Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:34, реферат
Экономическая мысль античности нашла своё отражение в основном в
трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля в V—IV вв.
до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и
пытавшихся выявить закономерности развития общества.
Мыслители Древней Греции не только поставили сложнейшие экономические
вопросы, но и дали на них свои ответы.
Введение
1. Экономические учения античности……………………………………………..………3
1.1 Экономические идеи мыслителей Древней Греции…………………………………3
1.2 Мыслители Древнего Рима………………………………………………..…………..5
2. Влияние идей мыслителей античности на современную экономическую науку….....6
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Экономические учения
античности……………………………………………..…
1.1 Экономические идеи мыслителей Древней Греции…………………………………3
1.2 Мыслители Древнего
Рима………………………………………………..…………..
2. Влияние идей мыслителей античности на современную экономическую науку….....6
Заключение
Введение.
Экономическая мысль античности нашла своё отражение в основном в
трудах древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля в V—IV вв.
до н. э., впервые подвергших экономические явления научному анализу и
пытавшихся выявить закономерности развития общества.
Мыслители
Древней Греции не только
вопросы, но и дали на них свои ответы. Они ввели термин «экономия» и
производный от него «экономика». Под экономией понималась наука, с помощью
которой можно обогащать своё хозяйство. Также выдвинули идею о разделении
труда, высказали догадку о том, что в основе равенства между товарами лежит что-
то общее, делающее их сравнимыми, впервые провели различие между простым
товарным обращением и обращением денег как капитала. Экономические открытия
мыслителей Древней Греции способствовали в дальнейшем развитию
экономической науки.
Но подлинным титаном экономического учения античности надо считать
Аристотеля. В своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель
впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления
абстрактно, т.е. с целью обнаружения в них общих закономерностей.
В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких
универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться
приумножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные
замкнутые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов («говорящих
орудий труда»). Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий,
произведенных в этих хозяйствах. При прочих равных условиях одно натуральное
хозяйственное образование было богаче другого в зависимости от того, какое
количество земли и рабов оно содержало. Поэтому оптимальным способом
достижения богатства был прежде всего захват новых территорий и рабов с
последующей рациональной организацией их труда. Таким образом, экономика, по
Аристотелю, — это наука о правилах рациональной организации труда рабов.
1.1 Экономические идеи мыслителей Древней Греции.
Экономическая
мысль Древней Греции формировалась под
влиянием особенностей социально-экономического
развития греческих земель, главной из
которых является сформировавшийся в
VIII – VI вв. до н.э. полис. Правом принимать
участие в управлении государством, владеть
землей на территории полиса обладали
только граждане, т.е. лично свободные
люди.
В Древней Греции
большую роль играла частная инициатива,
вмешательство государства в экономику
было незначительным, поэтому активно
развивалось товарное производство, ставшее
главной предпосылкой формирования классического
рабства, при котором рабы становятся
основными производителями материальных
благ.
Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др.
Как уже упоминалось, наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе "Домострой", подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия.
Ксенофонт — идеолог, прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах.
Основные идеи Ксеновонта, изложенные в трактате «Домострой» заключаются в следующем:
Большое значение социально-экономическим проблемам древнегреческого города придавал Платон. В сочинениях «Политика» и «Законы» он стремится представить проект идеального города-государства, в котором не будет угрожающего раскола граждан на богатых и бедных.
В сочинении «Политика» Платон излагает свое представление об идеальном государстве, которое он дополняет в «Законах». Естественная основа идеального полиса – рабовладение, рабы не являются членами общества. Определяющим экономическим признаком идеального полиса является общественная собственность граждан или членов полиса, которые в соответствии с индивидуальными качествами распределяются по трем группам – философов, воинов и земледельцев. Философы – высшая, воины – охранители, земледельцы заняты сельским хозяйством на земле. Ремесло и торговля существуют в идеальном полисе Платона как необходимые средства для удовлетворения разнообразных материальных потребностей полноправных граждан. Главной опасностью для полиса Платон считал рост частной собственности, и стремление к обогащению, что ведет к обособлению и расколу граждан и, следовательно, к гибели государства. Для Платона порочна не сама по себе частная собственность, но развивающееся на ее основе стремление к обогащению.
Платон указывает на необходимость обеспечивать специализацию в ремесле посредством специального закона – каждый ремесленник должен заниматься только своим ремеслом, и особые для этого надзиратели должны следить за исполнением этого закона. Для того чтобы облегчить обмен предметами разнообразной ремесленной деятельности Платон считает уместным использовать деньги. Если Ксенофонт увязывал разделение труда с размерами города, - то есть с емкостью рынка, то Платон акцентирует внимание на связи разделения труда и качества производимого продукта.
Другой, более поздний вариант идеального государства, Платон рассматривает в сочинении «Законы», где он по-прежнему выступает как противник частной собственности и денежного обогащения. Основная идея «Законов» сводится к тому, чтобы устранить растущее противоречие между товарно-денежными отношениями и натуральным хозяйством силой государственной власти. Посредством многих государственных законов все экономические отношения в обществе должны быть урегулированы. Основа экономической жизни государства – земля является общественной собственностью и распределяется поровну между гражданами полиса и находится в их наследственном пользовании.
Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес величайший мыслитель древности Аристотель.
Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.
Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей.
Аристотель определил круг основополагающих экономических проблем, без решения которых невозможно становление экономической теории как самостоятельной отрасли научного знания. Этими проблемами являются:
Аристотель первым стал применять принцип «меры», именно античный принцип «меры» является историческим истоком получающего все большее распространение в современной экономической науке ее деления на «позитивную» и «нормативную» части.
Аристотель значительно больше других современников углубился в конкретные экономические проблемы. В своем произведении «Никамахова этика» он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривал и признавал необходимость деления общества на свободных и рабов и разделения труда на умственный и физический. Он пренебрежительно относится к ремеслу и считает, что ремеслами заниматься низко для людей.
Рассматривая деятельность людей, он относит одну сторону их деятельности к естественной сфере экономики, а другую сторону – к неестественной сфере – хрематистике.
Экономика в рассуждении Аристотеля предста
Хрематистику мыслитель сравнивает с искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций, ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – обладание деньгами. В концепции об экономике и хрематистике просматривается позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства
Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.
1.2 Древний Рим
В истории социально-экономической мысли вклад Античного Рима, как отмечают все историки, является незначительным по сравнению с античной Грецией. Древний Рим являлся античным государством, в котором рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к порабощению многих племен и народов. Положение римских рабов, происходивших в основном из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции. В отличие от Древней Греции, в которой рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Именно в Древнем Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты и привели, в конечном счете, к возникновению колоната. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы.
Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший (234- 149 гг. до н.э.). В своем сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».
Катон известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных (например, некачественным товаром или слишком высокой ценой на него) граждан. По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он очень рьяно поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте
Историки и современники считают, что в тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться деньгами человека во всем Риме. Катон искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить.
Итак, Катон был сторонником натурального хозяйства, хотя рекомендовал «продавать вообще все лишнее». Писатель выступал за самообеспеченность поместья, поскольку «хозяину любо продавать, а не покупать».