Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались далекими «абстрактные» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно – то зависимы и бедны, потому что подневольный труд всегда бесплоден.
Тема данной контрольной работы «Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение
Государственное регулирование экономики
Экономические функции государства
Объекты государственного регулирования
Методы государственного регулирования
Границы государственного вмешательства в рыночный механизм
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

 

    1. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы, разрешение которых необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Другими словами, объектами является все то, на что  направлена государственная «Видимая» рука (в отличии от рынка).

Объектами государственного регулирования являются:

    • экономический цикл;
    • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
    • накопление капитала, занятость;
    • денежное обращение;
    • платежный баланс, цены;
    • научные исследования и их внедрение;
    • условия конкуренции;
    • социальные отношения и социальное обеспечение;
    • подготовка и переподготовка кадров;
    • окружающая среда;
    • внешнеэкономические связи.

Условно можно  подразделить эти объекты на пять видов:

Табл.1

1

услуги по правовому регулированию

пример: лицензирование теле- и радиотрансляций, штрафы за загрязнение окружающей среды, контроль за качеством пищи и лекарств, условия  конкуренции

2

чистые общественные блага

пример: национальная оборона, фундаментальные научные исследования

3

квазиобщественные блага

пример: образование, здравоохранение, внешнеэкономические  связи

4

управление  трансфертными платежами

пример: социальное обеспечение и т.п.

5

услуги по экономическому регулированию 

пример: денежное обращение, платежный баланс, цены, экономический цикл

     

 

 

    1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

По сферам действия различают следующие основные методы государственного регулирования:

Рис.2

 

 

Правовые  инструменты государственного регулирования

Основные  формы:

    • Определение формы и права собственности;
    • Условия заключения контрактов и хозяйственных договоров;
    • Организационно-правовые рамки функционирования предприятий;
    • Правила деятельности финансово-кредитных учреждений;
    • Законодательное регулирование заработной платы;
    • Законодательное регулирование условий труда;
    • Законодательное регулирование социального обеспечения.

Административные  инструменты 

Основные  виды административных инструментов:

  1. Антимонопольные меры: предупреждение монопольного сговора; контроль за деятельностью доминирующих товаропроизводителей; принудительное разукрупнение.
  2. Внедрение обязательных стандартов: экологические стандарты; санитарные нормы; социальные стандарты.
  3. Определение минимально допустимых параметров жизни населения: гарантированный минимум заработной платы; пособие по безработице

Методы  прямого экономического государственного регулирования 

Основные  формы:

    • целевое финансирование;
    • дотации предприятиям;
    • финансирование научно-технических, экологических программ;
    • финансирование социальной сферы;
    • государственные закупки;
    • деятельность государственного сектора экономики.

Методы  косвенного экономического государственного регулирования

1). Денежно – кредитные методы:

    • учетная ставка;
    • операции на открытом рынке ценных бумаг;
    • установление норм обязательных резервов.

2).  Бюджетно- налоговые методы:

    • система налогооблажения;
    • определение налоговых ставок;
    • предоставление налоговых льгот.

3). Ускоренная амортизация:

    • нормы амортизационных отчислений;
    • порядок амортизационных отчислений.

4). Внешнеэкономические методы:

    • стимулирование экспорта;
    • кредитование экспорта;
    • привлечение или ограничение иностранного капитала.

 

 

    1. ГРАНИЦИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

 

Но не каждый раз, когда рыночные механизмы оказываются неэффективными, государство должно вмешиваться в экономические процессы. Так, борьба с монополизмом в экономике может превратиться в борьбу с крупным производством.

Антимонопольное законодательство – система законов, ограничивающих действия компаний, которые ведут к снижению конкуренции и установлению монополии. В России основным нормативным актом антимонопольного законодательства является «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения государственной политики по развитию конкуренции и ограничению деятельности монополий в 1991 году был создан Антимонопольный комитет Российской Федерации, который осуществляет:

    • Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации предприятий;
    • Контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению фирм (более 35% рынка);
    • Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;
    • Привлечение иностранных инвестиций, развитие свободных экономических зон.

Воплощение  в жизнь антимонопольного законодательства очень сложно, оно должно основываться не на идеальных представлениях о  совершенной конкуренции, а поощрять реально существующее соперничество  крупных корпораций. Антимонопольное  регулирование направлено не против «большого бизнеса» как такового, поскольку размер компании еще не дает возможность трактовать ее как монополию, а против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.

Таким образом, наказание в соответствии с антимонопольными законами следует только за определенные виды рыночного поведения, причиняющие кому-либо строго доказанный ущерб. Если фирма достигает монопольного положения законным рыночным путем, вытесняя конкурентов как лучший производитель, то она становится объектом повышенного внимания со стороны соответствующих служб, но не более того. Решением о расформировании фирмы может быть принято только в случае наличия доказательства ее стремления к монополизации рынка.

Оказаться чрезмерным государственное вмешательство может в случае сильно завышенных размеров штрафов, налоговых ставок, размеров дотаций. И в этом случае следствием может стать снижение экономической эффективности. Повышение правительством ставки налогообложения, как правило приводит к снижению поступлений в бюджет. Причины могут быть две: люди скрывают свои доходы и уклоняются от уплаты налогов; либо будут меньше работать, так как сочтут, что дополнительные усилия не оправдываются дополнительным чистым доходом.

Так, в Швеции статистика зарегистрировала тот факт, что многие высококвалифицированные работники различных специальностей начали отдыхать не один, а два месяца в году, второй месяц – за свой счет. Они подсчитали, что заработок за 11-й месяц подводит их под обложение по наивысшей ставке налога.

С точки зрения экономики обе ситуации являются нежелательными, бюджет не добирает ожидаемых  денег, возникают экономические  проблемы.

Одна из самых  важных причин возможностей неэффективности государственного вмешательства в экономически процессы заключается в том, что интересы чиновников (лиц, осуществляющих государственное регулирование экономики; как избранных, так и назначенных на свои должности) могут не совпадать с общенациональными интересами. Например, руководителя государственного департамента, отвечающего за предоставление определенного общественного блага (строительство водохозяйственных сооружений, фундаментальные научные исследования, национальная оборона) могут быть лично заинтересованы в расширении масштабов деятельности своего департамента, в увеличении его финансирования из государственного бюджета. Рост финансирования, как правило, вызывает увеличение числа подчиненных, повышение окладов, расширение возможностей продвижения по службе, повышение престижа и т.д. Это является тем побудительным мотивом, который толкает руководителей ведомства прибегнуть к искажению информации об эффективности его деятельности. Речь идет не о той информации, которую от них ожидает и готово оплачивать общество, а о той, которая собирается ими в «инициативном порядке» и используется при необходимости во внутриполитической борьбе (в первую очередь в форме так называемых утечек информации). В данном случае внутренняя цель не соответствует заданной обществом и ее реализацией есть не что иное, как растрата ресурсов.

При отсутствии действенного общественного контроля за деятельностью ведомств объемы их финансирования могут оказаться  чрезмерными с общественной точки  зрения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное вмешательство может порождать  непредвиденные побочные эффекты. Вероятность их весьма высока, так как государство оперирует различными инструментами (административными, правовыми, экономическими) и не всегда реально полностью предсказать их последствия, поэтому государство часто не в состоянии просчитать результаты своих действий. Поэтому у государственного регулирования есть свои издержки и «проблемы», которые, как правило, бывают также не предсказуемы, как и «проблематичность « рыночного механизма. Являются ли «неудачи» государства более «глубокими», чем «неудачи» рынка? Это может быть установлено и продемонстрировано только в определенных случаях; в других же такие заключения представляют трудность, потому что выбор между рынком и государством – это не выбор между несовершенством и несовершенством, а скорее это выбор между двумя несовершенными альтернативами.

Таким образом, следует признать, что рынок и  государственное управление экономикой – два несовершенных механизма  организации хозяйственной жизни. Найти их оптимальное сочетание  – очень непростая задача.

 

БИБЛИОТГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

 

    1. Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций.. – Ростов н/Дону:Феникс, 2000;
    2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. 2-е издание – М., 2005;
    3. Основы экономической теории и практики: Учеб. пособие /Под ред. М.М. Загорулько. – Волгоград, 1995.
    4. Экономика: Учеб./Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1997.

 


Информация о работе Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики