НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики,управления и права
Контрольная работа по дисциплине
«Хозяйственное право»
На тему : «Государственное
регулирование рынка ценных бумаг»
Выполнил: студент гр.БУ104/1
Прилуцкая Е.В.
Проверил: Пазина О.Е.
Нижний Новгород
2012г
Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц.
б.) – это упорядочение деятельности на
нём всех его участников и операций между
ними со стороны организаций, уполномоченных
обществом на эти действия. Регулирование
р. ц. б. охватывает всех его участников:
- эмитентов;
- инвесторов;
- профессиональных фондовых посредников;
- организаций инфраструктуры рынка…
Регулирование участников рынка
может быть внешним и внутренним.
Внешнее регулирование – это подчинённость
деятельности данной организации нормативным
актам государства, других организаций,
международным соглашениям.
Внутреннее регулирование –
это подчинённость деятельности данной
организации её собственным нормативным
документам: уставу, правилам и другим
внутренним нормативным документам, определяющим
деятельность этой организации в целом,
её подразделений и её работников. Регулирование
р. ц. б. охватывает все виды деятельности
и все виды операций на нём:
- эмиссионные;
- посреднические;
- инвестиционные;
- спекулятивные;
- залоговые;
- трастовые и т.п.
Регулирование р. ц. б. осуществляется
органами или организациями, уполномоченными
на выполнение функций регулирования.
С этих позиций различают:
- государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
- регулирование со стороны профессиональных участников р. ц. б., или саморегулирование рынка; процесс этот
в данный момент развивается двояко. С
одной стороны, государство может передавать
часть своих функций по регулированию
рынка уполномоченным или отобранным
им организациям профессиональных участников
р. ц. б. С другой стороны, последние могут
сами договориться о том, что созданная
ими организация получает некие права
регулирования по отношению ко всем участникам
данной организации;
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества
в целом на какие-то действия на рынке
ценных бумаг является первопричиной,
по которой начинаются те или иные регулятивные
действия государства или профессионалов
рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг
обычно имеет следующие цели:
- поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные
бумаги на основе спроса и предложения;
- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
- в определённых случаях создание новых рынков, поддержка
необходимых обществу рынков и рыночных
структур, рыночных начинаний и нововведений
и т.п. ;
- воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.) .
Процесс регулирования на рынке
ценных бумаг включает:
- создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную
и всеми соблюдаемую основу;
- отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника.
Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить
определённым требованиям по знаниям,
опыту и капиталу, которые устанавливаются
уполномоченными на это регулирующими
организациями или органами;
- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка
норм и правил функционирования рынка;
этот контроль выполняется соответствующими
контрольными органами;
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные
наказания, исключение из рядов участников
рынка.
Принципы регулирования российского
р. ц. б. во многом зависят от существующих
в стране политических и экономических
условий, но одновременно они должны
отражать и проверенную временем историческую
практику мирового р. ц. б.
Основные принципы:
1. Разделение подходов в регулировании
отношений между эмитентом и
инвестором, с одной стороны, и
отношений с участием профессиональных
участников рынка – с другой.
В первой связке регулируются отношения
между владельцем прав по ценной бумаге
и лицом по ней обязанным; во второй –
отношения, в которых заключаются и исполняются
сделки между эмитентом и профессиональным
участником, инвестором и профессиональным
участником или между профессиональными
участниками;
2. Выделение из всех видов
ц. б. так называемых инвестиционных,
т.е. тех, которые выпускаются
массово, сериями (траншами) и
могут быстро распространяться
и рынок которых может быть
быстро организован. Именно такие
бумаги нуждаются в тщательном регулировании,
поскольку именно такими инструментами
злоумышленники могут нанести большой
ущерб участникам рынка;
3. Максимально широкое использование
процедур раскрытия информации
обо всех участниках рынка
– эмитентах, крупных инвесторах
и профессиональных участниках. Этим механизмом
достигается возможность получения участниками
рынка информации друг о друге для принятия
деловых решений при операциях на рынке;
4. Необходимость обеспечения конкуренции
как механизма объективного повышения
качества услуг и снижения их стоимости.
Этот принцип реализуется через неприятие
регулятивных документов, делающих преференции
отдельным участникам рынка. Все субъекты
регулирования имеют равные права перед
регулирующими органами – в нормах не
упоминаются конкретные имена или фирменные
названия;
5. При Разделении полномочий
между регулирующими органами
следует исходить из того, что
нормотворчество и нормоприменение
не должны совмещаться одним
лицом;
6. Обеспечение гласности нормотворчества,
широкое публичное обсуждение путей
решения проблем рынка. Такой принцип
повышает качество нормотворчества и
его объективность;
7. Соблюдение принципа преемственности
российской системы регулирования
р. ц. б., имеющей определённую
историю и традиции. Нельзя не
учитывать и всё растущую интеграцию национального
фондового рынка с международным. Неэффективно
начинать строить новую систему регулирования
рынка "с центра поля", необходимо
практически учитывать опыт мирового
рынка, качественно перерабатывать его
и использовать удачные регуляционные
решения. Не следует делать из этого опыта
догмы, т.к. повторение чужих ошибок может
замедлить прогресс в регулировании рынка;
8. Оптимальное распределение функций
регулирования р. ц. б. между
государственными и негосударственными
органами управления (коммерческими
организациями, общественными организациями)
.
Государство на российском р. ц. б. выступает
в качестве:
- эмитента при выпуске государственных ценных
бумаг;
- инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
- профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
- регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
- верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование р.
ц. б. – это регулирование со стороны
общественных органов государственной
власти.
Система государственного регулирования
рынка включает:
- государственные и иные нормативные акты;
- государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка
Прямое или административное, управление
р. ц. б. со стороны государства осуществляется
путём:
- установления обязательны требований ко всем участника
р. ц. б. ;
- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
- лицензирования профессиональной деятельности на р. ц. б. ;
- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление
р. ц. б. осуществляется государством
через находящиеся в его распоряжении
экономические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них) ;
- денежную политику (процентные ставки,
минимальный размер заработной платы
и др.) ;
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.) ;
- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) .
Структура органов государственного
регулирования российского рынка
ценных бумаг в настоящее время
ещё не сложилась.
На начало 1996 г. её составляли: Высшие
органы государственной власти:
Государственная Дума издаёт законы,
регулирующие р. ц. б.
Президент издаёт указы, поскольку
законы принимаются довольно медленно
и развитие р. ц. б. в России осуществляется
в основном в соответствии с этими указами;
главная их цель – осуществление и ускорение
процесса приватизации и экономической
реформы;
Правительство – выпускает постановления,
обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования
р. ц. б. министерского уровня: Федеральная
комиссия по р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство
финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк
РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по
антимонопольной политике; Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в
области координации, разработки стандартов,
лицензирования, установления квалификационных
требований и т.д. реально пока занимается
только лицензированием деятельности
реестродержателей и регулированием их
деятельности, а также заканчивает разработку
системы регулирования паевых инвестиционных
фондов – разновидности фондов коллективного
инвестирования. По мере создания организационной
структуры может взять на себя основную
нормотворческую и контрольную работу
по регулированию р. ц. б.
Минфин РФ – министерство в составе
Правительства – регистрирует выпуски
ц. б. корпораций (кроме кредитных организаций)
, субъектов федерации и органов местного
самоуправления, лицензирует фондовые
биржи, инвестиционные компании, инвестиционные
фонды, устанавливает правила бухгалтерского
учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск
государственных ц. б. и регулирует их
обращение.
ЦБ РФ – федеральный орган, действующий
на основании закона, регистрирует выпуски
ц. б. кредитных организаций, осуществляет
операции и регулирует порядок осуществления
кредитными организациями операций на
открытом р. ц. б., ломбардного кредитования
и переучёта векселей, устанавливает и
контролирует антимонопольные требования
к операциям на р. ц. б. кредитных организаций
и организаций, производящих безналичные
расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе
депозитариев) , контролирует экспорт
и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной
политике устанавливает антимонопольные
правила и осуществляет контроль за их
исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности
деятельности на р. ц. б. страховых компаний.
Основные законодательные акты,
которыми регулируется российский р. ц.
б.:
- Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.)
;
- Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.) ;
- Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.) ;
- Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.) ;
- Закон "О товарных биржах и биржевой
торговле" (1992 г.)
- Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.) ;
- Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.) ;
- Закон об акционерных обществах (1996 г.) ;
- Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) ;
- Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
- постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития
рынка государственных ценных бумаг во
всех их разновидностях.