Основные макроэкономические пропорции национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложения.
Объектом изучения является совокупный спрос и совокупное предложение, предметом – основные категории совокупного спроса и совокупного предложения, взаимосвязь этих экономических категорий.

В работе необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность совокупного спроса и факторы, влияющие на него;
- определить сущность совокупного предложения и факторы его определяющие
- рассмотреть такие понятия как ресурсный потенциал национальной экономики; совокупная производственная мощность; макроэкономическое равновесие; рассмотреть основные категории этих понятий;

Оглавление

Введение 3
1. Совокупный спрос. Понятие и сущность. Факторы, определяющие совокупный спрос 5
2. Совокупное предложение. Понятие и сущность. Факторы, определяющие совокупное предложение 11
3. Ресурсный потенциал национальной экономики. Совокупная производственная мощность. Макроэкономическое равновесие 16
3.1. Ресурсный потенциал национальной экономики 16
3.2. Совокупная производственная мощность 19
3.3. Макроэкономическое равновесие 23
4. Основные макроэкономические пропорции национальной экономики 26
Заключение 35
Литература 38

Файлы: 1 файл

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

       Быстрая смена приоритетов, присущая темпам развития постиндустриальных обществ, не означает отрицания возможности использования инструментария стратегического территориального социально-экономического планирования. Другое дело, что нужно совершенствовать методы прогнозирования развития инновационных процессов, чтобы предусмотреть появление новшеств, способных существенным образом изменить наши представления о направлениях и приоритетах социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований. Кроме того, условия ограниченности ресурсов, что свойственно не только бедным, но и богатым странам, заставляют власть концентрировать ресурсы на обоснованных приоритетных направлениях развития.

       Как представляется, не следует отказываться от государственной и муниципальной  поддержки приоритетов развития только потому, что такие приоритеты отражают интересы самых различных субъектов управления и хозяйствования. Наоборот, надо выявлять такие интересы и искать возможности достижения их баланса. Не нужны абстрактные «высокие темпы экономического роста», ибо обществу необходима прежде всего экономика, способная решать проблемы обеспечения качества жизни населения. Соответственно, цели структурных трансформаций и развития экономики будут иметь обеспечивающий, вторичный характер по отношению к целям социального развития.

       Попытаемся  теперь уточнить, о каком развитии регионов следует вести речь. Наиболее часто высказываются соображения, что развитие должно быть устойчивым, реже — комплексным, стабильным, сбалансированным, безопасным, эффективным. В самом  общем виде развитие любого объекта — это особый вид изменений, характеризующийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. Исходя из этого, А.Л. Гапоненко определяет развитие региона как комплексный процесс изменения его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящих к их качественным преобразованиям и, в конечном счете, к изменениям условий жизни человека. По его мнению, развитие региона должно идти в направлении общественного прогресса, который проявляется в увеличении общественного богатства, то есть всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, гармоническом развитии на этой основе самого человека, природы, производства, общества и государства.

       Рассматривая  данное определение как рабочее, попытаемся определить, можем ли мы говорить в настоящее время о  гармоничном, сбалансированном развитии региона, можно ли в принципе его  обеспечить? Думаю, это идеальный  вариант, хотя к нему следует стремиться. Дело в том, что достигнуть идеальной сбалансированности развивающейся, сложной социально-экономической системы нереально вследствие ограниченности ресурсов и действия объективных закономерностей поляризованного развития экономики. Разрабатывая перспективы стратегического развития региона, мы стремимся устранить сложившиеся и прогнозируемые диспропорции разного вида, однако вынуждены назначать приоритеты развития, чем инициируем появление новых диспропорций и противоречий.

       К развитию региона можно предъявлять целый комплекс. Некоторые исследователи предпочитают говорить о развитии «местного сообщества». «Местное сообщество», конечно, ключевой элемент, но не отражает специфики развития региона, не охватывает сферу территории как места проживания местного сообщества, среду его обитания. В то же время сфера территории региона с ее ресурсами и пространственными, экономическими, экологическими процессами составляет существенный блок объекта социально-экономического планирования. По-видимому, можно говорить об общем требовании обеспечения комплексного социально-экономического развития региона, причем под ним предлагается понимать сбалансированное, безопасное и эффективное развитие, обеспечивающее достижение намеченных целей социального, экологического и экономического характера.

       В сложившихся условиях актуальность приобретает проблема научно-методического  обеспечения процессов стратегического  управления и планирования на региональном уровне. Пока не сложилось общепринятого  представления о сущности стратегического планирования комплексного социально-экономического развития региона, об основных терминологических характеристиках элементов, составляющих в совокупности систему стратегического планирования развития региона. [8]

       В сфере стратегического планирования развития регионов России много нерешенных проблем. К сожалению, практически не делается серьезных попыток поставить процесс стратегического территориального социально-экономического планирования на научную основу, связать его со стратегическим финансовым планированием, вписать в систему стратегического территориального управления экономики РФ.

       Современный подход к стратегическому территориальному социально-экономическому планированию должен опираться на имеющиеся традиции долгосрочного территориального планирования, модернизированные применением передовых технологий. С моей точки зрения, стратегическое планирование комплексного социально-экономического развития региона представляет вид управленческой деятельности, состоящий в разработке таких целей развития на стратегическую перспективу и определении механизмов их достижения, реализация которых призвана обеспечить его эффективное функционирование в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды с целью достижения сбалансированности национальных интересов и интересов местного сообщества. Решение задачи интеграции стратегического социально-экономического и финансового планирования — залог успешной реализации принимаемых стратегических решений. [4] 
 

       Заключение 

       Резюмируя данную работу, можно сделать следующие  выводы:

       Совокупный спрос есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны. Субъекты совокупного спроса:

       - население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения (С);

       - компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары (I);

       - государство, осуществляющее различные закупки, делающее госзаказ (G);

       - иностранные покупатели товаров, которые данная страна поставляет на экспорт (е).

       Анализ  содержания совокупного спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. К ценовым факторам совокупного спроса относится средненациональный уровень цен на товары как объект спроса. Неценовые факторы совокупного спроса: общий уровень потребностей в обществе, поскольку в основе спроса лежат потребности; численность субъектов, предъявляющих спрос, в том числе число семей, имеющих личное подсобное хозяйство; степень открытости национальной экономики, позволяющая быть субъектами совокупного спроса иностранцам; уровень доходов субъектов экономики, степень развитости кредитных отношений, поскольку спрос может быть предъявлен и за счет взятых ссуд; экономическая конъюнктура – возникновение кризисной ситуации в экономике уменьшает совокупный спрос; ожидания субъектов экономики, в том числе потребительские ожидания; уровень государственных расходов, а также налоговая политика государства; склонность субъектов экономики (населения) к сбережению и, соответственно, к потреблению.

       Совокупное  предложение - это объем товаров  и услуг, производимых в экономике  в целом в данном году и предложенных предприятиями на рынке населению, государству и друг другу при  данном уровне цен.

       Изменение уровня цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного предложения. Существуют и другие так называемые неценовые факторы совокупного предложения. При изменении этих факторов также изменяются издержки производства.

       К важнейшим неценовым фактором совокупного  предложения относятся: изменение цен на ресурсы; изменение производительности; изменение правовых норм.

       Совокупный  экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность  отраслей национальной экономики производить  определенные блага, отличающиеся качественными  и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

       Совокупная  производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда. Производственная мощность зависит от ряда факторов. Важнейшие из них следующие: количество и производительность оборудования; качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа; степень прогрессивности техники и технологии производства; качество сырья, материалов, своевременность их поставок; уровень специализации предприятия; уровень организации производства и труда; фонд времени работы оборудования.

       Макроэкономическое  равновесие - это состояние в экономике, когда совокупный спрос равен  совокупному предложению. Макроэкономическое равновесие является таким состоянием, которое одновременно устраивает и потребителей и производителей. То есть их устраивает уровень цен в экономике, и они не собираются менять свои планы в отношении покупок и продаж. Макроэкономическое равновесие в реальной экономике определяется по двум индикаторам: инфляции и безработице. В условиях равновесия темпы инфляции минимальны и наблюдается только естественный уровень безработицы.

       Макроэкономические  пропорции, как известно, это количественные соотношения между различными подразделениями  и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными (региональными) частями национальной экономики. В планово-регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных экономиках складываются на основе соотношений спроса и предложения, а в смешанных формируются рынком совместно с регулирующим воздействием государства.

       Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста (экстенсивного или интенсивного), изменений потребностей экономики, складывающихся экономических условий развития общественного производства и других факторов.

       Макроэкономические  пропорции образуют систему, в которой  обычно выделяют следующие виды пропорций: общеэкономические - между наиболее крупными сферами национальной экономики (между производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством); межотраслевые - между отраслями промышленности, сельского хозяйства и другими отраслями; внутриотраслевые - между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например между выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении; территориальные или общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории; межгосударственные или между отдельными государствами, складывающиеся на основе международного разделения труда. 
 
 
 

       Литература 

       
  1. Экономика предприятия [Текст]: / Под ред. В.Я. Хрипача. – Минск, 1997.
  2. Петрович И.М. [Текст]: Атаманчук Р.П. Производственная мощность и экономика предприятия. – М., 2006
  3. Зайцев Н.Л. [Текст]: Экономика промышленного предприятия: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2008
  4. Экономика предприятия [Текст]: Учебник для экономических вузов. Под ред. Руденко А.И. – Минск, 2006
  5. Гневко М.В. [Текст]: Цели муниципальной научно-инновационной политики: сущность, алгоритм формирования // Проблемы стратегического управления развитием муниципальных образований: Сб. науч. трудов. — СПб.: ИРЭ РАН; ИУиЭ, 2005.
  6. Кузнецова О. [Текст]: Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов. // Вопросы экономики. – 2002. — № 4.
  7. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. [Текст]: М.: «Экономика», 2002.
  8. Государственное регулирование рыночной экономики [Текст]: учебное пособие. — М.: Дело, 2007.

Информация о работе Основные макроэкономические пропорции национальной экономики