Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 22:54, курсовая работа
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие финансовой политики и её сущность;
проанализировать методы разработки и реализации краткосрочной и долгосрочной финансовых политик в различных аспектах деятельности организации;
оценить финансовую политику коммерческого предприятия;
изучить направления по совершенствованию финансовой политики организации.
Введение
1. Теоретические основы оценки финансовой политики предприятия
1.1 Сущность финансовой политики предприятия, ее цель и задачи
1.2 Этапы и принципы финансовой политики предприятия
1.3 Методы формирования финансовой политики предприятия
2. Оценка финансовой политики предприятия на примере ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2"
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2"
2.3 Оценка эффективности финансовой политики
3. Основные направления совершенствования финансовой политики ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2"
3.1 Разработка финансовой стратегии предприятия
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Из данных таблицы 2.3.1 следует, что прибыль от продаж, рассчитываемая как разность между выручкой от продаж и себестоимостью продаж, составила в 2005 году 7490 тыс. руб. В 2006 году по сравнению с 2005 годом прибыль от продаж увеличилась на 7196 тыс. руб. или на 96,1% и составила 14686 тыс. руб. В 2007 году по сравнению с 2006 годом произошло снижение показателя до 13493 тыс. руб., снижение составило 1193 тыс. руб. или 8,1%.
Аналогичная тенденция прослеживается и по показателю чистой прибыли: чистая прибыль составила в 2005 году 3350 тыс. руб. В 2006 году по сравнению с 2005 годом чистая прибыль увеличилась на 7193 тыс. руб. или в 3,1 раза и составила 10543 тыс. руб. В 2007 году по сравнению с 2006 годом произошло снижение показателя до 10293 тыс. руб., снижение составило 250 тыс. руб. или 2,4%.
Рентабельность продаж составила 4,46% в 2005 году и увеличилась до 6,75% в 2006 году. В 2007 году рентабельность продаж по сравнению с 2006 годом снизилась на 1,53% и составила 5,22%. Рентабельность продаж отражает отношение прибыли от продаж к выручке, полученной организацией в отчетном году и характеризует эффективность рыночной деятельности предприятия. Определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на 1 рубль выручки.
Рентабельность основной деятельности характеризует сумму прибыли от продаж, приходящиеся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. В 2005 году на 1 рубль затрат предприятие получало 2,3 коп. прибыли от продаж, в 2006 году - 5,2 коп. Рентабельность основной деятельности увеличилась в 2006 году по сравнению с 2007 годом на 2,9%, что свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия. В 2007 году произошло снижение показателя до 4,2%, по сравнению с 2006 годом рентабельность основной деятельности снизилась на 1,0%.
Рентабельность внеоборотных
активов рассчитываем делением чистой
прибыли на среднегодовую стоимость
внеоборотных активов. Показатель отражает
эффективность использования
Рентабельность оборотных активов отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль, вложенную в оборотные активы. Рентабельность оборотных активов за 2005 - 2006 гг. увеличивается с 21,8% до 54,8%, т.е. на 33,0%. В 2007 году по сравнению с 2006 годом показатель снизился на 10,2% и составил 44,6%.
Рентабельность совокупных
активов предприятия
Графически динамика финансовых результатов деятельности ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2" за 2005 - 2007 гг. представлена на рис.2.3.1
Рис.2.3.1 Динамика финансовых результатов деятельности ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2" за 2005 - 2007 гг.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.
Показатели оборачиваемости
имеют большое значение для оценки
финансового положения
Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов - показателей оборачиваемости. Они очень важны для организации. Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота. Во-вторых, с размерами оборота, а следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях.
То есть, финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, может оцениваться:
а) скоростью оборота - количество оборотов, которое делают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие;
б) периодом оборота - средний
срок, за который возвращаются в
хозяйственную деятельность предприятия
денежные средства, вложенные в производственно-
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности обнаруживает тенденцию к повышению, его значение увеличивается за анализируемый период с 17,4 оборота до 23,1 оборота. Обращает на себя внимание то, что коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности значительно ниже коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.
Таблица 2.3.2. Показатели деловой активности ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2" за 2005-2007 гг.
Показатели |
Годы |
Изменение (+,-) |
Темп изменения,% | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2006 г. к 2005 г. |
2007 г. к 2005 г. |
2006 г. к 2005 г. |
2007 г. к 2005 г. | |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
168051 |
217498 |
258540 |
+49447 |
+41042 |
129,4 |
118,9 |
Среднегодовая величина (тыс. руб): | |||||||
- внеоборотных активов |
32038 |
34881,5 |
42990,5 |
+2843,5 |
+8109 |
108,9 |
123,2 |
- оборотных средств |
15382,0 |
19229,0 |
23092,5 |
+3847 |
+3863,5 |
125,0 |
120,1 |
- дебиторской задолженности |
3738,5 |
5683,0 |
8133,0 |
+1944,5 |
+2450 |
152,0 |
143,1 |
- кредиторской задолженности, |
9639,5 |
9648,0 |
11174,5 |
+8,5 |
+1526,5 |
100,1 |
115,8 |
- материальных оборотных средств |
10862,5 |
11999,0 |
12953,5 |
+1136,5 |
+954,5 |
110,5 |
108,0 |
- капитала предприятия |
47420 |
54110,5 |
66083 |
+6690,5 |
+11972,5 |
114,1 |
122,1 |
Коэффициент оборачиваемости (в числе оборотов): | |||||||
- внеоборотных активов |
5,2 |
6,2 |
6,0 |
+1,0 |
-0,2 |
119,2 |
96,8 |
- оборотного капитала |
10,9 |
11,3 |
11,2 |
+0,4 |
-0,1 |
103,7 |
99,1 |
- дебиторской задолженности |
45,0 |
38,3 |
31,8 |
-6,7 |
-6,5 |
85,1 |
83,0 |
- кредиторской задолженности |
17,4 |
22,5 |
23,1 |
+5,1 |
+0,6 |
129,3 |
102,7 |
- материальных оборотных средств |
15,5 |
18,1 |
20,0 |
+2,6 |
+1,9 |
116,8 |
110,5 |
- капитала предприятия |
3,5 |
4,0 |
3,9 |
+0,5 |
-0,1 |
114,3 |
97,5 |
На ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2" за 2005-2007 гг. наблюдается увеличение коэффициента оборачиваемости материальных оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости капитала предприятия вырос за анализируемый период с 3,5 оборота до 3,9 оборота.
Таким образом, анализ показателей деловой активности позволяет сделать вывод о ее повышении за анализируемый период, что подтверждает рост коэффициентов оборачиваемости.
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.
Финансовая стабилизация в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:
Устранение
Восстановление финансовой
устойчивости (финансового равновесия).
Хотя неплатежеспособность предприятия
может быть устранена в течение
короткого периода за счет осуществления
ряда аварийных финансовых операций,
причины, генерирующие неплатежеспособность,
могут оставаться неизменными, если
не будет восстановлена до безопасного
уровня финансовая устойчивость предприятия.
Это позволит устранить угрозу банкротства
не только в коротком, но и в относительно
более продолжительном
Обеспечение финансового
равновесия в длительном периоде. Полная
финансовая стабилизация достигается
только тогда, когда предприятие
обеспечило длительное финансовое равновесие
в процессе своего предстоящего экономического
развития, то есть создало предпосылки
стабильного снижения средневзвешенной
стоимости используемого
Каждому этапу финансовой
стабилизации предприятия соответствует
определенные ее внутренние механизмы,
которые в практике финансового
менеджмента принято
Оперативный механизм финансовой
стабилизации представляет собой систему
мер, направленную, с одной стороны,
на уменьшение размера текущих внешних
и внутренних финансовых обязательств
предприятия в краткосрочном
периоде, обеспечивающих срочное погашение
этих обязательств. Принцип "отсечения
лишнего", лежащий в основе этого
механизма, определяет необходимость
сокращения размеров как текущих
потребностей (вызывающих соответствующие
финансовые обязательства), так и
отдельных видов ликвидных
Цель этого этапа финансовой
стабилизации считается достигнутой,
если устранена текущая
Тактический механизм финансовой
стабилизации представляет собой систему
мер, направленных на достижение точки
финансового равновесия предприятия
в предстоящем периоде. Основным
направлением обеспечения достижения
точки финансового равновесия предприятием
в кризисных условиях является сокращение
объема потребления собственных
финансовых ресурсов. Такое сокращение
связано с уменьшением объема
как операционной, так и инвестиционной
деятельности предприятия и поэтому
характеризуется термином "сжатие
предприятия". Цель этого этапа
финансовой стабилизации считается
достигнутой, если предприятие вышло
на рубеж финансового равновесия,
предусматриваемый целевыми показателями
финансовой структуры капитала и
обеспечивающий достаточную его
финансовую устойчивость. Стратегический
механизм финансовой стабилизации представляет
собой систему мер, направленных
на поддержание достигнутого финансового
равновесия предприятия в длительном
периоде. Этот механизм базируется на
использовании модели устойчивого
экономического роста предприятия,
обеспечиваемого основными