Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 21:13, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей формирования ресурсной базы коммерческого банка с целью укрепления его экономической устойчивости в современных условиях.
Исходя из данной целевой установки, в работе решены следующие задачи:
дано понятие коммерческого банка, рассмотрены его основные функции и операции;
изучена классификация банковских ресурсов, рассмотрены их особенности;
осуществлен анализ деятельности субъекта банковской системы ЗАО «Русский стандарт» в сфере привлечения средств от физических и юридических лиц;
Введение
7
1. Ресурсная база коммерческого банка
9
1.1 Банк как элемент банковской системы
9
1.2 Понятие ресурсной базы коммерческого банка и порядок ее формирования
16
2. Формирование ресурсной базы коммерческого банка
21
2.1 Пассивные операции как источник формирования ресурсной базы коммерческого банка
21
2.2 Особенности формирования ресурсной базы коммерческого банка «Русский стандарт»
37
3. Развитие ресурсной базы коммерческого банка «Русский стандарт» в современных условиях
63
Заключение
75
Список использованной литературы
77
Карандаев Геннадий Никифорович, д.э.н., академик РАЕН, профессор кафедры «Финансов, инвестиций и банковского дела»
Тема. Особенности формирования ресурсной базы коммерческих банков в современных условиях
Содержание
Введение |
| 7 |
1. Ресурсная база коммерческого банка |
| 9 |
1.1 Банк как элемент банковской системы |
| 9 |
1.2 Понятие ресурсной базы коммерческого банка и порядок ее формирования |
| 16 |
|
|
|
2. Формирование ресурсной базы коммерческого банка |
| 21 |
2.1 Пассивные операции как источник формирования ресурсной базы коммерческого банка |
| 21 |
2.2 Особенности формирования ресурсной базы коммерческого банка «Русский стандарт» |
| 37 |
|
|
|
3. Развитие ресурсной базы коммерческого банка «Русский стандарт» в современных условиях |
| 63 |
|
|
|
Заключение |
| 75 |
Список использованной литературы |
| 77 |
ВВЕДЕНИЕ
Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет привлеченных средств. Возможности банков в привлечении средств не безграничны и регламентированы со стороны центрального банка в любом государстве. Начиная с 1996 года, Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) отказался от прямого регулирования соотношения между размером капитала банка и объемом привлеченных средств и перешел к косвенному регулированию через ряд обязательных экономических нормативов, таких как норматив достаточности капитала, максимальный размер риска на одного кредитора, максимальный размер привлечения денежных вкладов населения и других.
Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия им соответствующих счетов, выпуска собственных долговых обязательств (облигаций), а также путем заимствованния у других кредитных учреждений посредством межбанковского кредита и ссуд ЦБ РФ.
Важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Формирование ресурсной базы в процессе осуществления банком пассивных операций исторически играло первичную и определяющую роль по отношению к его активным операциям. В связи с этим вопросы наращивания ресурсного потенциала и обеспечения его стабильности посредством эффективного управления пассивами приобретают особую остроту и актуальность.
Следует отметить, что вопросам формирования ресурсной базы в нашей стране не уделялось должного внимания. Это было связано с тем, что спрос на банковские услуги значительно превышал предложение при высокой инфляции и наличии дешевых ресурсов – все эти условия обеспечивали высокую норму прибыли банковских операций, меняя саму природу их риска. Снижение нормы прибыли и исчезновение таких традиционных источников дохода, как межбанковские кредиты и операции на срочном валютном рынке сделало формирование политики формирования ресурсной базы коммерческих банков в плане оптимизации структуры привлеченных ими средств и снижения процентных расходов по ним вопросом номер один. Банковский кризис 1998 года и последующее развитие банковской системы России подтвердили необходимость эффективного формирования ресурсной базы коммерческих банков, а, следовательно, ее совершенствования.
Целью исследования является выявление особенностей формирования ресурсной базы коммерческого банка с целью укрепления его экономической устойчивости в современных условиях.
Исходя из данной целевой установки, в работе решены следующие задачи:
дано понятие коммерческого банка, рассмотрены его основные функции и операции;
изучена классификация банковских ресурсов, рассмотрены их особенности;
осуществлен анализ деятельности субъекта банковской системы ЗАО «Русский стандарт» в сфере привлечения средств от физических и юридических лиц;
выявлены особенности и сформулированы направления оптимизации депозитной политики коммерческих банков в целях укрепления их устойчивости.
Предметом исследования является система экономических и организационных отношений, складывающихся в процессе формирования российскими коммерческими банками их ресурсной базы.
1. Ресурсная база коммерческих банков
1.1. Банк как элемент банковской системы
Основным структурным элементом банковской системы Российской Федерации является банк. Одно из определений банка дается в финансово-экономическом словаре:
Банк - кредитно-финансовое учреждение, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства и представляет их в виде кредитов (займов, ссуд) предприятиям или отдельным лицам, регулирует денежное обращение в стране.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» дает определение банка как одного из видов кредитной организации, создаваемого в определенной юридической форме.
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В соответствии со ст. 2 указанного федерального закона:
Банковская система Российской Федерации – включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Или по определению финансово-экономического словаря:
Банковская система - составная часть кредитной системы - совокупность различных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.
Современные банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находятся центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. Таким образом, если за основу классификации принять характер услуг, предоставляемых клиентам, то можно выделить три важнейших элемента современной кредитной системы:
центральный банк;
коммерческие банки;
специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные) (см. таблицу 1).
Таблица 1
Вместе с тем к раскрытию сущности банка можно подойти с двух сторон: юридической и экономической. При всей важности юридического аспекта проблема сущности банка остается открытой. Выяснение сущности - это не только (и не столько) соотношение деятельности банка с законом. Не юридический закон определяет сущность банка как такового, не операции, разрешенные ему выполнять, а экономическая сторона дела, природа банка, дающая ему законодательное право осуществлять соответствующие сделки, являющаяся для этого основой.
При анализе сущности банка важно придерживаться ряда методологических требований, которые можно свести к следующему:
Сущность трудно понять на базе рассмотрения тех операций, которые выполняет каждый отдельный банк по отношению к тому или иному своему клиенту. Банк может не выполнять отдельные банковские операции в тот или иной момент, каждый отдельный клиент имеет право пользоваться лишь ограниченным количеством услуг, однако от этого конкретный банк не перестает быть банком. При анализе следует абстрагироваться от операций отдельно взятого Банка. Его сущность в этом смысле абстрактна, она выражает совокупную характеристику реальной деятельности банка как целого. Сущность целесообразно, поэтому рассматривать на макроуровне по отношению к экономике в целом, включая все многообразие реальной деятельности конкретных банков.
Сущность банка едина независимо от его типов, она не зависит от того, какой банк мы рассматриваем — коммерческий или эмиссионный, специализированный или универсальный, частный или государственный, международный, межрегиональный или местный. Разумеется, это не означает, что на практике все эти банки одинаковы, напротив, они имеют свои особенности, но все эти особенности отражают лишь многообразие банков как целого.
Сущность банка требует вскрытия его особенностей, специфических черт, отличающих банк от других экономических институтов.
В этом смысле банк является, прежде всего, предприятием, производящим особый, специфический продукт. Но в отличие от промышленных предприятий деятельность банка сосредоточена не в сфере производства, а в сфере обращения, обмена. Банк — это посредник между товаропроизводителями, скорее продавец, чем производитель. Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств [39.c.16].
Банк – это предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, связанную с производством специфического продукта в сфере обращения [23.c.319].
Деньги являются воспроизводственной категорией; наличные деньги, выпущенные банком как единственным монополистом в общей массе субъектов воспроизводства, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления. Помимо данного продукта банки предоставляют также различного рода услуги преимущественно денежного характера.
Основным продуктом банка в сфере услуг (в отличие от промышленного предприятия) является не производство вещей, предметов потребления, а предоставление кредита. Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал. Это означает, что предоставленные взаймы денежные средства не просто должны совершать круговращение в хозяйстве заемщика, но и возвратиться к своей исходной юридической точке с приращением в виде ссудного процента как части вновь созданной стоимости.
Банк отличается от промышленного предприятия и характером своего имитирования. Он не только выпускает акции и другие ценные бумаги, но и совершает операции по учету и хранению ценных бумаг других эмитентов.
В банке работает особый персонал — преимущественно служащие, а не рабочие: люди, занятые не физическим трудом, а денежными операциями, обработкой цифр, информации, экономическим анализом, организацией учета, расчетов между предприятиями.
Торговое предприятие, в свою очередь, похоже на банк в том смысле, что оно может оказывать некоторые банковские услуги. Например, крупное торговое предприятие может, как и банк, выдавать значительные суммы денежного кредита. В свою очередь, торговля может в большей степени работать не на своих, а заемных капиталах.
Наконец, так же как в торговле, здесь зачастую имеет место встречное движение стоимости. Банк предоставляет свои услуги, стоимость его товара уходит от него, и одновременно от получателя его продукта приходит его эквивалентная оплата (например, комиссия за проведение расчетных операций, кассовых, консультационных и других услуг).