Особенности государственного регулирования российского рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 12:08, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Задачи, которые были поставлены мною в процессе написания курсовой работы, сводятся к следующему:
1. выявить роль и значение государства на рынке ценных бумаг;
2. определить основные задачи государства на рынке ценных бумаг;
3. ознакомиться с видами государственных ценных бумаг, ценных бумаг на российском рынке и дать им краткую характеристику;

Оглавление

Введение ………………………..3
Глава 1. Роль и значение государства и рынка ценных бумаг в организации экономического оборота общества 5
1.1. Финансовые и регулятивные задачи государства на рынке ценных бумаг 8
1.2. Зарубежный и российский исторический опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг 12
Глава 2 . Анализ деятельности государства как заемщика на рынке ценных бумаг 19
2.1. Эмиссионное финансирование государственных расходов 21
2.2. Характеристика обращающихся на фондовом рынке государственных ценных бумаг 23
Глава 3. Проблемы деятельности государства на рынке ценных бумаг и пути их решения 27
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложения 37
Приложение 1 37
Приложение 2 38
Приложение 3 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Рынок ценных бумаг будет  подвергаться изменениям. Это сопряжено с неизбежностью новых модификаций рыночных отношений (особенно с тем, что рынок приобретает всё более остроконкурентный характер). Существенно меняется ситуация на рынке ценных бумаг с принятием ГК РФ, федеральных законов о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах, о защите законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

 

Глава 2 .  Анализ деятельности государства как заемщика на рынке ценных бумаг

 

 

Государство использует три основных способа привлечения  средств. Первый способ - это сбор налогов на прибыль или доходы, полученные нацией. Совершенно очевидно, что ему не требуется рынок для того, чтобы добиться этого. Однако государству требуются различные регистрационные формы и наличие информации о доходах населения и предприятий для того, чтобы правильно оценить и собрать налоги. Второй способ состоит в заимствовании сбережений населения страны или на международном рынке. Третий способ заключается в продаже активов, которыми государство обладает на настоящий момент. Этот третий способ в тех случаях, когда он используется правительством, называется приватизацией. Второй способ также распространяется на компании. Определяя требуемый размер финансирования и период времени, достаточный для погашения кредита, правительство и компании могут обратиться на рынок ценных бумаг и, используя его механизм, найти кредиторов, которые были бы готовы удовлетворить потребности заемщиков.

Рынок ценных бумаг предоставляет  условия для двух видов заимствования:

1. в форме займов, при которой ожидается, что к какому-то моменту в будущем заемщик погасит займ; в таких обстоятельствам заемщик будет платить комиссию за получение разрешения на использование денег в течение определенного периода времени; как правило, эта комиссия представлена в форме регулярных процентных платежей, которые рассчитываются как процент от заимствования средств.

2. заемщик может предложить права собственности на часть компании. Здесь не ожидается, что заемщик вернет заемные средства, так как он позволяет новым владельцам компании делить с ним ответственность и (что более важно) участвовать в прибыли компании. Совершенно ясно, что последний метод не доступен для правительства. Но также понятно, что предприятие не может собирать налоги для удовлетворения своих потребностей в финансировании.

Поскольку центральное  правительство и местные органы власти должны обеспечивать финансирование своей деятельности до того, как поступят доходы от налогообложения и из других источников, и деятельность этих категорий заемщиков осуществляется в большом масштабе, то совсем неудивительно, что правительства являются самыми крупными заемщиками этой системы. Конечно, тот факт, что они являются крупнейшими заемщиками, также означает, что они становятся и основными поставщиками капитала в момент окончания срока погашения займов в тех случаях, когда займы не пролонгируются и не увеличиваются. Из политических соображений правительство, даже если у него есть какие-то долгосрочные проекты, может продолжать заимствовать краткосрочные средства для того, чтобы уравновесить рыночные силы спроса в частности, для того, чтобы позволить корпоративному сектору получать долгосрочные кредиты. Иными словами, в тех случаях, когда компании получили долгосрочные проекты, или правительство стремится создать стимулы к строительству (что требует долгосрочного финансирования), то оно может ограничить себя в стремлении конкурировать за долгосрочные ресурсы, используя рынок краткосрочных заимствований. Важным для инвесторов в этой ситуации является тот факт, что кредитоспособность компаний вряд ли будет такой же высокой, как и кредитоспособность правительства.

Для того чтобы правительство  могло оплачивать другие крупные  контракты, а также в целях  погашения долгосрочных займов, ему  могут понадобиться более долгосрочные средства. Таким образом, государство  использует эту часть рынка для финансирования крупных национальных международных проектов и программ.

2.1. Эмиссионное финансирование государственных расходов

 

 

Рынок государственных  ценных бумаг - особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая  опосредствуется выпуском и обращение государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

- с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения;

- различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;

- государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений. 

Таким образом именно государственные ценные бумаги могут  стать основой для формирования развитого отечественного фондового  рынка в случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой.

Государство как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для: 

1) финансирования текущего бюджетного дефицита; 

2) погашения ранее размещенных займов; 

3) обеспечения кассового исполнения государственного бюджета; 

4) сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей; 

5) обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами; 

6) финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

7) поддержки социально значимых учреждений и организаций. 

Как уже раньше было сказано одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следует заметить, что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.

Следует отметить, что  необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в  связи с потребностью погашения  ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия  указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые могут по желанию их держателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному внесению сумм налоговых платежей и снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для  финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также  для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать  не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг. 

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

2.2. Характеристика  обращающихся на фондовом рынке  государственных ценных бумаг

 

Государственные ценные бумаги  — это долговые обязательства правительства. Они различаются по датам выпуска, срокам погашения, размерам процентной ставки. В определенном смысле это альтернатива денежной эмиссии и, следовательно, инфляции в случае дефицита государственного бюджета. Существуют различные виды ценных бумаг (см. Приложение 3).

1) Облигация - это ценная бумага, которая является долговым обязательством, выданным государством или предприятием на определенных условиях при выпуске ими внутреннего займа и дающая ее держателю (владельцу) доход в виде фиксированного процента от ее нарицательной стоимости.

2) Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное долговое одностороннее обязательство векселедателя (банка) уплатить при наступлении срока определенную сумму денежных средств векселедержателю (владельцу векселя). Банковский вексель в своей основе имеет депозитную природу, и выписывается банком – эмитентом на основании депонирования клиентом в банке определенной суммы средств. Вексель используется как: средство платежа; залог и средство платежа при кредитовании. 
3) Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю.  
4) Сберегательный (депозитный) сертификат - это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка.

5) Коносамент - это транспортный документ, являющийся ценной бумагой, который содержит условия договора морской перевозки и выражает право собственности на конкретный указанный в нем товар. 

6) Акция - это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества (АО) в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации. 

Все акции, выпускаемые  любым Акционерным Обществом, являются именными.

 

Любой фондовый рынок  полноценен, если он имеет три полноценных сектора: рынок государственных ценных бумаг, рынок муниципальных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг. 

Рынок муниципальных  ценных бумаг развивается довольно высокими темпами. На нём появляются крупнейшие эмитенты, такие, как Санкт-Петербург, который привлекает деньги очень похожим на Министерства финансов способом в довольно технологичном режиме. Известно, что Москва объявила о своей программе заимствований. Создают свою систему заимствований Нижний Новгород, Татария и целый ряд других территорий. 

Муниципальные ценные бумаги — способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Форма выпуска: 

а) в виде выпуска муниципальных ценных бумаг, в виде облигаций или реже в виде векселей; 

б) в виде ссуды по бюджетной  линии (бюджетные ссуды вышестоящих  бюджетов или коммерческих банков).

В настоящее время  в большинстве стран обращаются государственные ценные бумаги нескольких видов: первый — это казначейские векселя со сроком погашения, как правило, 91 день; второй — казначейские обязательства со сроком погашения до 10 лет; третий — казначейские облигации со сроком погашения от 10 до 30 лет. Эти виды ценных бумаг выпускают для кредитования кратко-, средне- и долгосрочного государственного долга. Соответственно различаются и процентные выплаты по ним.

К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся  государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), государственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к государственным ценным бумагам (ОБР – облигации Банка России). Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные ГКО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.

По данным Минфина  РФ, в структуре государственного долга, оформленного рыночными долговыми  обязательствами наибольший удельный вес составляют ОФЗ-АД (52,7%).

Наряду с центральным правительством и его органами ценные бумаги для кредитования задолженности выпускают местные органы власти. Это уже иной тип ценных бумаг — муниципальные облигации.  Как и другие облигации, они представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. Муниципальные облигации выпускаются и в России.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы деятельности государства на рынке ценных бумаг  и пути их решения 

 

Нынешнее состояние  рынка ценных бумаг в России следует  охарактеризовать как тяжелое. Последние полтора года он развивается неравномерно и не соответствует потребностям экономики. Преобладающим сегментом этого рынка до последнего времени являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных, которые по традиционным мировым понятиям считаются объектом денежного, а не фондового рынка. В то же время рынок корпоративных ценных бумаг либо стагнирует, либо обслуживает инвесторов, главным образом иностранных. Российское население играет на отечественном фондовом рынке крайне незначительную роль.

Информация о работе Особенности государственного регулирования российского рынка ценных бумаг