Особенности экономического кризиса и его последствия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Кризисные события, наблюдавшиеся в американской финансовой системе во второй половине 2008г. и отразившиеся во многих странах, были столь масштабными, а меры регуляторов по стабилизации ситуации - столь беспрецедентными, что это позволяет в принципе поставить под сомнение эффективность американской финансовой модели капитализма и ее жизнеспособность в условиях глобального рынка. Ряду ключевых основ финансовой системы был фактически причинен невосполнимый ущерб, а сама она, будучи не в состоянии функционировать в прежнем виде, была частично национализирована или поставлена под государственный контроль. Статистические данные о сокращении ВВП показывают, что мировой финансовый кризис экономический кризис в России и во многих других странах мира.
В истории назывались разные причины экономических кризисов. К. Маркс говорил о кризисе перепроизводства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность кризиса. Причины возникновения
мирового кризиса 2008 года………………………………………………….….5
Понятие и сущность кризиса………………………………………..5
Экономические циклы……………………………………………….7
Причины мирового финансового кризиса………………………….11
Глава 2. Особенности экономического кризиса и его последствия в России…………………………………………………………………………….14
2.1 Особенности экономического кризиса в России……………………14
2.2 Последствия мирового финансового кризиса в России…………….23
Глава 3. Основные пути выхода из экономического кризиса в России……...25
3.1 Реформа банковского сектора……………………………………......25
3.2 Модернизация автомобильной промышленности………………......33
Заключение……………………………………………………………………….42
Используемая литература……………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

готовая работа кризис.docx

— 124.71 Кб (Скачать)

О том, что  российский автопром особенно сильно пострадал от кризиса, говорилось многократно. Заводы в Нижнем Новгороде, Тольятти, Набережных Челнах были вынуждены останавливать  конвейеры – в январе 2009 года, а затем и летом.

Останавливали производство и на заводе Ford во Всеволожске, летние каникулы рабочим устроили на заводах в Елабуге (GM – Автоваз) и в Санкт-Петербурге (Toyota).

Особенно  тяжелой была ситуация в Ижевске, где местный завод сломался под  тяжестью просроченных долгов – они  составили более 3 млрд. рублей. В апреле компания объявила о закрытии производства и увольнении 5 тыс. сотрудников – 90% персонала завода. [31]

Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов. Это в  значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники  от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту.

Традиционные  лидеры российского автопрома - "АвтоВАЗ" и КАМАЗ - понесли значительные убытки.

К снижению показателей привело падение  спроса, считают опрошенные РИА Новости  эксперты.

Машину  покупают, только если удовлетворены  другие потребности, поэтому кризис подкосил автопром одним из первых, и восстанавливаться он будет  медленнее прочих отраслей, отмечает ведущиё эксперт УК "Финнам".

Но автопром - стратегически важная отрасль, поэтому  правительство приняло ряд мер  по его поддержке. В частности, речь идет о госгарантиях по кредитам предприятий, субсидировании процентной ставки по автокредитам (сначала программа распространялась на машины стоимостью до 350 тысяч рублей, затем до 600 тысяч рублей), снижении тарифов на перевозку машин.

Кроме того, правительство в целях поддержки отечественного автопрома с 12 января 2009 года повысило пошлины на ввоз иномарок.[18] Планировалось, что увеличенные тарифы будут действовать с января по октябрь 2009 года, но перед истечением срока заградительные ставки продлили еще на несколько месяцев – до 12 июля 2010 года. Но и в июле 2010 данную меру не отменили. В итоге временное повышение таможенных пошлин на ввозимые иномарки стало бессрочным. По словам министра торговли и промышленности России заградительные пошлины на импорт иномарок в Россию сохранятся до 2016 года. При этом их размер установится на среднеевропейском уровне.

Помощь со стороны правительства оказалась очень кстати для отечественных марок. Повышение пошлин помогло не только отставшему на 30 лет от запада «АвтоВАЗу», но и «гостям из будущего», которые решили построить свои заводы на территории России: BMW, Ford, Nissan, Volkswagen, Skoda, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Renault, Toyota, Hyundai и т.д. Иностранные производители изучили особенности российского рынка в докризисное время, когда наблюдался резкий рост продаж иномарок в нашей стране. В 2011 году они делают упор на доступные модели стоимостью до 600 тысяч рублей, а так же на кроссоверы и бизнес-класс.

Чтобы бороться с кризисом сообща, несколько крупнейших автопроизводителей РФ объединились в  холдинг "Росавто" под управлением  госкорпорации "Ростехнологии".

Для поддержания  отечественного автопрома было разработано  множество программ.

По предварительным  расчетам Минпромторга, приступившего  в августе 2009 года к разработке программы  по утилизации, необходимо было выкупить у населения около 200 тыс. машин. За каждый подержанный автомобиль выдают по 50 тыс. руб. Станция, которая утилизирует такой автомобиль, выдаёт его владельцу соответствующий сертификат, который, по сути, является аналогом ваучера на скидку в размере 50 тыс. руб. В сертификате делают отметку о снятии машины с учета в ГИБДД, после чего можно предъявить его дилеру при покупке нового автомобиля. Дилеру затраты по скидке возместит бюджет. Предполагалось, что подобным образом можно будет купить любую машину, собранную на территории РФ, в том числе иностранного бренда (в России работают заводы по сборке Renault, Ford, Nissan, Toyota, Opel, Fiat, SsangYong и проч.). В отличие от госсубсидий по автокредитам, ограничения по ценам в программе не предполагалось. [17]

На 18 марта 2010 года зафиксировано 49 860 заявок на утилизацию старых автомобилей и приобретение новых LADA (человек предоставил свои паспортные данные, ПТС машины, которую  будет сдавать на утилизацию, и  записался на конкретную модель новой LADA). [21]

Заключено 2074 договора купли-продажи новых LADA (по госпрограмме утилизации). Прием  старых машин и оформление свидетельств на утилизацию старых автомобилей продолжается. Покупатели, сдающие на утилизацию старый автомобиль и приобретающие  новую LADA у одного и того же дилера АВТОВАЗа, экономят 3 000 руб. (не оплачивают сами утилизацию своей старой машины).

Максимальное  расстояние из любой точки России до дилера АВТОВАЗа, принимающего на утилизацию старые машины и продающего новые LADA со скидкой 50 000 руб. - 200 километров.

Что касается отдельных предприятий автомобильной  промышленности? В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных  им проблем со сбытом продукции в  начале 2009 года "АВТОВАЗ" попал  в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам  составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к  соответствующему периоду предыдущего  года. 30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации "Ростехнологии" 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст "АВТОВАЗу". [21]

Также модельный  ряд "АВТОВАЗ" попал под государственную  программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

В то же время, в октябре 2009 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письме в аппарат  правительства признало, что в  нынешнем виде "АВТОВАЗ" фактически является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии (на 1 января 2010 года долговая нагрузка АвтоВАЗа составила 76,3 миллиарда рублей без учета долга 9,76 миллиарда рублей перед поставщиками). По мнению Минпромторга, дальнейшая государственная поддержка предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь сократив до 50 тыс. сотрудников "АВТОВАЗа" и потратив средства, которые предполагается выделить "АВТОВАЗу", на стабилизацию рынка труда в Самарской области.

В ноябре 2009 года генеральный директор Renault в  России заявил, что по предложениям французской стороны, на "АВТОВАЗе" планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra low cost (возможно, на базе "Калины").

В ноябре 2009 года российское правительство заявило  о готовности оказать "АВТОВАЗу" поддержку в размере 54,8 млрд. руб. Из этой суммы 38 млрд. — это невозвратные долги, ещё 12 млрд. руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест.[21]

Госкорпорация "Ростехнологии" и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в рекапитализации "АВТОВАЗа". Соглашение предусматривает финансовую помощь "АВТОВАЗу" со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании  технологий Renault и Nissan

В феврале 2010 российский "Соллерс" и итальянский FIAT подписали меморандум о создании в России глобального альянса  по производству пассажирских автомобилей  и внедорожников. Общие инвестиции в проект — 2,4 млрд. евро. Российское правительство готово оказать финансовую поддержку, если степень локализации производства составит 50 %. Согласно планам, к 2016 году СП планирует выпускать до 500 тыс. автомобилей в год, как минимум каждый десятый должен идти на экспорт. За четыре года "Соллерс" уже инвестировал в развитие производства FIAT в России 600 млн. долларов.

В начале 2010 года два российских автогиганта — ОАО "АвтоВАЗ" и SOLLERS (ОАО "Соллерс") — подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по развитию конкурентоспособной компонентной базы поставщиков. Стоит отметить, что рынки отреагировали на сообщение о партнерстве АвтоВАЗа и SOLLERS существенным ростом котировок.[19]

Немецкий  автомобильный концерн Daimler AG приобрел 10 % акций российского производителя  грузовиков ОАО "КАМАЗ". Соответствующее  соглашение о стратегическом партнерстве  в 2009 году подписали Daimler, ГК "Ростехнологии", "Тройка-Диалог" и ОАО "КАМАЗ". Согласно подписанному соглашению о  партнерстве, КАМАЗ и Daimler намерены сотрудничать в сфере совместных проектов и обмена технологиями .

В марте 2010 года концерн Daimler завершил сделку по увеличению доли в КАМАЗе с 10% до 11% [30].

Председатель  совета директоров КАМАЗа Сергей Чемезов  также отметил, что к 2018 г. немецкая компания может довести свою долю в ОАО "КАМАЗ" до контрольной. Белорусские МАЗ и БелАЗ могут объединиться с КамАЗом в единый холдинг под началом "Ростехнологий". [19]

По сообщению  РБК, Министерство промышленности и  торговли РФ оценивает совокупные затраты  по стратегии развития автомобильной  промышленности РФ до 2020 г. в размере 1,2-1,8 трлн. руб. Из указанной выше суммы на развитие автопрома около 630 млрд. руб. придется на долю российских игроков рынка. В частности, 330 млрд. руб. будет направлено на проекты модернизации производства, 100 млрд. руб. планируется направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе на разработку новых моделей — 24 млрд. руб.), а 190 млрд. руб. вложить в развитие компонентной базы.

По оценкам  экспертов, на начало 2011 года российский авторынок показывает определенные признаки стабилизации, однако в целом состояние остается тяжелым. При дефиците доступных автокредитов и дорогом импорте спрос смещается в сторону улучшенных отечественных автомобилей (Lada Priora), а также недорогих зарубежных авто российской сборки.

Эксперты полагают, что российский рынок легковых автомобилей может достичь докризисного уровня по количеству проданных за год новых авто (порядка 2,7 миллиона единиц) не ранее конца 2011 года. А реальное восстановление автопрома начнется только спустя полгода после того, как вся экономика будет если и не стабильно расти, то хотя бы показывать месяц к месяцу одинаковые результаты.

В лучшем положении окажутся иностранные  производители, которых поддерживают материнские компании и потребители, все чаще предпочитающие иномарки. К тому же они не так обременены социальной сферой, как традиционные российские компании, которым, в свою очередь, поможет государство.

Растущая  локализация производства и расширение льготного автокредитования помогут  иностранным концернам поддерживать цены на приемлемом уровне.

В легковом автопроме лучшие шансы на рост имеют  бюджетные иномарки российской сборки, а также продукция "АвтоВАЗа", если тот будет гибко реагировать  на меняющийся спрос.

Несмотря  на тяжелое положение, "АвтоВАЗ" с мая 2009 реализовал собственный антикризисный план перехода к безубыточности, минимизировал издержки и уже отказался от вексельных схем при расчете с поставщиками. [32]

По оценке главного аналитика по машиностроению и транспорту ИК "Велес Капитал", меры по оптимизации штата и сокращению рабочего времени помогут "АвтоВАЗу" сэкономить порядка 30% фонда оплаты труда.

По итогам 2010 года "АвтоВАЗ" реализовал порядка 354 тысяч автомобилей. Доля автогиганта на рынке составила около 22%. Точка безубыточности "АвтоВАЗа" находится на уровне 600 тысяч автомобилей, таким образом, в 2011 году компания получит убытки уже на уровне EBITDA (на уровне дохода до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений).

Российский автопром в январе-марте 2011 года показал небывалую скорость - с конвейеров сошло 230 544 автомобиля. Это на 92,7 процента больше, чем за тот же период годом ранее. Эксперты считают, что это не предел, и впереди новый подъем.

 

 

 

Заключение

 

Глобальный экономический кризис 2008 года свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.

Информация о работе Особенности экономического кризиса и его последствия в России