Основные характеристики конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Файлы: 1 файл

экономика россии. конкурентоспособность..docx

— 24.82 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика России»

 

на тему «Основные характеристики конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Гурченкова О. А.

Проверила преподаватель

Стеблева Т. В.

 

 

Арсеньевский городской  округ

2012 г.

Конкурентоспособность Российской продукции

на мировом  рынке

Проблема качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность –  концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать  и сбывать товары и услуги.

Фактор конкуренции носит  принудительный характер, заставляя  производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские  свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности  товара (услуги). Однако рыночные перспективы  товаров связаны не только с качеством  и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут  быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень  обслуживания.1

И все же, как ни важны  внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем  виде Конкурентоспособность продукции = Качество + Цена + Обслуживание

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное  соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности  являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться  как сложный самостоятельный  объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного  персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.2

Повышение качества продукции  имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики  в целом. Выпуск качественных изделий  способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту  престижа фирмы. Потребление продукции  улучшенного качества и большей  потребительской стоимости уменьшает  удельные издержки пользователей и  обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика  от высококачественной продукции имеет  ряд преимуществ: увеличение экспортного  потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе.

Движущей силой конкуренции  является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного  товара. Таким образом, обеспечение  конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более  того, важной составной частью конкурентоспособности  товара является уровень затрат потребителя  за время эксплуатации.

Приступая к анализу факторов конкурентоспособоности продукции, необходимо определиться с понятием «фактор».

Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий, это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.

В настоящее время существует большое количество классификаций  факторов конкурентоспособности продукции.

Внешние факторы:

  1. Уровень конкурентоспособности страны.
  2. Уровень конкурентоспособности отрасли.
  3. Уровень конкурентоспособности региона
  4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар - с увеличением этих 4 показателей улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара:
  5. Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) - увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара;
  6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов - интенсивность конкуренции повышает конкурентоспособность товара;
  7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей;
  8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
  9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
  10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).

Внутренние факторы:

  1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
  2. Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
  3. Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
  4. Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  6. Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
  7. Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

 

 В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

 


Информация о работе Основные характеристики конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке