Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались далекими «абстрактные» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно – то зависимы и бедны, потому что подневольный труд всегда бесплоден.
Тема данной контрольной работы «Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение
Государственное регулирование экономики
Экономические функции государства
Объекты государственного регулирования
Методы государственного регулирования
Границы государственного вмешательства в рыночный механизм
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

    1. Государственное регулирование экономики
      1. Экономические функции государства 
      2. Объекты государственного регулирования
      3. Методы государственного регулирования
      4. Границы государственного вмешательства в рыночный механизм

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

Быть вне  экономики невозможно: подобно невидимым  лучам, экономические отношения  пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались далекими «абстрактные»  вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит  повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно – то зависимы и бедны, потому что подневольный труд всегда бесплоден.

Тема данной контрольной  работы «Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики.

Каждый из нас  мечтает жить в стабильной экономике, которая обеспечивает возможности  для успеха и предохраняет от возможных  неожиданностей. Конечно, трудно осуществить  такую мечту в стране, где происходит сложный переход от одной системы к другой. Однако и в тех странах, которые относят к благополучным, где демократия и рыночная экономика существуют давно, стабильность тоже остается несбыточной мечтой. 

История экономической науки сопровождается дискуссией о роли государства в экономике. Одни считают, что государство из-за своей неразворотливости» и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сам рынок, а потому его вмешательство в воспроизводство следует свести к минимуму. Другие утверждают, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь масштабными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись.

Известный историк экономики Фернан Бродель так сформулировал главные задачи государства:

  1. ) заставить себе повиноваться, очистить внутреннюю жизнь от вспышек насилия, зарезервировав потенциал агрессивности для войн с внешними врагами;
  2. ) контролировать различными способами экономическую жизнь, чтобы она развивалась бесперебойно и обеспечивала государству получение значительной доли национального дохода – источника всех его расходов;
  3. ) участвовать в духовной жизни общества, формировать эту духовную жизнь, поощряя одни и подавляя другие культурные, идеологические и религиозные течения.

Современному  государству приходится и сегодня  решать все те же задачи.

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННО РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

 

В 30-х годах XX столетия возникло новое направление западной экономической теории, которое принципиально отличалось от неоклассического. «Неоклассики» (они же «либералы») считают, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если государство вообще перестанет в нее вмешиваться. Сторонники же нового направления настаивали на необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Именно государство должно взять на себя функцию сглаживания противоречий рынка, смягчения резких колебаний в развитии рыночной экономики, восстановления общего равновесия.

Теоретики регулируемого рынка отрицают способность рыночной экономики к «самолечению» от таких «болезней», как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, резкое имущественное расслоение общества и т.п. Решение этих проблем должно взять на себя государство, которое действует, в основном, с помощью косвенных (т.е. экономических) методов и рычагов.

Наиболее известная  и признанная во всем мире школа  теоретиков регулируемого капитализма  – «кейнсианство» неразрывно связана  с именем своего основоположника – великого английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Рекомендации самого Кейнса и его последователей получили широкое применение в экономической политике многих западных стран, а представление о том, что государство должно играть в рыночной экономике активную роль, стало практически общепринятым.

Именно государство  устанавливает правила экономического поведения и обеспечения их соблюдение всеми экономическими субъектами. Так, если некое предприятие обанкротилось, государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т.д. Или если предприятие срывает договорные поставки своей продукции потребителям, нанеся им экономический ущерб, то законодательством устанавливается общий порядок определения и возмещения ущерба.

Одной из важнейших  сфер государственного вмешательства  является управление денежной системой. В настоящее время в обращении  находятся не «полноценные» деньги (золотые или серебряные), а символические (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т.д.) Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики: избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию, тогда как недостаток денег в экономике приводит к экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк во всех странах является государственным органом, на который возложена миссия регулирования размеров денежной массы, управления всей банковской системой страны.

Кроме того, государство  контролирует условия выполнения конкуренции. Так, стремясь к максимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и повышает цену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и ценой, которые сложились бы на конкурентном рынке, в результате чего он наносит определенный ущерб обществу. Поэтому на государство ложится обязанность по разработке и применению антимонопольного законодательства.

Но в некоторых  сферах экономической деятельности разделение монополиста на несколько  конкурирующих между собой предприятий  или организаций параллельных фирм, выпускающих такую же продукцию, экономически нецелесообразно. Это  может привести к росту затрат на единице производимой продукции или оказываемых услуг. Например, лишено смысла создание конкурирующих между собой систем электроснабжения или газоснабжения. В таких случаях говорят, что имеет место естественная монополия. С естественными монополиями государство обычно не борется, оно их регулирует путем установления фиксированных цен на их продукцию и услуги.

Таким образом, деятельность государства должна быть направлена на стабилизацию экономических  процессов и обеспечение социальной справедливости.

Оптимальный механизм регулирования – это вечная проблема экономики, так как бесконечно меняются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.

Первый подход получил название «классического»: максимальная эффективность общественного  производства достигается благодаря  предоставлению каждому из его участников неограниченной экономической свободы. Однако практика показала тупиковость «классического» подхода, так как такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы.

Сторонники  противоположного («директивного») подхода  считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой регламентации (что произвести, когда, сколько, для кого и т.д.). Контроль со стороны общества осуществляет его главный институт – государство. Директивная организация производства фактически отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей.

В советской  экономике необходимость вмешательства  государства в экономику была доведена до абсурда. Директивная планомерность  стала определяться как экономическая  модель «государственного социализма»  Практика показала несостоятельность  и этой формы организации общественного производства. Ей присущи еще большие, чем «классической» модели, пороки: хронический дефицит товаров и услуг, разрушающий экономику.

И только современное  постиндустриальное общество доказало практическую возможность оптимального регулирования экономики. Оно состоит в реализации того созидательного потенциала, который имелся в «классической» и «директивной» системах: в новой, «смешанной» системе абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация – ориентирующим регулированием. Это позволило преодолеть неприемлемые крайности и создать «социально-регулируемую рыночную экономику», в которой рынок сохранен, но рынок управляемый.

 

Рис. 1

1.Модель «классической « экономики

2.Модель «государственного социализма»-

3.Модель «социально-регулируемой рыночной экономики»


 

На рисунке 1 представлены три модели подхода к регулированию рынка. В «классической» модели наглядно показано, что в основе экономики - самостоятельность производителей, а взаимодействие между ними есть следствие, вырастающее из данной самостоятельности (поэтому связи между производителями изображены пунктирными стрелками).

Иное устройство изображает модель «государственного социализма». Здесь производители, утрачивая экономическую самостоятельность, становятся уже просто технологическими звеньями производства, лишенными экономических стимулов: цены устанавливаются государством, прибыль отбирается государством, оплата труда определяется государством. Поэтому в модели экономики «государственного социализма» и сам статус предприятия, и связи между ними изображены пунктиром, тогда как сплошные стрелки демонстрируют силу государственного вмешательства в экономику.

«Смешанная  экономика» - модель социально-регулируемой рыночной экономики – сочетает экономическую  самостоятельность производителей с ориентирующим влиянием государства. В отличие от «классической» модели здесь присутствует государство, однако с иным статусом, чем в экономике «государственного социализма». Вот почему его влияние изображается на схеме пунктирными стрелками. Кроме того, эти стрелки обращены к взаимодействию между производителями, к регулированию рыночных процессов, но не посягая на внутрипроизводственную деятельность предприятий.

 

    1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

Функции государства  в смешанной экономике не следует недооценивать. Поскольку в ней существует два сектора – частный и общественный, а следовательно, и два альтернативных друг другу способа регулирования: рыночный и нерыночный.

В первом секторе создаются  частные блага, во втором общественные блага, которые отличаются от частных  тем, что,

- во-первых, являются неделимыми: потребление такого блага одним потребителем не уменьшает его количества и качества для других (например, прослушивание радиопередач одним потребителем);

- во-вторых, они «неисключаемы»: каждый гражданин получает право  потреблять эти блага в зависимости  от того, «заплатил» он за потребление данного блага или нет (пожарная охрана, национальная безопасность, охрана окружающей среды и т.д.)

Отсюда вытекает главная  задача государства: найти пути оптимизации  двух различных механизмов производства и распределения частных и  общественных благ.

Поэтому при рассмотрении государственного регулирования необходимо определить:

    • цель регулирования (для чего регулируется?);
    • объекты регулирования (что регулируется?);
    • средства и методы регулирования (как регулируется?).

Целью государственного регулирования экономики является поддержание нормальной экономической и социальной стабильности в обществе.

Функции государства  – система мер законодательного, исполнительного и контролируещего  характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы в изменяющихся условиях.

Основные функции  государства:

      • обеспечение правовой и социальной среды эффективного функционирования рынка;
  • поддержание рациональных масштабов рыночной конкуренции;
      • перераспределение дохода и богатства;
      • перераспределение ресурсов;
      • контроль за уровнем занятости и инфляции;
      • стимулирование экономического роста;
      • проведение эффективной внешнеэкономической политики.

Достижение  социальной справедливости и экономической эффективности – достаточно противоречивые цели Достижение социальной справедливости и экономической эффективности – достаточно противоречивые цели е только по конечному результату, но и средствам достижения. Поэтому государству постоянно приходится искать оптимальное сочетание этих двух противоречивых устремлений.

Информация о работе Основные методы, инструменты и экономические границы государственного регулирования экономики