Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:15, реферат
Экономическая наука как таковая в то время не существовала. Само слово экономика произошло от греческого слова «Ойкос» - «дом». Поэтому правомерно утверждать, что изначально экономическая наука вышла из домоведения и искать экономическую проблематику в социально-политических произведениях античных философов.
Введение...............................................................................................3
1. Экономическая мысль Древней Греции .......................................3
1.1. Условия формирования экономических взглядов
древнегреческих мыслителей............................................................3
1.2. Социально- экономические воззрения Платона........................4
1.3. Экономическая мысль Аристотеля.............................................7
2.Экономическая мысль Древнего Рима...........................................9
2.1.Экономические воззрения Катона Старшего………………….9
2.2.Экономические воззрения Марка Тёренция Варрона…………10
2.3.Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла…………...11
2.4.Труды Гая Плиния Старшего……………………………………12
2.5.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе.
а) Марк Туллия Цицерон…………………………...........………13
b) Луций Анней Сенека ………………………….…......……......15
2.6. Экономическая политика римских императоров.
a) Октавиан Август………………………………………..15
b) Диоклетиан ……………………………....……………...16
c) Константин………………………………...……………16
2.7. Экономические идеи первоначального христианства…….......17
Заключение........................................................
2.3.Экономическая
мысль Юния Модерата
Колумелла.
Важное место в истории римской экономической мысли принадлежит Юнию Модерату Колумелле, написавшему 12 книг о сельском хозяйстве. Труды Колумеллы не поддаются точной датировке, но третья книга относится к 62—65 гг. н. э. Колумелла был глубоким знатоком сельскохозяйственной литературы и хорошим практиком. Он был свидетелем кризисных явлений рабовладельческой экономики: происходило падение производительности рабского труда, многие культурные земли в Италии не возделывались и превращались в пастбища.
Колумелла сознавал ограниченные возможности рабского труда, но его рецепты исходили из факта существования рабовладения. Колумелла призывал рабовладельцев избавиться от «негодных», нерадивых рабов, «организовывать их трудолюбие». Сделать это было крайне трудно. Поэтому в истории римской экономической мысли фигура Колумеллы выглядит в определенной мере драматично.
Для перестройки
рабовладельческого хозяйства Колумелла
предложил целую систему
Если Катон и в определенной мере Варрон пытались установить нормы земельной площади рабовладельческого хозяйства, то Колумелла отказался от этого. Для него «несомненно, что огромное худо возделанное пространство дает меньше, чем маленький, прекрасно обработанный участок». Главное, есть ли у покупателя имения деньги. И при занятии сельским хозяйством «недостаточно знать или хотеть, если нет требуемых на работу денег». А при наличии необходимых средств «с сельским хозяйством можно управиться без тонкостей, но оно не терпит и глупости». Эта антиномия Колумеллы полна глубокого смысла. Экономист понимал, что даже при использовании «прилежных» рабов трудно применить «тонкости». В то же время все книги Колумеллы указывают на необходимость самого тщательного ведения хозяйства в условиях рабовладения.
Колумелла считал, что основная цель покупки имения — получение дохода. Но «разумный человек не станет покупать землю в любом месте, поддавшись на соблазн плодородия или красивого местоположения». По его мнению, хороший хозяин сможет сделать доходным всякий участок, а его усердие сможет победить и бесплодие земли. Настоящий хозяин земли добьется того, «чтобы выращивать на ней как раз то, что пойдет там всего лучше».
Колумелла рекомендовал
добиваться естественного воспроизводства
рабов прямо в хозяйстве, предлагая
освобождать многодетных рабынь
от работы и даже предоставлять им
вольную. Он признавал правильными
все методы принуждения для превращения
негодных рабов в прилежных работников:
от поместной тюрьмы в подвале
до «обмена» шутками с рабами. Это,
по мнению Колумеллы, вместе с совместным
обсуждением новых работ, «заботой»
о жизни рабов, разрешением им
жаловаться на жестокое обращение способствует
росту производительности труда. Однако
Колумелла понимал, что организация
работы рабов, даже в присутствии
приказчика и надсмотрщиков, могла
быть некачественной. Понимая, что перестроить
рабовладельческое хозяйство
2.4.Труды
Гая Плиния Старшего.
Современником Колумеллы был Гай Плиний Старший (23—79 н. э.). Он не написал специального агрономического трактата. Но этот энциклопедически образованный человек создал обширный труд —» Естественную историю»— в 37 книгах. Его сочинение охватывало все отрасли современного ему знания.
Плиний прямо осуждал рабовладельческие отношения. Он вспоминал прежние времена, когда в Риме считали «вредным» гражданина, «которому семи югеров недостаточно». Земля была плодородна, так как тщательно возделывалась руками даже самих полководцев. «А ныне,— отмечал Плиний,— те же поля возделывают скованные ноги, осужденные руки, клейменые лбы...» Поэтому стоит ли удивляться, «что плоды работы порабощенных узников не те же, что были у победоносных полководцев». Плиний осуждал не только рабство, но и крупное землевладение. По его мнению, «латифундии погубили Италию», поскольку «в старину полагали, что, прежде всего надо ограничивать размеры имения, считая, что лучше меньше сеять и лучше пахать».
Плиний снова ставит
вопрос об эффективности земледельческого
труда. Он считал, что наилучшая обработка
земли убыточна, поскольку она
вызывает большие расходы. Но «хорошо
обрабатывать землю все, же необходимо».
Поэтому Плиний советовал возделывать
угодья «и плохо и хорошо», подразумевая
под «плохо» только «наибольшее
сокращение расходов». Так Плиний выступил
антиподом Колумеллы, который советовал
проводить агротехнические
Плиний Старший
представлял другое, нежели Колумелла,
направление экономической
2.5.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе.
а) Марк Туллия Цицерон
К I в. до н. э. произошло существенное перерождение античного строя. Экономические и социальные проблемы развития рабовладельческого строя этого периода находят отражение в трудах крупного политического деятеля, адвоката и знаменитого оратора Марка Туллия Цицерона (106—43 до н. э.). Он был представителем сословия всадников, тесно связанного с римской знатью.
В диалоге «О старости»
Цицерон резко критиковал паразитический
образ жизни знати, предававшейся
плотским наслаждениям. Зато необычайную
радость, по его мнению, доставляет
занятие земледелием. Для Цицерона
«хорошо обработанную землю ничто
не может превзойти ни по доходности,
ни по красоте». Земледельческий труд
приносит человеку изобилие. Цицерон
считал полезными труды Ксенофонта,
посвященные сельскому
Рим представлял
для мыслителя идеальную модель
мира с самым правильным укладом
жизни. Разрушение, уничтожение римского
полиса означало для Цицерона «гибель
и уничтожение всего этого
мира». Поэтому он не сомневался, что
«государство должно быть устроено так,
чтобы быть вечным». Основным политическим
кредо Цицерона стал лозунг «согласия
сословий». Он полагал, что государство,
«с чувством меры составленное путем
сочетания высших, низших и средних
сословий (словно составленное из звуков),
стройно звучит благодаря согласованию
самих исходных начал; тем, что музыканты
называют гармонией в пении, в
государстве является согласие, эта
теснейшая и наилучшая связь,
обеспечивающая безопасность в каждом
государстве и никоим образом
невозможная без
Цицерон был идеологом республиканского строя того периода, когда началась агония демократических институтов полиса. Будучи убежденным сторонником «сенатской республики», он считал «мир сословий» необходимым условием поддержания господствующих классов.
Вершиной творчества
Цицерона стал его последний трактат
— «Об обязанностях», представляющий
собой оригинальное сочетание политико-правовых,
философских и экономических
идей. Цицерон считал нравственно-прекрасными
четыре основные добродетели: познание
истины, справедливость - благотворительность,
величие духа и умеренность. С
экономической точки зрения интерес
представляет «двуединая» добродетель:
справедливость-
Но в мире, по убеждению Цицерона, была и несправедливость. Она проявлялась в страхе, корыстолюбии, жажде славы. Забота о своем имуществе, если она не вредит другому, вовсе не порок. Таким образом, высшая справедливость, которой должен следовать гражданин,— это неприкосновенность собственности. Вот почему Цицерон всегда оставался ярым противником всяких аграрных законов, кассаций долгов и любых вторжений в «священное царство» собственности.
Цицерон полагал, что справедливость необходима и по отношению к рабам. Поэтому «правы те, кто советует обращаться с ними как с наймитами: требовать от них труда, предоставлять им все положенное». Другой важной чертой добродетельного гражданина, по мнению Цицерона, должна быть благотворительность. Он считал ее более всего соответствующей человеческой природе.
b) Луций Анней Сенека
Кризисные явления в рабовладельческой экономике I — II вв. н. э. нашли наибольшее выражение в учении римских стоиков. Стоики проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, этику нравственного самосовершенствования. Их идеи полны пессимизма. Наиболее ярким представителем идеологии римского стоицизма был Луций Анней Сенека (около 4 до н. э.— 65 н. э.). Он советовал человеку избрать такую линию поведения, которая обеспечит ему «блаженную жизнь». Нравственная цель личности определялась совершенствованием разума. В условиях рабовладельческого строя Сенека отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей. Согласно его представлениям, поработить можно только телесную оболочку человека, но никак не его душу, разум. «Он раб! — замечал Сенека.— Но, быть может, душою он свободный». Согласно Сенеке, рабы по сути своей равны другим людям, которые обладают теми же душевными качествами.
Сенека советует:
«Обходись со стоящими ниже так, как
ты хотел бы, чтобы с тобой обращались
стоящие выше». И моралист призывал
«наказывать» рабов словами. Но Сенека,
резко критикуя рабство, не видит
нужды в освобождении рабов. Если
рабы благородны духом, то они сами
возвысятся над своим рабским
состоянием, в противном случае свободу
можно обрести через смерть. По
Сенеке, нравственное чувство может
подсказать человеку, когда самоубийство
— лучший вариант свободы. Здесь
моралист логически завершает свою
этическую концепцию
Концепция рабства
Сенеки имела еще одну важную сторону:
и невольники, и свободные —
рабы фортуны. Но кроме «поголовного
рабства» от судьбы есть и «добровольное
рабство» от пороков. «Покажи мне, кто
не раб,— призывал Сенека.— Один
в рабстве у похоти, другой —
у скупости, третий — у честолюбия
и все — у страха». Сенека стремился
доказать, что раб — не «говорящее
орудие» или быдло, а человек.
Эти взгляды выглядели крайне
радикально и предшествовали идеям
раннего христианства.
2.6. Экономическая политика римских императоров.
а) Октавиан Август.
Кризис республиканского строя в Риме и гражданские воины I в. до н. э. привели к торжеству императорской власти. Первым императором (принцепсом) Рима стал Октавиан Август (63 до н. э.— 14 н. э.). Август проводил политику «умиротворения» империи, т. е. стабилизации рабовладельческого строя. В первые годы нашей эры был издан закон, запрещающий отпуск рабов на волю ранее 20 лет со дня их покупки. Господин, объявлявший рабам волю, был обязан платить 5%-ный налог с его стоимости. По предложению Августа был восстановлен древний закон, санкционировавший казнь всех рабов и вольноотпущенников, которые находились в доме в момент убийства хозяина. Он задабривал плебейские слои, раздавая дешевый хлеб, деньги и устраивая для них массовые зрелища. Август сконцентрировал в своих руках финансы и военную силу государства. Внешняя политика императора была направлена на расширение территории государства и захват рабов. Эту политику проводили и другие императоры.
b) Диоклетиан.
Кризис III в. н. э. потряс основы рабовладельческого строя Древнего Рима. Наблюдался упадок сельского хозяйства, свертывалась торговля, расстроилось денежное обращение. Большое распространение получил колонат. В этих условиях император Диоклетиан (284—305 н. э.) встал на путь реформ. Он пытался стабилизировать денежное обращение. В 286 г. была прекращена чеканка низкопробной монеты. В обращение были пущены новые полноценные золотые, серебряные и медные монеты. Но реформа была недостаточно продумана. Так, например, рыночная стоимость золота оказалась выше стоимости новой золотой монеты. И новые деньги стали быстро исчезать из обращения, а государству пришлось возобновить выпуск низкопробных монет. Была изменена система налогообложения. Большая часть податей стала взиматься не деньгами, а в натуральной форме. Для этого в 289— 290 гг. была проведена всеобщая перепись населения. Величина налогов рассчитывалась на пять лет, а затем пересматривалась. Податная система устанавливала единые размеры налогов. Вводилась поголовная подать для всех жителей империи. Диоклетиану так и не удалось упорядочить денежное обращение. Рост товарных цен в империи отражался на поступлении налогов. В 301 г. император издал эдикт о твердых ценах и о твердых ставках заработной платы. Для борьбы со спекулянтами на многих рынках были сооружены плахи, и «дежурные» палачи могли без проволочки привести приговор в исполнение. Но твердые цены и ставки заработной платы, указанные в законах, были приняты произвольно, не учитывали хозяйственную ситуацию отдельных частей государства.
Информация о работе Основная проблематика экономической мысли Античности