предприятия.

Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и  оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать  реальные условия для выработки  эффективной финансовой стратегии [11, c. 234 - 235].

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все  стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному  использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

 

1.2  ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В ФИНАНСОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ И МЕТОДЫ ИХ ИСЧЕСЛЕНИЯ

 

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать  режим экономии. Получение планового  размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии  соблюдения плановых норм затрат труда  и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия  для эффективного использования  производственных мощностей, повышения  качества продукции.

К основным финансовым показателям  деятельности предприятия в большинстве  случаев относятся как минимум  следующие: выручка от реализации, прибыль  и сальдо потоков денежных средств  предприятия [17, c. 147 - 148].

Выручка от реализации —  это доход, полученный предприятием от реализации товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) за определенный период времени. Этот доход может выражаться как в  денежной, так и в не денежной форме. Примеры не денежной выручки: бартер, зачет взаимных требований.

Прибыль представляет собой  разницу между выручкой от реализации товарно-материальных ценностей (выполненных  работ, оказанных услуг) и всеми  расходами, которые понесло предприятие  в отчетном периоде, включая себестоимость  реализованных товаров (работ, услуг). Эта прибыль подлежит налогообложению. Оставшаяся после уплаты причитающихся  налогов прибыль называется прибылью, остающейся в распоряжении предприятия.

Сальдо потоков денежных средств — это разница между  всеми поступившими на предприятие  денежными средствами (наличными, безналичными, в валюте), и всеми выплаченными предприятием денежными средствами за отчетный период.

Совокупность значений этих показателей, а также тенденция  их изменений позволяет с высокой  степенью достоверности судить об эффективности  деятельности предприятия, а также  об имеющихся у него проблемах. Очевидно, что рассматривать и анализировать  эти показатели нужно за один общий  для всех отчетный период. Иначе  говоря, не имеет смысла анализировать  финансовые показатели деятельности предприятия, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) берется за январь, прибыль  — за апрель, а сальдо потоков  денежных средств — за июнь.

Показатели, характеризующие  финансовое состояние можно условно  разделить на группы, отражающие различные  стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся

- коэффициенты ликвидности;

- показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости);

- коэффициенты рентабельности;

- коэффициенты деловой активности [21, c. 130 - 131].

Система финансов - это кругооборот  денежных средств предприятия в  процессе осуществления производственной (операционной) и сбытовой деятельности, кредитно-финансовых отношений. Фонды  денежных средств, создаваемые и  используемые предприятием, представляют финансовые ресурсы предприятия.

В свою очередь, финансово-кредитная (финансово-инвестиционная) деятельность предприятия связана с вопросами  прогноза продажи и покупки ценных бумаг, выпуском акций и облигаций, операций с недвижимостью, получением и погашением займов, прочей деятельностью, связанной с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.

Финансовое состояние  предприятия характеризуется размещением  его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспособностью.

Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных  сумм денежных средств на счетах, эффективное  использование оборотных средств, правильная организация расчетов, рентабельность производства.

Затруднительное, плохое финансовое состояние - это постоянное или периодическое  наличие просроченной задолженности  перед банком, поставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и  служащими. Ухудшение положения  предприятия в большинстве случаев  обусловлено неправильной организацией работы, нарушениями расчетно-платежной  дисциплины, непродуманным выбором. Имеются два наиболее распространенных подхода к планированию финансов: стратегическое планирование и система  долгосрочного планирования.

В системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Финансовый план состоит из пяти основных расчетов (смет):

- смета объема реализации продукции;

- баланс денежных поступлений и расходов;

- план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);

- плановый бухгалтерский баланс;

- расчет безубыточности продажи товаров.

Помимо финансового плана  в финансовую часть бизнес-плана  входят расчеты по обоснованию стратегии  инвестиций, товарно-материального  обеспечения кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование [21, c. 135 - 136].

Ниже перечисляются важнейшие расчеты, производимые при разработке бизнес-плана.

Расчет 1. Расчет объема реализации продукции производится на основе прогнозов объемов продаж отдельных товаров, формируется смета объема продаж. Баланс денежных поступлений и расчетов:

,

(3)


где – прогноз объема продаж;

 – оптимистическая  оценка;

 – средняя оценка;

 – пессимистическая  оценка.

Обычно прогноз на первый год дается помесячно, на второй —  поквартально, на третий — на год  в целом [25, c. 159 - 160].

В разработке бизнес - плана главную задачу представляет маркетинг — анализ сбыта и управление объемом продаж, лежащий в основе управления производством и реализацией продукции. Используются следующие методы исследования рынка продаж. Эвристические методы прогнозирования, основанные на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов.

Баланс денежных поступлений  и расходов позволит оценить, сколько  денег необходимо вложить в бизнес в разбивке по времени, проверить  синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить  будущую ликвидность предприятия.

Баланс доходов и расходов средств состоит из четырех разделов:

- доходы и поступления средств;

- расходы и отчисления;

- кредитные взаимоотношения;

- взаимоотношения с бюджетом.

По всем этим разделам осуществляется балансовая взаимоувязка доходов и расходов как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом. Главная цель этого баланса - проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, и, как результат, определение будущей ликвидности [12, c. 272 - 273].

После составления такого баланса выбирают стратегию получения  необходимых денежных средств. Наиболее распространено финансирование через  кредиты, однако банки охотнее выдают деньги под расширение уже действующего производства, так как материальным обеспечением кредита могут выступать  все активы предприятия. В целях  финансирования можно привлекать акционерный  и партнерский капитал, что тоже достаточно выгодно при правильной организации управления таким капиталом. Управление финансами фирмы осуществляет финансовый менеджер по двум направлениям.

Управление активами. Руководитель определяет соотношение, тип и состав, активов на балансе предприятия, поддерживает конечные оптимальные  уровни текущих и фиксированных  активов. Текущие активы — это  наличность, ценные бумаги, которые  по первому требованию могут быть реализованы на рынке, сюда входят и  материально-производственные запасы. Фиксированные активы — это земля, сооружения, оборудование, транспортные средства, долгосрочно арендованные средства.

Управление пассивами. Выявляется оптимальное соотношение краткосрочных  и долгосрочных финансовых ресурсов, определяются наиболее выгодные финансовые ресурсы. Выгодность финансовых ресурсов зависит от ряда факторов: экономической  конъюнктуры, финансовой политики государства. Оборотные фонды фирмы есть разница между текущими активами и текущими пассивами (счета и расписки, подлежащие оплате, и проценты по кредитам). Долгосрочные фонды — лизинг и долгосрочные кредиты.

Касаясь фондов предприятия, можно дать некоторые рекомендации по управлению наличностью, оборотными средствами, товарными запасами:

- если фонды, вложенные в активы фирмы, могут быть более эффективно использованы в другом деле, это не означает что фонды используются неправильно;

- если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск;

- доходы на фиксированный капитал всегда выше доходов на текущий капитал.

Таким образом, задачи финансового  планирования сводятся к более точному  определению предстоящих расходов и доходов, правильному расчету  необходимой суммы средств и  будущих финансовых результатов.

Из всего вышесказанного видно, что планирование финансов предприятия  — важная часть работы по обеспечению  устойчивого финансового положения  фирмы, позволяющая принять к  осуществлению мероприятия по ликвидации “узких мест”, выбрать наиболее выгодные источники финансирования и зоны вложения финансовых ресурсов [19, c. 436 - 437].

Финансовое планирование является и отправной точкой, и  конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя всю производственно-хозяйственную  деятельность предприятия [3, c. 245].

Расчет 2. Расчет доходов и затрат (план прибылей и затрат) на примере таблицы расчетов доходов и затрат (план прибылей и затрат). Таблица доходов и затрат покажет, как будет формироваться и изменяться прибыль.

 

Таблица 1 Формирование и изменение прибыли

Показатели

Вариант 1

Вариант 2

Оборот

   

Себестоимость (производственная)

   

Брутто (валовая) прибыль

   

Общие издержки (общехозяйственные)

   

Прибыль

   

Остаток готовой продукции

   

 

Расчет 3. Плановый баланс активов и пассивов состоит на основе результатов расчета объемов выпуска продукции. Производится расчет активов (при действующем техническом уровне). Затем проводится расчет пассивов. При этом добиваются сбалансированности расчетов, что обычно достигается использованием кредитов. В нашей стране объем обязательств рекомендуется не более 50%. При этом может возникнуть необходимость внесения исправлений во все другие расчеты.

Расчет 4. Условия безубыточности состоят на анализе безубыточности производства и реализации продукции, проводимых по методу (затраты — объем — прибыль).

По каждому товару определяется порог рентабельности (находится  критическая точка) [25, c. 162 - 163].

Порог рентабельности можно  определить графическим или аналитическим методами.

Графический метод определения порога рентабельности (Приложение 1). В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат) и дохода от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, по горизонтали - количество единиц продукции. В точке критического объема производства () нет прибыли и нет убытка. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей (доходов). Для каждого значения (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.

Слева от критической точки  заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального  дохода.

Информация о работе Особенности корпоративного стратегического финансового планирования в российских условиях