Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц. б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:
эмитентов;
инвесторов;
профессиональных фондовых посредников;
организаций инфраструктуры рынка…

Файлы: 1 файл

регулирование рцб.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
Институт экономики,управления и права 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Хозяйственное право»

На тему : «Государственное регулирование рынка ценных бумаг»

 

Выполнил: студент гр.БУ104/1 Прилуцкая Е.В.

Проверил: Пазина О.Е.                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012г 
Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц. б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:

    • эмитентов;
    • инвесторов;
    • профессиональных фондовых посредников;
    • организаций инфраструктуры рынка…

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников. Регулирование р. ц. б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

    • эмиссионные;
    • посреднические;
    • инвестиционные;
    • спекулятивные;
    • залоговые;
    • трастовые и т.п.

Регулирование р. ц. б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными  на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

    • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
    • регулирование со стороны профессиональных участников р. ц. б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р. ц. б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
    • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг  обычно имеет следующие цели:

    • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
    • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
    • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    • в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п. ;
    • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.) .

Процесс регулирования на рынке  ценных бумаг включает:

    • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
    • отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
    • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
    • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

 

  

Принципы регулирования российского  р. ц. б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических  условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р. ц. б.

Основные принципы:

1. Разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и  инвестором, с одной стороны, и  отношений с участием профессиональных  участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

2. Выделение из всех видов  ц. б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются  массово, сериями (траншами) и  могут быстро распространяться  и рынок которых может быть  быстро организован. Именно такие  бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

3. Максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка  – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

5. При Разделении полномочий  между регулирующими органами  следует исходить из того, что  нормотворчество и нормоприменение  не должны совмещаться одним  лицом; 

6. Обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

7. Соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования  р. ц. б., имеющей определённую  историю и традиции. Нельзя не  учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8. Оптимальное распределение функций  регулирования р. ц. б. между  государственными и негосударственными  органами управления (коммерческими  организациями, общественными организациями) .

Государство на российском р. ц. б. выступает  в качестве:

    • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
    • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
    • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
    • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
    • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование р. ц. б. – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования  рынка включает:

    • государственные и иные нормативные акты;
    • государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка 

Прямое или административное, управление р. ц. б. со стороны государства осуществляется путём:

    • установления обязательны требований ко всем участника р. ц. б. ;
    • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
    • лицензирования профессиональной деятельности на р. ц. б. ;
    • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
    • поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление р. ц. б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них) ;
    • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.) ;
    • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.) ;
    • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) .

Структура органов государственного регулирования российского рынка  ценных бумаг в настоящее время  ещё не сложилась.

На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р. ц. б.

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р. ц. б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования  р. ц. б. министерского уровня: Федеральная  комиссия по р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р. ц. б.

Минфин РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ц. б. корпораций (кроме кредитных организаций) , субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск государственных ц. б. и регулирует их обращение.

ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ц. б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р. ц. б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р. ц. б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.

Государственный комитет по антимонопольной  политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р. ц. б. страховых компаний.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский р. ц. б.:

    • Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.) ;
    • Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.) ;
    • Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.) ;
    • Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.) ;
    • Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)
    • Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.) ;
    • Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.) ;
    • Закон об акционерных обществах (1996 г.) ;
    • Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) ;
    • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
    • постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг