Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:15, реферат
Экономическая наука как таковая в то время не существовала. Само слово экономика произошло от греческого слова «Ойкос» - «дом». Поэтому правомерно утверждать, что изначально экономическая наука вышла из домоведения и искать экономическую проблематику в социально-политических произведениях античных философов.
Введение...............................................................................................3
1. Экономическая мысль Древней Греции .......................................3
1.1. Условия формирования экономических взглядов
древнегреческих мыслителей............................................................3
1.2. Социально- экономические воззрения Платона........................4
1.3. Экономическая мысль Аристотеля.............................................7
2.Экономическая мысль Древнего Рима...........................................9
2.1.Экономические воззрения Катона Старшего………………….9
2.2.Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона…………10
2.3.Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла…………...11
2.4.Труды Гая Плиния Старшего……………………………………12
2.5.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе.
а) Марк Туллия Цицерон…………………………...........………13
b) Луций Анней Сенека ………………………….…......……......15
2.6. Экономическая политика римских императоров.
a) Октавиан Август………………………………………..15
b) Диоклетиан ……………………………....……………...16
c) Константин………………………………...……………16
2.7. Экономические идеи первоначального христианства…….......17
Заключение........................................................
автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
евразийский
открытый институт
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«История
экономических учений»
на
тему «Основная
проблематика экономической
мысли Античности»
Выполнил:
Проверил:
МОСКВА 2011
Содержание
Введение......................
1. Экономическая
мысль Древней Греции ..............................
1.1. Условия формирования экономических взглядов
древнегреческих
мыслителей....................
1.2. Социально- экономические
воззрения Платона.............
1.3. Экономическая
мысль Аристотеля..............
2.Экономическая мысль
Древнего Рима.................
2.1.Экономические
воззрения Катона Старшего……………
2.2.Экономические
воззрения Марка Тёренция
2.3.Экономическая
мысль Юния Модерата Колумелла…
2.4.Труды Гая Плиния Старшего……………………………………12
2.5.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе.
а) Марк Туллия Цицерон…………………………...........……
b) Луций Анней Сенека ………………………….…......……......15
2.6. Экономическая политика римских императоров.
a) Октавиан Август………………………………………..15
b) Диоклетиан ……………………………....……………...16
c) Константин………………………………...……………
2.7. Экономические идеи первоначального христианства…….......17
Заключение....................
Введение
Когда мы говорим
об экономической мысли
Экономическая наука
как таковая в то время не существовала.
Само слово экономика произошло
от греческого слова «Ойкос» - «дом».
Поэтому правомерно утверждать, что
изначально экономическая наука
вышла из домоведения и искать
экономическую проблематику в социально-политических
произведениях античных философов.
I Экономическая мысль Древней Греции
1.1. Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей.
Природные условия
в Древней Греции отличаются от природных
условий древневосточных стран
тем, что здесь для нормального
занятия земледелием нет
Социальная структура
полисов предполагала существование
трех основных классов: класса рабовладельцев,
свободных мелких производителей и
рабов самых разных категорий. Одной
из важнейших особенностей социальной
структуры в греческих полисах
было существование такой социальной
категории, как гражданский коллектив,
т.е. совокупность полноправных
граждан данного полиса. К гражданам
полиса принадлежали коренные жители,
проживающие в данной местности
несколько поколений, владеющие
наследственным земельным участком,
принимающие участие в
Владение земельным
участком рассматривалось как
В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.
Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.
Для первого типа полиса (аграрного) — было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.
Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах первого типа.
Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н.э.
В целом сельское
хозяйство Греции V - IV вв. до н.э. имело
следующие особенности: многоотраслевой
характер, преобладание трудоемких интенсивных
культур (виноградарство, маслиноводство),
внедрение рабского труда как
основы земледелия, товарная направленность
рабовладельческого поместья как нового
типа организации
Следует отметить, что
описанная структура крупного афинского
землевладения должна была переживать
серьезный внутренний кризис по мере
того, как укреплялось правовое и
имущественное положение
Экономическая система,
сложившаяся в торгово-
Система классического
рабства сформировалась в более
или менее законченном виде в
развитых торгово-ремесленных полисах
(Афины), в то время как в аграрных
полисах (Спарта) социально-классовая
структура отличалась целым рядом
особенностей. Наиболее ярким примером
является афинское общество, характеристика
которого позволяет показать особенности
социально-классовой структуры
Таким образом, экономические
взгляды Платона и Аристотеля
формировались в условиях кризиса
рабовладельческого полиса, обострения
борьбы между аристократией, между
богатыми и бедными, между рабами
и рабовладельцами, между демократической
Афиной и олигархической Спартой. Это,
конечно, сильно отражалось в работах
древнегреческих философов.
1.2. Социально- экономические воззрения Платона
ПЛАТОН (428\27 — 347 гг. до н.э.) — античный философ, основатель философской школы, получившей имя Академия, а также платонизма как философского, философско-религиозного и культурного течения.
Ключевое место
концепции Платона занимает учение
об идеальном государстве. Модель такого
исправленного и улучшенного
человеческого общества он строит в
своем огромном сочинении «Государство».
В этом произведении десять частей,
или книг, множество действующих
лиц. Главное лицо сочинения –
Сократ. Рядом с ним родные братья
Платона – Адимант и Главкон,
к которым постоянно
Идеальное государство
– то, которое удовлетворяет
Есть люди, которые
от природы наделены разумом, высокой
нравственностью, благоразумием, чувством
справедливости. Это философы, которые
должны управлять государством, создавать
законы, править на основе данного
им глубокого понимания
Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.
Третьи лишены всех этих качеств – они должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главный принцип устройства идеального государства – разделение труда, т.е. каждый должен заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она обслуживает разделение труда внутри города и между городами.
Философы и воины
не имеют никакой частной
Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего начальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войны существует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людей много общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам могут добиться того, чего невозможно сделать, живя, как заблагорассудится и, занимаясь не своим делом. Так почему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали?
Такой жизнь была
в Спарте, которая иногда служила
Платону как образец для
Информация о работе Основная проблематика экономической мысли Античности