Основная проблематика экономической мысли Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:15, реферат

Краткое описание

Экономическая наука как таковая в то время не существовала. Само слово экономика произошло от греческого слова «Ойкос» - «дом». Поэтому правомерно утверждать, что изначально экономическая наука вышла из домоведения и искать экономическую проблематику в социально-политических произведениях античных философов.

Оглавление

Введение...............................................................................................3
1. Экономическая мысль Древней Греции .......................................3
1.1. Условия формирования экономических взглядов
древнегреческих мыслителей............................................................3
1.2. Социально- экономические воззрения Платона........................4
1.3. Экономическая мысль Аристотеля.............................................7
2.Экономическая мысль Древнего Рима...........................................9
2.1.Экономические воззрения Катона Старшего………………….9
2.2.Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона…………10
2.3.Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла…………...11
2.4.Труды Гая Плиния Старшего……………………………………12
2.5.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе.
а) Марк Туллия Цицерон…………………………...........………13
b) Луций Анней Сенека ………………………….…......……......15
2.6. Экономическая политика римских императоров.
a) Октавиан Август………………………………………..15
b) Диоклетиан ……………………………....……………...16
c) Константин………………………………...……………16
2.7. Экономические идеи первоначального христианства…….......17
Заключение........................................................

Файлы: 1 файл

реферат по истории зкономич учений.docx

— 46.90 Кб (Скачать)

c) Константин.

Реформы Диоклетиана  продолжил император Константин (306—337). При нем удалось, наконец, более точно вычислить рыночную стоимость золота в слитках. Но в отличие от Диоклетиана новый император ввел монометаллизм. В обращение был пущен золотой солид весом 7/72 римского фунта. Из серебра чеканили только мелкую разменную монету. Но, несмотря на некоторый успех реформы, в обращении наряду с солидами продолжали находиться слитки золота и серебра.

Венцом экономической  политики Константина стал специальный  закон «О беглых колонах», изданный в 332 г. н. э. Уход колонов приводил не только к свертыванию сельскохозяйственного  производства на местах — не действовала  вся система налоговой эксплуатации трудящегося населения, поскольку  подати могли взиматься лишь при  условии обработки земли. Закон  призывал возвращать беглецов в поместье, а в наказание — заставлять работать в цепях. Колоны прикреплялись  к своим участкам навечно. Политика закрепощения колонов свидетельствовала  об углублении процесса феодализации экономики Древнего Рима.

2.7. Экономические идеи первоначального христианства. 

Возникшее в Римской  империи христианство — самая  распространенная религия, господствующая до сих пор во многих странах мира. Изучение экономических идей этой религиозной  доктрины важно не только для характеристики идеологии Римской империи, но и  потому, что многие экономические  концепции поздней античности, средневековья  и нового времени имели религиозную  окраску, развивались в рамках христианского  мировоззрения, апеллировали к христианским нормам морали и права.

Христианство возникло в условиях экономического, политического  и морального кризиса римского общества. Результатом римских завоеваний стало нивелирование национальных и культурных различий входящих в  империю народов. На передний план все  более выступали не национальные и этнические особенности отдельных  народов, а пропасть между бедными  и богатыми гражданами. Именно в  это время возникает острая потребность  всех классов в такой религии, в которой можно было бы «спастись» от господствовавшей в обществе социальной несправедливости. Старые религии были разрушены или пришли в упадок вместе с падением культивировавших их государств. Новой религии необходимо было подняться над этнической ограниченностью  и сословными предрассудками. Религия  должна была стать простой и понятной верующим, способной указать решение  возникших проблем. Этим требованиям  удовлетворяло учение, родившееся на почве иудаизма и вобравшее в  себя многие элементы восточных религий (почитание иранского божества Митры, египетского культа Исиды и Осириса  и т. д.) и античных философских  течений (учение стоиков, а позднее  — неоплатонизм и др.).

Главной идеей христианства является идея греха и спасения человека. В существующих порядках повинны  все люди, начиная от Адама и  Евы, совершивших «первородный»  грех. Умерший мученической смертью  Христос искупил этот грех и тем  указал путь к спасению. Вера в Иисуса Христа — этого «великого божественного  спасителя»— условие очищения от греха. Раскаяние в грехах и благочестивая  жизнь — необходимое условие  достижения царства небесного после  смерти. Грешникам и стяжателям уготован ад на том свете, а на этом — второе пришествие Христа и Страшный суд.

Хотя раннее христианство первоначально было религией отверженных  и угнетенных, оно не было ориентировано  на какой-либо богом  избранный народ, социальную группу или определенный класс. Оно было обращено ко всем людям, ко всем, кто проявлял веру в божественного спасителя (Мессию), во Христа, в его искупительную жертву.

Выражая интересы разных классов и социальных групп, христианство с самого начала было глубоко и  внутренне противоречиво. Экономические  воззрения христианства, как и  вероучения в целом, сформировались в борьбе различных течений. В  результате одни произведения были признаны «истинными» и канонизированы, другие не были канонизированы, а третьи осуждены как ереси. Лишь 27 произведений (написанных во второй половине I —начале II в. н. э.) в IV в. были канонизированы, составив Новый завет. В него входят четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния святых апостолов, 21 послание (14 из которых приписываются святому Павлу, 3 — Иоанну, 2 — Петру, а также Иакову и Иуде) и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Кроме канонизированных текстов раннехристианская литература включает Священное предание: Учение двенадцати апостолов (Дидахе), Пастырь Герма и др.— и неканонизированные тексты: некоторые Евангелия (Истины, от Петра, Фомы), апокрифическую апокалиптику и др.

Важное социально-экономическое  значение имела  христианская проповедь равенства. И хотя она доказывалась теологически (основой равенства людей является то, что все они грешны перед богом), идея равенства была направлена не только против племенных и этнических различий, но и против рабовладельческого строя. Это особенно ярко выражено в Посланиях к Колоссянам и к Галатам, приписываемых апостолу Павлу. «...Нет ни Еллина, ни Иудея... варвара. Скифа, раба, свободного...» (Кол., 3:11; Гал., 3:28). Равенство людей перед богом выступает как основной вид равенства, от которого все другие виды производны.  

                                             Заключение. 

Подводя  итог  данного  реферата,  можно сказать, что,  в  целом, проблематика экономической  мысли античности  была  своеобразной  и  довольно  зрелой. Она  развивалась  на  первых  этапах  под  влиянием  разложения общины,  в  условиях  обострения  противоречий  рабовладельческого  строя в  период  расцвета  и  кризиса.  Трактовка  проблемы рабовладения занимала  главное  место  как  в  трудах  древнегреческих, так и древнеримских философов.

На  экономическую  мысль  также  оказывало  большое  влияние развитие  городов  и  связанный  с  этим  рост  ремесла  и  торговли.  Мыслители древнего мира  понимали  значение  разделения  труда.  В  период  расцвета  экономической  мысли  её  представители  пытались  анализировать  товарно-денежные  отношения,  условия обмена,  деньги.  Они  не  только давали  советы  о  том,  как  вести  хозяйство,  но  и  пытались  теоретически осмыслить  экономические  процессы. У многих мыслителей существовал  натурально-хозяйственный  подход  к  экономическим  проблемам.

В  дальнейшем   историческом   развитии  учения античности  стали  источниками  многочисленных  школ  и   направлений.  

    12.10.2011г. 

Информация о работе Основная проблематика экономической мысли Античности