Эволюция экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы было рассмотрение и выделение этапов становления и развития экономической науки. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- выделить этапы развития экономической науки;
- рассмотреть основные концепции экономической науки.

Оглавление

1. Введение
2. Экономическая мысль дорыночной экономики
2.1. Идеология Древнего мира
2.2. Экономическая мысль средневековья
2.3. Меркантилизм
3. Классическая школа экономической теории
3.1. Этапы развития классической школы
3.2. Учение физиократов
3.3. Концепция экономического либерализма
3.4. Учение Маркса
4. Маржинализм и неоклассическая теория
5. Теории социального контроля общества над экономикой
5.1. Институционализм
5.2. Учение Дж. М. Кейнса
5.3. Монетаризм
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Белкиной А.С. мб-12.docx

— 78.35 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Экономическая мысль  дорыночной экономики

    2.1. Идеология Древнего  мира

    2.2. Экономическая мысль средневековья

    2.3. Меркантилизм

3. Классическая школа  экономической теории

    3.1. Этапы развития  классической школы

    3.2. Учение физиократов

    3.3. Концепция экономического  либерализма

    3.4. Учение Маркса

4. Маржинализм и неоклассическая  теория

5. Теории социального  контроля общества над экономикой

     5.1. Институционализм

     5.2. Учение Дж. М. Кейнса

     5.3. Монетаризм

6. Заключение

7. Список  литературы

 

 

 

Введение

Тема  этой курсовой работы - «Эволюция экономической теории». В ней я попыталась рассказать, как развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад.

К сожалению, при изучении экономической  теории не всегда уделяется должное  внимание изучению истории экономических  учений, хотя иногда она изучается  как отдельный предмет. Надо сказать, что некоторые экономисты считают  излишним обращаться к теориям и  взглядам прошлого, т. к. они якобы «обросли ракушками» и потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не стоит тратить времени. Правда, людей, придерживающихся таких взглядов, весьма немного. На мой взгляд, они глубоко не правы, ведь, как считают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений «лежат в прошлом». И эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории: они несут в себе элементы наших сегодняшних, а нередко и завтрашних взглядов. Именно поэтому изучение истории экономических учений - это важное и полезное занятие, а отнюдь не пустая трата времени. Кроме того, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации и выводы. Весьма важно понять и осмыслить относительность любых экономических знаний (т. к. любое знание в любой науке всегда относительно), необходимость их постоянного углубления, уточнения и совершенствования.

Предметом экономической теории является вся  совокупность организационной экономики  и социально-экономических отношений.

Целью данной работы было рассмотрение и  выделение этапов становления и  развития экономической науки. В  связи с этим были поставлены следующие  задачи:

- выделить этапы развития экономической науки;

- рассмотреть основные концепции экономической науки.

 

 

 

Экономическая мысль  дорыночной экономики

Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные, общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.

 

Идеология Древнего мира

Экономическая мысль античного общества

Античное общество Древней  Греции и Древнего Рима в период своего расцвета имело рыночную экономику, базирующуюся на частной собственности. Характерным было также значительное применение рабского труда. Политической системой была демократия, и даже в  Римской империи присутствовали важные демократические институты. Античное общество отличалось высокими достижениями в области культуры и науки. Древнегреческая философия  послужила колыбелью европейских  наук, как естественных, так и  гуманитарных. 
Предмет и метод 
Источниками, по которым мы можем судить об экономической мысли античного общества, были философские произведения. В наибольшей степени экономические проблемы поднимались в работах древнегреческих философов Платона (428—348 гг. до н. э.) «Государство» и «Законы» и Аристотеля (384—322 гг. до н. э.) «Никомахова этика» и «Политика.Предметом изучения экономической мысли Античности было, прежде всего, частное хозяйство, т.е. микроэкономика. В методе присутствовал как нормативный подход (идея «естественного порядка», морально-этические оценки), так и позитивный. Были также элементы анализа и систематизации. 
Основные теоретические положения

1. Богатство. 

В отличие от древневосточной  экономической мысли в античном обществе речь шла, прежде всего, о богатстве не государства, а человека, которое трактовалось как предметы потребления. У Аристотеля, например, говорится о «совокупности средств... необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Отсюда древнегреческие философы делали вывод, что человек богат, когда его потребности удовлетворены, и, следовательно, чем скромнее у человека потребности, тем ему легче стать богатым. 
2. Разделение труда рассматривалось древнегреческими мыслителями с разных сторон. Так, Ксенофонт отмечал связь разделения труда с размерами рынка (спроса) и с качеством продукции. «...В небольших городах, — писал он, — один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол... причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказов, чтобы прокормиться... Напротив, в крупных городах, благодаря тому, что в каждом предмете нужду испытывают многие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла... Разумеется, кто проводит время за... ограниченной работой, тот в состоянии выполнять ее наилучшим образом». 
Более обобщенно подходил к разделению труда Платон, видевший в нем «основной принцип строения государства». «Государство возникает из нужд человека, — писал он, — никто не может сам удовлетворить своих нужд». Каждый человек, по мнению Платона, имеет много разных потребностей, но только одну способность. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом. 
3. Товар.  Наряду с понятием богатства древнегреческие философы вводят понятие «ценность». Прежде всего, ценностью объявляется продукт, имеющий определенную полезность. Далее, они различают продукт и товар. Последний имеет не только полезные свойства, но и способность к обмену. Она тоже придает товару ценность. Кроме того, Платон, а за ним Аристотель поднимали очень важную теоретическую проблему измерения ценности товаров. «Обмен не может иметь места без равенства, — писал Аристотель, — а равенство без соизмеримости». Но в основе обмена, по его мнению, лежат потребности — каждый человек отдает менее нужную вещь и получает более нужную. Потребности разнообразны, вещи, удовлетворяющие их, тоже, и, делает вывод Аристотель, «невозможно... чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы». Возникло, казалось бы, неразрешимое противоречие. Но оно было разрешено в рамках общефилософских концепций Платона и Аристотеля. Платон утверждал, что конкретные вещи содержат в себе некие всеобщие идеи, которые нельзя ощутить чувствами, но можно постигнуть разумом. В частности, для чувств недоступно равенство вещей, так как в мире нет двух вещей абсолютно одинаковых. Равенство воспринимает разум, он же создает и инструмент для его измерения. Соизмерение, отмечает Аристотель, осуществляется «искусственным приемом для удовлетворения практических потребностей», и таким искусственным приемом являются деньги. 
4. Деньги, по мнению Аристотеля, — «вещь вполне условная». Об их происхождении он писал: «По общему уговору появилась монета». Таким образом, деньги — это «искусственная», т.е. созданная людьми, вещь для удобства торговли. 
Греческие философы выделяли три функции денег: средство обращения, когда деньги связывают два обмениваемых товара; средство измерения («монета, словно мера, делает вещи соизмеримыми») и средство накопления. 
5. Учение об экономике и хрематистике было первым опытом систематизации хозяйственных отношений. Аристотель разделил все виды хозяйственной деятельности на две части, назвав их «экономика» и «хрематистика». Критерием деления он сделал цель деятельности. Для «экономики» такой целью были названы предметы потребления, для «хрематистике» — деньги (по-гречески — хремата). Стремление к предметам потребления, по мнению Аристотеля, естественно, т.е. заложено в природе человека. Именно поэтому стремление к предметам потребления, конечно, оно прекращается с насыщением потребностей. В то же время в природе человека нет потребности к деньгам, это желание неестественно. Неестественность стремления к деньгам доказывает, согласно Аристотелю, то, что здесь «никогда не бывает предела в достижении цели». 
К «экономике» Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи, «для нее обращение есть источник богатства». Сюда же относится и ростовщичество.  
Таким образом, в сочинениях античных философов уже отчасти присутствует теоретический подход к экономическим проблемам. Исследование соизмеримости товаров является примером научного анализа, а учение об экономике и хрематистике — примером систематизации экономических явлений.

Экономическая мысль  цивилизаций Древнего Востока

Остановимся на наиболее популярных источниках — памятниках экономической  мысли цивилизаций Древнего Востока.

Древний Египет. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Вавилония.  Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи (царствовал в 1792—1750 гг. до н.э.), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Древний Китай. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV—III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что  только образованный правитель, являясь  «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Древняя Индия. Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении IV—III вв. до н.э. является трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором явился некий Каутилья, возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных гражданариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов: им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

Экономическая мысль  средневековья

Экономические воззрения  средневековья (феодального общества), судя по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в  том числе в области хозяйственной  политики, переполняют схоластика, софистические рассуждения, религиозно-этические  нормы, посредством которых ими  оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической власти и экономического могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам  присущи также двусмысленное  толкование необходимости расширения масштабов товарности экономики, осуждение либо неявное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений. 
 
Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток 
 
Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является видный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332—1406). К этому времени здесь к унаследованным традициям древности, позволявшим государству сохранять за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавились еще и «всесильные» постулаты Корана, лежащего в основе зародившейся в начале VII в. новой религиозной идеологии — ислама. Причем примечательно, что «услышал», а затем распространял в своих проповедях «откровения бога», став тем самым основателем ислама, некий пророк Мухаммед — несомненно, искушенный в экономических проблемах купец из Мекки. 
В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отвергаются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимущество одних людей перед другими». Ее основным достижением является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и скотоводстве прибавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Однако переход к цивилизации с ее возможностями для избыточного производства материальных благ, предупреждает ученый, не означает, что наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в «предводительстве» над подданными и в разделении общества на сословия («слои») по имущественному признаку. 
Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспечение граждан предметами первой необходимости и предметами роскоши, по его терминологии, «необходимым» и «лишенным необходимости», зависит прежде всего от степени населенности города, символизирующей как его процветание, так и упадок.  
Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов — золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища».  
 
Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах.

Экономическая мысль западноевропейского  средневековья сделал шаг вперед по сравнению с античностью. Господствующей формой идеологии в странах Западной Европы в эпоху феодализма был  католицизм. Поэтому все рассуждения  средневековых авторов по экономическим  вопросам были облечены в религиозно-этическую  форму.

Одной из проблем, которая  привлекала внимание средневековых  мыслителей в период классического  средневековья, был вопрос о происхождении  крепостничества. Французский юрист  Ф. Бомануар (1247-1295), автор “Кутюмов Вовези” и Эйке фон Репков (не ран. 1180 – не ран. 1233), составитель “Саксонского зерцала”, понимали, что крепостничество существовало не всегда и по своему рождению люди свободны. Объясняя возникновение личной зависимости, они были вынуждены признать роль принуждения по отношению к крестьянам со стороны феодалов. Ф.Бомануар обосновывал монополию феодалов на землю, провозглашая принцип: “Нет земли без сеньора”.

Экономическая мысль Западной Европы в период классического средневековья  развивалась под влиянием канонической доктрины. В середине XII в. болонский  монах Грациан составил “Свод  канонического права”, в котором  содержались высказывания по экономическим  вопросам. Демагогически провозглашая в качестве идеала общую собственность, канонисты в то же время доказывали, что институт частной собственности  установлен Богом в наказание  за людские грехи. Богатые призывались  к раздаче милостыни. Занятиями, угодными Богу, канонисты считали  лишь земледелие и ремесло и осуждали ростовщичество.

Экономические идеи канонического  права получили систематическое  истолкование и развитие в учениях итальянского монаха Фомы Аквинского (Аквината) (1226-I274). В своем трактате “Сумма теологии” он обосновывал правомерность существования рабства и крепостничества, ссылаясь при этом на Аристотеля и тексты Священного писания. Утверждая, что верховным собственником всех вещей является Бог, Аквинат в то же время защищал частную собственность, которая дает возможность человеку жить так, как подобает его сословию.

В духе своего времени Фома Аквинский выступа за самообеспеченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а  золото и серебро считал богатством искусственным. Вместе с тем в  его трактате нашли отражение  специфические вопросы товарного  производства. Центральным из них  является проблема “справедливой цены”. Основанием обмена Аквинат считал равенство  пользы обмениваемых вещей. Выражая  классовые интересы феодалов, автор  “Суммы теологии” признавал за ними право продавать товары дороже их естественной цены. Такой обмен  Фома Аквинскии признавал справедливым на том основании, что феодалы и представители других привилегированных сословий больше значат для общественной жизни, чем крестьяне и ремесленники. Таким образом, Аквинат пытался дать сословную трактовку цены товара.

Информация о работе Эволюция экономической мысли