Основные макроэкономические пропорции национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложения.
Объектом изучения является совокупный спрос и совокупное предложение, предметом – основные категории совокупного спроса и совокупного предложения, взаимосвязь этих экономических категорий.

В работе необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность совокупного спроса и факторы, влияющие на него;
- определить сущность совокупного предложения и факторы его определяющие
- рассмотреть такие понятия как ресурсный потенциал национальной экономики; совокупная производственная мощность; макроэкономическое равновесие; рассмотреть основные категории этих понятий;

Оглавление

Введение 3
1. Совокупный спрос. Понятие и сущность. Факторы, определяющие совокупный спрос 5
2. Совокупное предложение. Понятие и сущность. Факторы, определяющие совокупное предложение 11
3. Ресурсный потенциал национальной экономики. Совокупная производственная мощность. Макроэкономическое равновесие 16
3.1. Ресурсный потенциал национальной экономики 16
3.2. Совокупная производственная мощность 19
3.3. Макроэкономическое равновесие 23
4. Основные макроэкономические пропорции национальной экономики 26
Заключение 35
Литература 38

Файлы: 1 файл

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

       

       Побудительными  факторами, заставляющими правительство  воздействовать на макроэкономику, является стремление общества достичь определенных целей. В макроэкономике выделяют четыре основных цели.

       1. Стабильный рост национального  производства с высоким процентом  ежегодного увеличения выпуска  без резких изменений под влиянием  природных, социальных катаклизмов  или вызванных цикличностью производства.

       2. Стабильный уровень цен. При  этом цены устанавливаются на основе свободной рыночной конкуренции и не возрастают очень быстро.

       3. Высокий уровень занятости, когда  каждый ищущий работу находит  ее с соответствующим заработком, что исключает необходимость  принудительного закрепления работников за местом работы.

       4. Поддержание внешнеторгового баланса  означает относительное равновесие  между экспортом и импортом  и стабильный обменный курс  национальной валюты. [7] 
 
 

       4. Основные макроэкономические пропорции национальной экономики 

       Для развития национальной и региональной экономики важно добиться следующих целей.

       1. Стабильных высоких темпов роста  национального объема производства.

       2. Стабильных цен. При этом длительно  неизменные цены замедляют темпы  роста валового национального  продукта, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя. Высокие же цены стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен на практике означает их регулируемый рост в приемлемой для всех участников рыночного взаимодействия динамике обеспечения государством функций адресной социальной защиты.

       3. Высокого уровня занятости. Он  достигается, если общество обеспечивает  работу оптимальному числу работников. Однако это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население. В каждый момент времени есть люди, временно не работающие, например в связи со сменой места работы или места жительства (фрикционная безработица). Кроме того, неизбежна структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от запросов новой техники и технологии.

       4. Поддержания внешнеторгового баланса.  Это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, стабильного обменного курса национальной валюты на валюты других стран.

       Для хозяйственной практики важно деление  национальной экономики на секторы  в соответствии с формами собственности. По этому критерию можно выделить государственный (федеральный, республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный секторы. Мировой опыт показывает, что при становлении рыночных отношений в структуре транзитивной экономики происходит ряд закономерных изменений. Уменьшается доля государственных субъектов хозяйствования при одновременном росте удельного веса предпринимательских структур. Изменяются отношения собственности в результате разгосударствления и приватизации, проявляющихся в росте коллективной и частной собственности, в том числе фермерских хозяйств. В отраслевой структуре снижается удельный вес традиционных отраслей, например сырьевых, обрабатывающих, сельского хозяйства. Значительно растет сфера услуг. Изменения в региональной структуре проявляются в возможностях оптимизации расположения предприятий в районах с наличием соответствующих сырьевых и трудовых ресурсов. В структуре внешней торговли может осуществляться переход от экспорта сырья и энергоносителей к экспорту наукоемкой и высокотехнологической промышленной продукции, что требует проведения эффективной государственной и региональной политики.

       Переход к рыночной экономике невозможен без ее структурной перестройки. Целью этой перестройки является не только установление эффективной структуры экономики, но и прекращение спада производства, достижение макроэкономического равновесия, решение социальных проблем, в конечном итоге – формирование цивилизованных рыночных отношений. Структурная перестройка требует ликвидации убыточных производств, создания новых высокоэффективных рабочих мест, переориентации производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромных вложений финансовых средств, в том числе иностранных инвестиций.

       Важнейшей характеристикой любой национальной экономики являются сложившиеся в ней макроэкономические пропорции. Макроэкономические пропорции, как известно, это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными (региональными) частями национальной экономики. В планово-регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных экономиках складываются на основе соотношений спроса и предложения, а в смешанных формируются рынком совместно с регулирующим воздействием государства.

       Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста (экстенсивного или интенсивного), изменений потребностей экономики, складывающихся экономических условий  развития общественного производства и других факторов.

       Макроэкономические  пропорции образуют систему, в которой  обычно выделяют следующие виды пропорций:

       — общеэкономические — между наиболее крупными сферами национальной экономики (между производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством);

       — межотраслевые — между отраслями  промышленности, сельского хозяйства  и другими отраслями;

       — внутриотраслевые — между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например между выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении;

       — территориальные или общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые  в границах определенной территории;

       — межгосударственные или между отдельными государствами, складывающиеся на основе международного разделения труда.

       Кроме того, пропорции можно классифицировать по форме отображения: натурально-вещественные, стоимостные и распределения  трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов. Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости ВВП – денежной выручкой и доходами в сферах материального и нематериального производства, доходов предприятий, государства и населения, обращения товаров и денег в национальной экономике.

       Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют  соотношения трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, между городом и деревней, отдельными отраслями и регионами. Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и другими факторами.

       Каждая  национальная экономика стремится  к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное и количественное соответствие между структурой общественного производства и структурой общественных потребностей.

       Можно выделить устойчивые тенденции изменения  пропорций, присущие большинству национальных экономик:

       1) повышение технического уровня  производства, проявляющееся в росте  фондовооруженности труда, что  ведет к увеличению объемов  производственных фондов по отношению  к численности работающих;

       2) опережающее развитие электроэнергетики,  машиностроения, химической, приборостроительной и других наукоемких отраслей;

       3) увеличение доли непроизводственной  сферы по сравнению с отраслями  материального производства;

       4) ускоренное развитие обрабатывающей  промышленности по отношению  к добывающей;

       5) расширение участия в международном разделении труда, которое выражается в быстром увеличении внешнеторгового оборота по отношению к росту производства в стране. [6]

       Сбалансированность  национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Полного соответствия между отраслями не бывает, поэтому сбалансированность между отдельными сферами экономики, а также внутри них должна поддерживаться корректировкой пропорций в ходе макроэкономического прогнозирования и планирования.

       На  протяжении десятилетий макроэкономическое планирование зарубежными исследователями  противопоставлялось централизованному  планированию, а рынок – плану. Считалось, что для развитых стран, использующих систему рыночных отношений, присуще макроэкономическое планирование, а для социалистической экономики – централизованное. При этом особая роль централизованного планирования виделась в том, что посредством составления и реализации текущих и перспективных планов в жизнь воплощались приоритеты и решения государственных органов управления и директив правящих партий.

       Возникает вопрос: целесообразно ли в принципе использовать методы стратегического  социально-экономического территориального планирования в условиях современной России?

       Представляется  аксиоматичным, что в современных  политико-экономических условиях территориальным  органам власти и управления в  регионах и муниципальных образованиях страны необходимо четко представлять цели и задачи их перспективного развития, механизмы реализации, без чего невозможны серьезные улучшения в экономической и социальной сферах, а значит, и проведение активной социально-экономической политики на всех уровнях.

       Новые экономические условия в конце  прошлого века заставили научных  и практических работников искать адекватные формы и методы планирования социально-экономического развития территориальных образований, в частности, пытаться, ориентируясь на опыт зарубежных стран, применять инструментарий стратегического планирования. В настоящее время можно констатировать преодоление существенного спада прогнозно-аналитической деятельности в сфере комплексного социально-экономического развития регионов и муниципальных образований страны, обусловленного выдвижением руководителями российских реформ начала 90-х годов ХХ в. положения о несовместимости государственного регулирования и рыночных механизмов. Своевременным явилось принятие ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (июль 1995 г.), который поставил во главу государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по субъектам РФ. Это способствовало активизации исследований в сфере научного обеспечения работ по формированию документов, характеризующих стратегическое развитие муниципальных образований России. [5]

       Вместе  с тем до сих пор в научной  литературе высказывается точка  зрения о нецелесообразности использования методов стратегического территориального социально-экономического планирования. Их применение в практике государственного и регионального управления рассматривается как опасная самонадеянность, которая может привести к консервации отставания. При этом указывается на ограниченные возможности долгосрочного планирования и прогнозирования в условиях угроз и вызовов, связанных с трансформационными процессами, когда они протекают вне национального консенсуса и без государственного контроля.

       Смешение  понятий долгосрочного и стратегического планирования встречается в научных публикациях довольно часто. Между тем долгосрочный план не является стратегическим, если он не учитывает изменений внутренних и внешних факторов, определяющих развитие сложной социально-экономической системы (каковой является, в частности, регион), не содержит комплекса адаптаций, направленных на смягчение отрицательных последствий, обусловленных разного рода вызовами и угрозами.

Информация о работе Основные макроэкономические пропорции национальной экономики