Особенности формирования ресурсной базы коммерческих банков в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление особенностей формирования ресурсной базы коммерческого банка с целью укрепления его экономической устойчивости в современных условиях.
Исходя из данной целевой установки, в работе решены следующие задачи:
дано понятие коммерческого банка, рассмотрены его основные функции и операции;
изучена классификация банковских ресурсов, рассмотрены их особенности;
осуществлен анализ деятельности субъекта банковской системы ЗАО «Русский стандарт» в сфере привлечения средств от физических и юридических лиц;

Оглавление

Введение

7
1. Ресурсная база коммерческого банка

9
1.1 Банк как элемент банковской системы

9
1.2 Понятие ресурсной базы коммерческого банка и порядок ее формирования

16



2. Формирование ресурсной базы коммерческого банка

21
2.1 Пассивные операции как источник формирования ресурсной базы коммерческого банка

21
2.2 Особенности формирования ресурсной базы коммерческого банка «Русский стандарт»

37



3. Развитие ресурсной базы коммерческого банка «Русский стандарт» в современных условиях

63



Заключение

75
Список использованной литературы

77

Файлы: 1 файл

ibazykommerceskihbankov.doc

— 567.00 Кб (Скачать)

В большинстве стран обязательные и добровольные (рабо­чие) резервы коммерческих банков хранятся в центральном банке на одном и том же беспроцентном счете — основном кор­респондентском или резервном. В ряде стран коммерческим банкам разрешается временно использовать часть этих резер­вов для проведения кредитных и других активных операций.

Стабильные остатки средств на резервных (корреспонден­тских) счетах используются центральными банками для рефи­нансирования кредитных организаций и для других активных операций.

Многие западные экономисты рекомендуют центральным банкам выплачивать проценты по обязательным резервам коммер­ческих банков, чтобы стимулировать последние своевременно и в должной мере выполнять установленные резервные требова­ния. Хотя это увеличивает операционные расходы центральных банков, в некоторых странах (Швеция, Испания, Италия, Фин­ляндия) на часть резервов начисляются проценты.

В Российской Федерации нормативы обязательных резер­вов устанавливаются начиная с 1989 г. — со времени образова­ния первых коммерческих банков.

Обязанность выполнения резервных требований возника­ет с момента получения лицензии Банка России на право со­вершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Обязательные ре­зервы депонируются на соответствующих резервных счетах в Банке России, проценты на них не начисляются. Размер обя­зательных резервов, подлежащих депонированию, регулирует­ся банками ежемесячно (по состоянию на 1 -е число месяца, сле­дующего за отчетным) путем сверки фактически внесенных и подлежащих внесению сумм исходя из остатков на счетах при­влеченных средств (рассчитанных по формуле средней хроно­логической за отчетный месяц) и действующих нормативов ре­зервных требований [37.c.68].

Расчет размера средств, подлежащих резервированию на 1-е число каждого месяца, и другие необходимые документы коммерческий банк представляет территориальному учрежде­нию Банка России вместе с балансом. При недовзносе средств банк проводит доперечисление платежным поручением со сво­его корреспондентского счета, а при перевзносе РКЦ возвра­щает на корреспондентский счет банка излишне внесенную сум­му на основании соответствующего распоряжения.

Недепозитные источники ресурсов.

К недепозитным источникам ресурсов в России относятся:

получение займов на межбанковском рынке;

соглашения о продаже ценных бумаг с обратным вы­купом (операции РЕПО), учет векселей и получение ссуд у центрального банка;

выпуск облигаций коммерческим банком.

На рынке межбанковских кредитов (МБК) продаются и покупаются свободные остатки средств, находящихся на кор­респондентских счетах.

В России организаторами рынка межбанковских кредитов выступили в 1991 г. Московская международная и Московская центральная фондовые биржи, которые первыми организовали кредитные аукционы. В настоящее время на рынке МБК мож­но получить как долгосрочные ресурсы (до нескольких лет), так и краткосрочные, в основном «короткие деньги» — от 1 дня (кредиты овернайт) до двух недель. Реже банки предоставляют друг другу внутридневные кредиты.

Централизованные и межбанковские кредиты удобны тем, что ресурсы поступают в распоряжение банка-заемщика практически немедленно и не требуют резервного обеспечения, по­скольку не являются вкладами.

Значение рынка МБК состоит в том, что перераспределяя избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повы­шает эффективность использования кредитных ресурсов бан­ковской системой в целом. Кроме того, наличие развитого рынка МБК позволяет аккумулировать меньшие средства в оператив­ных резервах банков для поддержания их ликвидности. Вместе с тем большая степень зависимости от межбанковских ресур­сов нежелательна для банков, поскольку рынок МБК мгновенно реагирует на изменения ситуации на денежных рынках, а также на изменение финансового состояния и репутации банка-заем­щика.

Банк России до настоящего времени практически не учи­тывал векселя, из централизованных кредитов российским ком­мерческим банкам в основном Банк России предоставляет лом­бардные и внутридневные.

Очень перспективен для российских банков такой недепо­зитный источник ресурсов, как выпуск облигаций. Облигации могут быть как именные, так и на предъявителя. Для воздей­ствия на курс облигаций банк может покупать или продавать их на бирже.

С 90-х годов XX в. получили распространение операции РЕПО в основном с государственными ценными бумагами.

Эффективность функционирования банковского капитала зависит от качества компонентов, формирующих его структуру. Не производя деления собственных средств банка на основной (стержневой) и дополнительный капитал, отечественная практика включает в определение капитальной базы уставный фонд, нераспределенную прибыль, специальные фонды и другие собственные средства банка, свободные от обязательств клиентов и кредиторов.

Капитал в значительной мере формируется за счет генерируемых внутри банка средств специальных фондов и других собственных ресурсов, причем доля их в совокупном капитале значительно выше у крупный банков (по отдельным достигает 95 - 99%). Такой путь наращивания капитала относительно быстр и экономичен; он позволяет банку обойти сложные процедуры регистрации увеличения уставного фонда, избежать крупных затрат по эмиссии новых акций и потерь от связанного с ростом уставного капитала временного замораживания средств на накопительном счете в Центральном банке. Очень важным является и то, что привлечение капитала за счет внутренних фондов не несет в себе опасности утраты существующими акционерами контроля над банком, сдерживает сужение их доли в собственности и сокращение дохода на одну акцию.

Однако этот способ форсированного роста банковского капитала имеет и недостатки. Зависимость от экономических условий, которыми банк не может прямо управлять, делает увеличение капитала за счет внутренних источников проблематичным, особенно при сокращении или низком росте чистой прибыли банка. Кроме того, использование собственных ресурсов для укрепления капитальной базы не создает условий для расширения открытой информации о банке в отличие от финансирования уставного капитала за счет выпуска новых акций, при котором сведения, характеризующие надежность и качество управления рисками банка, становятся достоянием инвесторов и широкой публики.

Исключительно важно организовать правильный отбор сопряженных с капиталом аналитических показателей. Остается спорной полезность показателя, характеризующего отношение привлеченных средств (обязательств банка) к собственному капиталу, Отдельные экономисты наделяют его универсальной способностью оценивать экономическую независимость, надежность и ликвидность банка. С такой позицией трудно согласиться. Улучшение указанных показателей прямо не коррелируется со снижением притока заемных средств. Даже при изоляции от денежного рынка и привлечении депозитов с объемом меньше или равном капиталу нельзя исключить возможность финансового ослабления и банкротства банка.

Главная оценка экономического положения банка лежит в анализе размещения привлеченных средств, способности активов приносить доходы и поддерживать ликвидность [52.c.82]. Отношение же объема заемных средств к собственному капиталу, на наш взгляд, характеризует иную сторону деятельности банка - уровень его активности в аккумуляции временно свободных средств, являющихся для банка "сырьем" в кредитной и инвестиционной деятельности. Оптимальный объем заемных ресурсов определяется безопасностью и доходностью их размещения, уровень которых через норматив достаточности капитала контролируется взвешенными с учетом риска активами. При снижении качества кредитов и других обращающихся на рынке активов банк вынужден ограничить приток депозитов до уровня, соответствующего реальной их эффективности.

Комплексный анализ роли банковского капитала охватывает и вопросы оценки его рентабельности. Ключевым показателем (получившим в мировой практике название ROE) служит отношение чистой посленалоговой прибыли банка к собственному (акционерному) капиталу. Полученный коэффициент в разложенном на части виде представляет собой результат умножения показателя прибыльности совокупных активов (ROA) на мультипликатор собственного капитала банка.

Показатель ROE, отражающий фундаментальную зависимость между прибыльностью и рискованностью, в высшей степени чувствителен к источникам формирования ресурсов банка и зависит от того, каких средств используется в обороте больше собственных или заемных. Даже банк с низкой нормой извлечения прибыли из активов может добиться высокой рентабельности собственных средств за счет роста мультипликатора капитала, предельная величина которого определяется высшими менеджерами банка. Разбивка показателя ROE на его составляющие - это прием, дающий широкий выбор направлений для анализа объема и стоимости притока финансовых средств, структуры доходоприносящих активов, расходов на содержание аппарата управления и других издержек, влияющих на увеличение массы и нормы прибыли - главных факторов устойчивого положения и роста капитала банков.

Рассмотренные выше механизмы формирования ресурсной базы коммерческого банка рассмотрим на примере коммерческого банка «Русский стандарт».

 

 

2.2. Особенности формирования ресурсной базы коммерческого банка «Русский стандарт»

 

«Банк Русский Стандарт»- закрытое акционерное общество, является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, входит в единую банковскую систему России и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Банк был создан на базе Акционерного коммерческого банка « Агроопторгбанка » и переименован 1 июня 1999 года по решению высшего органа управления Общего собрания акционеров в ЗАО « Банк Русский Стандарт».  Всей оперативной деятельностью Банка руководит Председатель правления  банка, назначенный советом директоров. Основным акционером Банка является холдинговая компания ЗАО «Русский Стандарт».                   В состав акционеров Банка также входит Международная Финансовая Корпорация  ( IFC).

В разработке бизнес-плана, стратегии развития Банка Русский Стандарт и его структуры приняла участие консалтинговая компания McKinsey&Co, имеющая более чем полувековой опыт работы на международном рынке консалтинговых услуг.

Юридический адрес: 105066 г. Москва, ул. Спартаковская д.2/1, стр.6

 

Банк является носителем идеологии «Русский стандарт». Сущность идеологии — декларирование и демонстрация новых стандартов бизнеса в России:

Созидание: Мы создаем ценности, а не перераспределяем их.

Доверие: Мы работаем честно, и нам доверяют.

Совершенство: Все, что мы создаем — надежно и красиво.

Опыт: Мы строим будущее, помня уроки прошлого.

Патриотизм: Мы трудимся на благо России.

Банк Русский Стандарт — динамично развивающийся независимый финансовый институт высокой степени надежности, предлагающий услуги мирового уровня, ориентированные на максимально широкие клиентские слои. Реализация четко направленной бизнес-стратегии, высокое качество банковских продуктов и используемых технологий позволили Банку Русский Стандарт в короткие сроки создать новый для России рынок потребительского кредитования и стать его лидером.

Основные направления деятельности Банка:

потребительское кредитование;

выпуск кредитных карт;

кредитование малых и средних предприятий.

Проект потребительского кредитования Банка Русский Стандарт в основном ориентирован на сегмент, практически не охваченный такого рода услугами,- это учителя, врачи, рабочие, работники бюджетных сфер и т.д.

Эффективность метода распространения потребительских кредитов через торговую сеть, насчитывающую около 4500 точек, уникальная система оценки кредитоспособности заемщиков для принятия решения о выдаче кредита в режиме реального времени и огромный потенциал объема клиентов способствуют развитию Банка в этом направлении.  Клиентами банка по программам кредитования населения стали более 17,5 миллионов человек, объем предоставленных кредитов превысил $7,56 млрд.

Сейчас Банком выпущено более 11,2 кредитных карт. Карты Банк  высылает клиентам, погасившим потребительский кредит. Очевидно, что не все эти клиенты пользуются картой и даже не все ее сразу активируют. Но число активированных карт неуклонно растет и составляет от трети до половины. Банк работаем над тем, чтобы сделать этот продукт максимально интересным нашим клиентов. Что касается карт, полученных в отделениях банка, то тут процент активных карт приближается к 100 проц. Этот год закончится с таким показателем: после отмены комиссии за обслуживание кредитов возрос процент пользования кредитных карт. С 1 апреля по 1 мая 2007 года таких карт было выдано в 14 раз больше, чем прежних кредиток за весь 2006 год.

Кредиты можно получать по всей стране, кредитные карты  высылается по почте, следовательно - их тоже можно получить практически в любом городе. Эмбоссирующий центр у нас пока один - в Москве. Банк эмитируем и отправляет в день клиентам порядка 40 тыс. карт, еще около 900 тыс., человек ожидают карты.

Сегодня Банк Русский Стандарт занимает первое место среди частных банков страны по объемам кредитования населения и имеет уникальный опыт по формированию кредитной истории клиентов с использованием системы вероятностной оценки кредитоспособности заемщиков. На   01.01.2003г. выдано более 400 тыс. потребительских кредитов и 68 тыс. кредитных карт на сумму $240 млн.

4 февраля 2000г. — зарегистрирован проспект эмиссии депозитных сертификатов Банка

Март 2000г. — Банк подключился к международной платежной системе S.W.I.F.T.

Март 2000г. — Банк вступил в профессиональные ассоциации участников фондового рынка НАУФОР и ПАРТАД.

1 марта 2000г. — начата реализация проекта кредитования физических лиц (проект «Розничный кредит»).

Сентябрь 2001г. — открыто представительство Банка в Санкт-Петербурге.

Июнь 2001г. — Банк завершил размещение 7-й эмиссии акций на сумму 10 млн. долл. США. После регистрации очередной эмиссии оплаченный капитал Банка Русский Стандарт составил 30 млн. долл. США.

Июль 2001г. — получена генеральная лицензия Банка России.

Июль 2002г. — Рейтинг Standard & Poor's по национальной шкале .

Информация о работе Особенности формирования ресурсной базы коммерческих банков в современных условиях