Финансы как инструмент регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 11:25, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного регулирования.
Задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного (в частности – финансового) регулирования экономики.
2. Определить предпосылки и условия проведения эффективного государственного финансового регулирования.
3. Проанализировать влияние различных видов, форм и методов финансового регулирования на основные экономические показатели
4. Обосновать структуру финансовых регуляторов социально – экономической сферы и особенности их практического применения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и классификация финансового регулирования экономики……………………... 5
2. Проведение регулирования через систему государственных расходов 12
3. Практическая часть 15
4. Заключение 20
5. Библиографический список…………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Реферат Ваисов.docx

— 59.17 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

      «Южно-Уральский  Государственный Университет»

(национальный исследовательский  университет)

Факультет «Экономика и предпринимательство»

Кафедра «Экономика и экономической безопасности»

 

 

 

«Финансы как инструмент регулирования экономики»

 

РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

 

 

 

Руководитель, к.э.н., доцент 

                                                                                                  Л.В.Ефименко 
                                                                             «___»_____________2015г.

 

 
Автор работы

студент группы ЭиП-221

Р.И.Ваисов

«___»______________2015г.

 

 

 

Челябинск 2015 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое  обеспечение потребностей расширенного  производства. Оно означает покрытие  затрат за счет финансовых  ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

2. Финансовое  регулирование экономических и социальных процессов. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

3. Финансовое  стимулирование эффективного использования  всех видов экономических ресурсов. Оно осуществляется различными  методами:

- через  эффективное вложение финансовых  ресурсов;

- создание  поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.); 
- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); 
- использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Не последнее место в этом механизме занимают финансово-кредитные инструменты.

Цель данной работы – оценить место и роль финансового регулирования экономики и социальной сферы в общей системе государственного регулирования.

Задачи:

1. Дать  понятие и классификацию государственного (в частности – финансового) регулирования  экономики.

2. Определить  предпосылки и условия проведения  эффективного государственного  финансового регулирования.

3. Проанализировать  влияние различных видов, форм  и методов финансового регулирования  на основные экономические показатели

4. Обосновать  структуру финансовых регуляторов  социально – экономической сферы  и особенности их практического  применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ФИНАНСОВОГО) РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование. Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. То есть финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

Исторически возникший вопрос о необходимости вмешательства, финансового регулирования со стороны государства по моему мнению несостоятелен. Ведь всегда существовали и будут существовать те области общественной жизни, эффективное развитие которых в рамках чисто рыночной организации производства принципиально невозможно; либо возможно, но с меньшей эффективностью. Поэтому централизованное вмешательство требуется для:

- обеспечения  общих условий жизнедеятельности  и правовой реализации экономических  решений (безопасности существования  соответствующей национально-территориальной  общности, установления и поддержания  правового режима, направленного  не защиту прав собственности  и свободное развитие личности, на поддержание и развитие  эффективной конкуренции);

- проведения  стабилизационных мероприятий (регулирования  темпов экономического роста, уровня  инфляции и занятости, поощрения  прогрессивных сдвигов в отраслевой  и региональной структуре экономики, поддержания внешнеэкономического  равновесия и курса национальной  валюты);

- осуществления  социально-ориентированного перераспределения  ресурсов (организации производства  нужных обществу благ, которыми  не занимается частный сектор, гарантирования минимального уровня  заработной платы, пенсий, пособий, помощи социально незащищенным  гражданам, осуществления индексации  фиксированных доходов).

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования экономики являются следующие исходные основания:

1. Учет  действия объективных экономических  законов развития общества. Поскольку  процесс финансового регулирования  протекает по субъективно намеченному  направлению финансовой политики  и механизму ее воплощения  в хозяйственную практику, мероприятия  этой политики и механизма  будут тем более действенными  и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены  интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах  и соответствующих им экономических  категориях. А в противном случае  будет проявляться реакция отторжения  форм и методов финансового  механизма в реальной экономической  жизни.

2. Разработка  научно обоснованной стратегической  программы развития общества, выражающей  коренные интересы всех его  членов. Программа определяется  как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные  акты государства и нижестоящих  структур; допускается корректировка  тактического характера по непредвиденным  обстоятельствам.

3. Наличие  демократической системы выражения  взглядов и представляющих их  демократических институтов для  возможности свободного изъявления  интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных  групп. Автократическая форма правления  порождает волюнтаризм решений, неприятие и отторжение их  обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы  государственных структур: при внешней  видимости благополучия общество  обречено на застой, социально-экономическую  отсталость и деградацию.

4. Наличие  в стране отлаженной законодательной  системы, четко и оперативно реагирующей  на отступление от норм и  правил поведения в хозяйственной  деятельности. В более широком  смысле слова законодательная  система должна способствовать  формированию «нравственного климата»  в обществе, влияние которого  выходит за рамки чисто юридической  ответственности за оговоренные  в законодательстве нормы, в том  числе и ответственности за  исполнение решения властными  структурами, то есть предполагается  качество управления, компетентность  и порядок во всей иерархической  структуре управления. Данное положение  невозможно осуществить без действия  предпосылки, сформулированной в  пункте 3.

Пункты 3,4 названных предпосылок представляются, в целом, как наличие «гражданского общества», то есть такого цивилизованного общественного устройства, которое создает для всех членов общества равные возможности для жизнедеятельности, учитывает их интересы и потенциал, обеспечивает одинаковую правовую защиту и ответственность.

Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:

а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

Весь процесс регулирования экономики характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов (Приложение). Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

Типы включают:

·        экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда)

·        административное.

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, лъготирование, авансовые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

Основными методами в валютно-финансовом регулировании являются:

1) валютный  курс;

2) процентные  ставки на денежный капитал;

3) курсы  международных платежных средств  и ценных бумаг;

4) разнообразные  методы страхования от валютных  рисков.

Во внутрихозяйственном виде регулирования применяются методы коммерческого или хозяйственного расчета, нормирования средств, нормативы отчислений в финансовые фонды и их использования.

Элементы системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

Применяемые элементы-регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме; поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных форм и методов как косвенных, так и прямых, имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

В процессах регулирования экономики необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретическом плане.

Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансирование важнейших экономических параметров, таких, как:

1) спроса  и предложения;

2) товарной  и денежной масс;

3) сбережений  и инвестиций;

Информация о работе Финансы как инструмент регулирования экономики