Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:44, реферат
Слово инфраструктура обозначает внутреннее строение экономической системы. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова
Факультет: Педагогика и психология
Реферат
на тему:
Основные элементы инфраструктуры рынка и их характеристика
г. Талдыкорган 2012 г.
Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка.
Слово инфраструктура обозначает внутреннее строение экономической системы. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Блочный состав рыночной инфраструктуры представлен на рис. 1.1,а развернутая характеристика составных элементов инфраструктуры товарного рынка-на рис. 1.2.
Рис.1.1.Классификация инфраструктуры рынка по укрупненным блокам
Посредничество на биржах:
-товарных -фондовых -валютных -сырьевых -фрахтовых Посредничество через систему торговых домов: -универса-льные -специали-зированные | Посредничество небиржевое:
-ярмарки -выставки-продажи -коммерческо-выставочные комплексы -аукционы -конкурсы -тендеры -торговые палаты и др. объединения в сфере бизнеса
| Социальные институты и управленческие образования: -государстве-нные и негосударственные центры занятости -биржи труда -система подготовки переподготовки кадров -обществен-ные,общественно- -структуры управления хозяйством и локальными образованиями -профессио-нальные союзы трудящихся | Кредитно-финансовая инфраструктура:
-кредитная система и коммерческие банки -эмиссион-ная система и эмиссионные банки | Коммуникационная инфраструктура:
-связь -транспорт всех видов -рекламные агентства -информа-ционные агентства и средства массовой информации -аудиторс-кие фирмы -консалтин-говые компании -зоны свободного предпринимательства -коммерчес-кие центры
| Налоговая и таможенная инфраструктура:
-налоговая система и налоговые институты -таможен-ная система и ее инфраструктура |
Рис.1.2.Важнейшие элементы инфраструктуры, обеспечивающие устойчивость производственно-хозяйственных единиц национальной экономики.
Основными функциями инфраструктуры являются:
1)Обеспечение тех или иных видов человеческой деятельности на определенной территории.
2)Создание условий для работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона и для размещения в нем рабочего населения.
3)Подготовка общих условий для функционирования всего общего капитала.
4)Формирование условий материального производства и потребления.
5)Перераспределение ресурсов между отраслями и внутри отраслей.
Все многообразие функций по обслуживанию рынка осуществляется следующими институтами инфраструктуры:
1.В области биржевого посредничества: биржи товарные, фондовые, валютные, сырьевые.
Товарная биржа – это организация оптового рынка, на котором торговля осуществляется по установленным биржей правилам в форме гласных публичных торгов, которые проводятся в определенном месте в определенное время.
Отличительные черты биржи:
1) Биржа является особым видом рынка, где производится торговля товарами,
которые могут отсутствовать на бирже и даже не могут быть в собственности
владельца.
2) Биржа выступает как организованный рынок, на котором определенные ор-
ганы управления выполняют функцию поддерживающие порядок на бирже.
3) Цель биржевой торговли состоит не только в торговле товарами, но и в установлении цен.
Существуют следующие виды товарных бирж:
1.По номенклатуре реализации продукции (специализированные и универсаль-
ные).
2.По степени участия посетителей в бирже (открытые и закрытые).
3.По характеру биржевых операций (реального товара и фьючерсные).
Основными задачами биржи являются создание, форматирование цен; представление участникам торгов соответствующей информации по продукции.
Фондовая биржа – это организованный и регулярно функционирующий рынок по купли, продаже ценных бумаг. Важнейшая цель фондовой биржи – обеспечивать быструю и эффективную куплю-продажу и перепродажу акций, облигаций и других ценных бумаг, а для их владельцев возможность обмена на деньги и обратно. Биржа представляет собой хозяйствующий субъект, который предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные услуги, накладывает ограничение на торговлю ценными бумагами. Участниками фондовой биржи являются продавцы, покупатели, посредники (финансовый брокер или маклер). По характеру организации различаются два типа бирж:
1)Частно - правовые (англо – американский тип) – вход только для лиц входящих в биржевую корпорацию.
2)Публично–правовые (континентально – европейский вид)– доступ на них открыт любому желающему на основе разового билета.
Доходы биржи складываются из следующих источников: налог на сделку, который берется за каждый заказ исполнителей в торговом зале; плата компании за включение их акций в биржевой котировочный список; вступительные взносы новых членов биржи.
В структуру биржи входят ряд подразделений в виде комиссий, выполняющие определенные функции в организации биржевого процесса. Торг осуществляет биржевой маклер, объявляющий о продаже товаров, на основании торга заключаются определенные сделки. Место, где непосредственно происходят торги и заключаются сделки, называется биржевым кольцом.
Валютная биржа– организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок, на котором происходит торговля крупными партиями валют. Покупателями и продавцами являются преимущественно банки, которые совершают сделки за свой счет или по поручениям своих клиентов. Биржи валютные традиционно не имеют самостоятельного места функционирования и действуют обычно либо при биржах товарных, либо при биржах фондовых. Наиболее известные биржи валютные имеются, в ФРГ, Франции, Японии, некоторых скандинавских странах. На биржах валютных производится официальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение делового дня; зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями в качестве справочных при заключении контракта.
2.В области внебиржевого посредничества: ярмарки, выставки-продажи, коммерческо-выставочные комплексы, аукционы и другие объединения.
Торговые выставки-ярмарки - один из наилучших инструментов продвижения многих товаров, на которой производители демонстрируют свои изделия потенциальным покупателям. Большинство посетителей таких выставок являются наиболее вероятными покупателями. Еще одно преимущество: выставки-ярмарки дают возможность производителям продемонстрировать свои товары и
рассказать об их достоинствах, а также собрать информацию о потенциальных покупателях.
3.Социальные институты: центры занятости, биржи труда, система подготовка и переподготовки кадров, профессиональные союзы трудящихся, кадровые службы субъектов хозяйствования, миграционные центры, кадровые и консалтинговые агентства.
Биржа труда – организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Каждому предприятию необходимо знать, достаточно ли работников, обладающих требуемой квалификацией. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общество и т.п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе; филантропические; общественные и государственные. Биржи труда кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в стране. В компетенцию биржи труда входит также профессиональная ориентация молодежи. Важное место занимает организация переобучение и трудоустройство инвалидов. В период экономического спада безработица становится одной из главных социальных проблем. В США наиболее тяжелая ситуация в прошедшем столетии сложилась во времена Великой депрессии 30-х годов, когда безработица охватила 25% рабочей силы. Тогда не существовало нынешней системы пособий по безработице, поэтому большинство безработных и их семей голодали. С тех пор Соединенным Штатам удается поддерживать высокий уровень занятости, в значительной степени благодаря мероприятиям налоговой политики. В последние полвека, если предпринимательская активность падает и большое число людей теряет работу, избиратели побуждают правительство выпускать займы и тратить средства на поддержку бизнеса и трудоустройству безработных. Несмотря на то, что налоговая политика доказала свою эффективность, ситуация, сложившаяся в экономике в 90-х годах в США, затрудняет воздействие на экономический цикл. В 1995 государство тратило гораздо больше, чем получало. Одна из проблем состоит в том, что государственные займы конкурируют с коммерческими и частными займами. Страна располагает лишь некоторым ограниченным объемом денежных средств; и если государство, фирмы и потребители одновременно пытаются брать деньги из одного и того же “кошелька”, то кому-нибудь обязательно не достанется. А когда государство “вытесняет” предпринимателей и потребителей с кредитного рынка, экономика страдает от сокращения, как капитальных вложений, так и потребительских расходов. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на величине ВНП (или ВВП). Таким образом, вместо того, чтобы стимулировать экономический подъем, увеличение государственных расходов в действительности может иметь обратный эффект.1
4.Кредитно-финансовая инфраструктура: коммерческие банки, кредитная система, эмиссионная система, казначейство.
5.Коммуникационная инфраструктура: связь, транспорт всех видов, рекламные агентства, информационные агентства и СМИ, аудиторские и консалтинговые компании.
К услугам рекламных агентств прибегают даже фирмы, имеющие сильные собственные рекламные отделы. В агентствах работают творческие и технические специалисты, которые зачастую в состоянии выполнять рекламные функции лучше и эффективней, чем штатные сотрудники фирмы. Оплата услуг агентств происходит за счет комиссионных скидок, получаемых ими от средств рекламы, и поэтому они обходятся фирмам недорого. А поскольку фирма может в любой момент разорвать контракт, у агентства есть мощный стимул работать эффективно. Обычно основу рекламного агентства составляют четыре отдела: творческий отдел, занимающийся разработкой и производством объявлений; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств рекламы и размещения объявлений; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, и коммерческий отдел, занимающийся коммерческой стороной деятельности агентства. Работой над заказами каждого отдельного клиента руководит ответственный исполнитель, а сотрудникам специализированных отделов поручается обслуживание заказов одного или нескольких клиентов. Нередко агентства привлекают к себе новых клиентов благодаря своей
репутации или своей величине.
Аудит- это процесс, посредством которого, компетентный и независимый работник накапливает информацию, чтобы выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Существуют следующие типы аудита и аудиторов:
1.Операционный аудит. Цель-определить действует ли вычислительный центр так эффективно, как следует.
2.Аудит на соответствие. Цель-определить удовлетворяется ли требование определенного соотношения (финансового) в кредитном договоре.
3.Аудит в финансовой отчетности - ежегодный аудит финансовой отчетности фирмы.
Аудиторские фирмы предоставляют услуги трех категорий:
2)Налоговые услуги. Аудиторские фирмы подготавливают налоговые декларации для клиентов. Кроме того, аудиторские фирмы оказывают услуги по консультации налогообложения.
4)бухгалтерские услуги.
Консалтинговые компании. Существует 3 формы консультирования:
- В режиме проектирования, когда консультант самостоятельно или совместно с заказчиком разработает конкретный проект.
- В режиме обучения, при котором консультант проводит специальное обучение руководителей и специалистов предприятия к освоению нововведений.
- В режиме управления, когда консультант работает вместе с руководителем и помогает ему принимать конкретные решения.
Типы консалтинговых предприятий представляют:
1) Крупные многофункциональные организации (от нескольких сотен специалистов до более тысячи)
2) Мелкие и средние организации (500-100 специалистов осуществляют общее консультирование и специальное).
3) Организации, оказывающие специальные технические услуги.
Инфраструктура рынка состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет свою функцию. Роль одних элементов невелика (скажем, аудиторские компании и рекламные агентства не могут серьезно повлиять на рыночную ситуацию в целом; биржи со старыми функциями уходят в прошлое, им на смену приходят новые операции), но другие элементы такие, как кредитно-финансовая система и налоги, остаются мощными факторами воздействия на рыночную экономику.
Перечисленные инфраструктурные элементы являются частью рыночной экономики. Эффективное функционирование рынка невозможно без существования этих институтов. Каждый из них отвечает за оптимальное взаимодействие отдельных сфер рынка. Они отражают реальные экономические тенденции, существующие на рынке. Обеспечивают процесс производства, распределения и потребления продукции.
Список литературы:
1. Wikipedia.org
2. dic.academic.ru
Информация о работе Основные элементы инфраструктуры рынка и их характеристика