Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложения.
Объектом изучения является совокупный спрос и совокупное предложение, предметом – основные категории совокупного спроса и совокупного предложения, взаимосвязь этих экономических категорий.
В работе необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность совокупного спроса и факторы, влияющие на него;
- определить сущность совокупного предложения и факторы его определяющие
- рассмотреть такие понятия как ресурсный потенциал национальной экономики; совокупная производственная мощность; макроэкономическое равновесие; рассмотреть основные категории этих понятий;
Введение 3
1. Совокупный спрос. Понятие и сущность. Факторы, определяющие совокупный спрос 5
2. Совокупное предложение. Понятие и сущность. Факторы, определяющие совокупное предложение 11
3. Ресурсный потенциал национальной экономики. Совокупная производственная мощность. Макроэкономическое равновесие 16
3.1. Ресурсный потенциал национальной экономики 16
3.2. Совокупная производственная мощность 19
3.3. Макроэкономическое равновесие 23
4. Основные макроэкономические пропорции национальной экономики 26
Заключение 35
Литература 38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа.
Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории.
Макроэкономический анализ рыночной экономики - сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.
Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики.
Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.
Целью данной работы является изучение совокупного спроса и совокупного предложения.
Объектом
изучения является совокупный спрос и
совокупное предложение, предметом –
основные категории совокупного спроса
и совокупного предложения, взаимосвязь
этих экономических категорий.
В работе необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность совокупного спроса и факторы, влияющие на него;
- определить сущность совокупного предложения и факторы его определяющие
- рассмотреть такие понятия как ресурсный потенциал национальной экономики; совокупная производственная мощность; макроэкономическое равновесие; рассмотреть основные категории этих понятий;
-
представить основные макроэкономические
пропорции национальной экономики.
Понятие «совокупный» в макроэкономике встречается довольно часто. Мы уже говорили о совокупном общественном продукте, совокупном капитале, совокупной рабочей силе, обращая внимание на то, что в этом понятии проявляется не простая сумма товаров, капиталов и т.д., а их взаимосвязанное, системное единство. Подобное единство следует видеть и в совокупном спросе и в совокупном предложении. Под совокупным спросом понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях.
Иными словами, совокупный спрос есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны. Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей. Уже известная нам формула Фишера
MV = PQ,
где М – денежная масса страны,
V – скорость оборота денег,
Р – средний уровень цен товаров,
Q – товарная масса, находящаяся на рынках страны позволяет через произведение MV обозначить совокупный спрос, а через второе произведение PQ – валовой национальный продукт.
Тем не менее, между ВНП и совокупным спросом есть различия.
Во-первых, мы знаем, что величина ВНП определяется за год, тогда как совокупный спрос может быть определен на данный момент (сегодня), за неделю, месяц, то есть за какой-то период.
Во-вторых, ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить, но которых может и не быть в наличии.
В-третьих, есть различия по субъектам. ВНП, как мы отмечали, производится компаниями данной страны. Субъекты совокупного спроса иные. Перечислим их.
1.
Население данной страны, предъявляющее
спрос на товары
2. Компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары (I).
3.
Государство, осуществляющее
4.
Иностранные покупатели
Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу, напоминающую формулу ВНП:
AD = C + I + G + e .
Однако формула указывает на возможность количественного несовпадения совокупного спроса и ВНП по всем их составляющим. Так, последний элемент совокупного спроса е обозначает не чистый экспорт, а весь экспорт.
Более того, сумма C + I + G в формуле совокупного спроса может не совпадать с подобной суммой в формуле ВНП, так как спрос со стороны населения, компаний и государства может частично удовлетворяться за счет импорта. Впрочем, если сбалансировать подобный импорт с экспортом, то в этом случае е будет выражать чистый экспорт.
Анализ содержания совокупного спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку.
К ценовым факторам совокупного спроса относится средненациональный уровень цен на товары как объект спроса. Воздействие данного фактора на совокупный спрос иллюстрируется с помощью кривой спроса (рисунок 1). На вертикальной оси представленного рисунка откладывается средненациональный уровень цен, на горизонтальной – реальный объем товаров, которые покупатели готовы приобрести при любом из возможных уровне цен. С помощью кривой AD хорошо показана обратная зависимость спроса от цен. Эта зависимость обусловлена рядом экономических эффектов.
Рисунок 1. Кривая спроса
Теперь рассмотрим неценовые факторы совокупного спроса.
1. Общий уровень потребностей в обществе, поскольку в основе спроса лежат потребности.
2. Численность субъектов, предъявляющих спрос, в том числе число семей, имеющих личное подсобное хозяйство. Очевидно, что наличие семей, ведущих натуральное хозяйство, уменьшает совокупный спрос, который предъявляется на рынках страны.
3. Степень открытости национальной экономики, позволяющая быть субъектами совокупного спроса иностранцам. В этом случае важным фактором спроса становится конкурентоспособность товаров, могущих быть объектом экспорта.
Предельная склонность к сбережению (MPS) характеризует долю прироста дохода (Y), идущую на сбережение, означая прирост сбережения (S):
Если, к примеру, доход субъектов экономики возрос на 100 ед., из них 75 ед.составили расходы, а 25 ед. сберегается, то предельная склонность к сбережению (MPS) составит 1/4. При этой склонности к сбережению совокупный спрос в результате роста доходов на 100 ед. возрастет на 400 ед. в соответствии с мультипликатором, равным 4. Мультипликатор совокупного спроса (М) определяется путем отношения единицы, за которую взят весь прирост дохода, к доле сберегаемой части этого дохода – 1/4:
Мультипликационный эффект здесь проявляется потому, что часть прироста дохода, предназначенная на потребление (75 ед.), расходуясь одними лицами (покупателями), превращается в доходы других лиц (продавцов), которые, в свою очередь, с учетом той же склонности к сбережению полученную сумму делят на сбережения и расходы. Последние становятся доходами других продавцов и также делятся на сбережения и расходы и т.д. до последней денежной единицы.
Сумма
совокупных расходов составит 400, обусловливая
соответствующий прирост
Мультипликационный эффект возникает при изменении в потребительских расходах, государственных закупках, инвестициях, чистом экспорте, действуя как в сторону увеличения совокупного спроса, так и в сторону сокращения и тем самым усиливая колебания совокупного спроса и всей экономики. В этой связи, например, можно говорить о действии налогового мультипликатора, проявляющегося через влияние налогов на доходы и расходы субъектов экономики. Здесь налог предстает как форма принудительного сбережения.
Кроме того, склонность к сбережению может быть дополнена склонностью к импорту, определяемой долей дохода, направляемой на приобретение импортных товаров.
Очевидно, что высокая доля уменьшает совокупный спрос на отечественные товары. Доля прироста дохода, предназначенная для покупки импортных товаров, характеризует предельную склонность к импорту.
Вместе с предельной склонностью к сбережению, отражающей и налоговые изъятия, она составляет сложный мультипликатор. Если, например, вместе с налогом сберегается 1/4 часть дохода и на импорт предназначена 1/4 часть прироста того же дохода, то сложный мультипликатор составит 2:
В
завершение нашего анализа неценовых
факторов спроса добавим, что графически
их действие иллюстрируется путем смещения
кривой совокупного спроса вправо или
влево от ее исходного положения.
Информация о работе Основные макроэкономические пропорции национальной экономики