Эволюция экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы было рассмотрение и выделение этапов становления и развития экономической науки. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- выделить этапы развития экономической науки;
- рассмотреть основные концепции экономической науки.

Оглавление

1. Введение
2. Экономическая мысль дорыночной экономики
2.1. Идеология Древнего мира
2.2. Экономическая мысль средневековья
2.3. Меркантилизм
3. Классическая школа экономической теории
3.1. Этапы развития классической школы
3.2. Учение физиократов
3.3. Концепция экономического либерализма
3.4. Учение Маркса
4. Маржинализм и неоклассическая теория
5. Теории социального контроля общества над экономикой
5.1. Институционализм
5.2. Учение Дж. М. Кейнса
5.3. Монетаризм
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Белкиной А.С. мб-12.docx

— 78.35 Кб (Скачать)

Центральное место в экономическом  учении физиократов принадлежит  проблеме "чистого продукта". Они  отвергли меркантилистское представление  о богатстве как скоплении  драгоценных металлов в стране.

Заслуга физиократов состоит  в перенесении вопроса о происхождении  богатства из сферы обращения  в сферу производства материальных благ. Однако они ошибочно считали  только земледелие той сферой, где  создается "чистый продукт" и происходит увеличение богатства. Промышленность они определили как бесплодную сферу, не создающую "чистого продукта". Это различие обеих отраслей состоит  в том, что в земледелии, в отличие  от промышленности, работает природа, земля. Следовательно, сводили "чистый продукт" к физическому дару природы.

Физиократы ввели в  научный оборот понятия "первоначальные авансы" и "ежегодные авансы". (Выражаясь современным языком, речь идет об основном и оборотном капитале). Под первоначальными авансами они  понимали затраты на земледельческое  оборудование, а под ежегодными авансами - затраты, производимые ежегодно на сельскохозяйственные работы.

Физиократам принадлежит  постановка вопроса о воспроизводстве  и обращении всего общественного  продукта, как по стоимости, так и  по натуральной форме. Этот процесс  отражен в "Экономической таблице" Кенэ. Она содержит в себе учение о "чистом продукте", производительном и непроизводительном труде, капитале, классовой структуре общества. Кенэ рассматривал процесс воспроизводства  и обращения всего общественного  продукта не в виде отдельных актов  купли-продажи, а как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйства (промышленностью  и сельским хозяйством) и основными  классами общества. В этом состоит  его научный подход к теории воспроизводства.

Концепция экономического либерализма

Унаследовав ряд идей древнегреческих  мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сфор­мировался на базе политической философии английских просве­тителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII—XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм по­ложил в основу своей концепции идеалы свободной конкурен­ции, рынка, предпринимательства.

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в  рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых  прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает  такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция  и рынок ограничивают роль государства  в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство людей;

2) наличие и гарантия  неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство закона, его обязательность для всех;

4) договорный характер  отношений государства и граждан,  предусматривающий их взаимную  ответственность;

5) демократический политический  режим, предоставляющий всем гражданам  равные права избирать и быть избранными;

6) наличие развитого гражданского  общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;

7) конституционализм, предусматривающий  ограничение законодательной и  исполнительной власти посредством,  прежде всего, системы разделения  властей, механизма сдержек и  противовесов, установления пределов  и «ясных» процедур деятельности законодателей.

Главными проблемами либеральной  идеологии всегда были определение  допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет­ному Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в  либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

Усиление элементов государственной  идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма  к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило  говорить о его исторически обновленной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

В то же время сохранившаяся  в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д.

Учение Маркса

В середине XIX в. развивается  марксизм-теория, противоположная не только либерализму, но и всем буржуазным концепциям. Его основоположники - Карл Маркс (1818-1888) и Ф. Энгельс (1820-1895 )- связали свое учение с интересами рабочего класса - самого обездоленного в период утверждения капиталистического строя. В пролетариате они видели реальную силу, способную претворить идеал социалистов-утопистов в реальность: построить общество, путем насильственной ликвидации частной собственности, в котором царит социальная справедливость и подлинная свобода.

Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими  из них были:

  • - доминирование классовой борьбы как движущей силы исторического прогресса в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций; считали, что государство - продукт классовых отношений и служит интересам экономически господствующего класса;
  • - мессианское предназначение пролетариата - осуществить переворот в капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда, классы. В этом всемирно историческая роль рабочего класса;
  • - необходимость насильственной политической революции для выполнения пролетарской миссии могильщика капитализма;
  • - для организации рабочего класса на политическую борьбу за власть и построение общества, основанного на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа;
  • - центральная идея марксисткой политической теории - идея диктатуры пролетариата как орудия построения основ социализма в переходный период от капитализма к социализму. Суть диктатуры пролетариата - соединение законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • - чтобы вести за собой пролетариат к намеченной цели, партия должна проводить решительную идеологическую борьбу с классовыми противниками.

Марксистские идеи оказали  серьезное влияние на развитие социально - политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной  политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места: абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями; использование насильственных (революционных - часто преступных) форм социально-политических преобразований; преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическими в развитии общественной жизни; нетерпимость к инакомыслию; отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др.

Ленинизм (Марксизм в России). В то время, как в Западной Европе в конце XIX - в начале XX в.в. сложилась  новая социально политическая ситуация, ставящая и новые задачи перед  пролетарским движением, в ее восточной  части, в частности в России, ситуация способствовала распространению марксизма  в ортодоксальной форме. В.И. Ульянов-Ленин (1870-1924) не только полностью воспринял  марксизм, но и поставил цель осуществить  его главную идею на практике. Он также дальше развивает эту теорию применительно к специфическим условиям многонациональной полуазиатской России и практически сформулировал политическую доктрину марксизма. Ее основные положения:

- вслед за К. Марксом  В. Ленин подчеркнул, что в центре  марксистской политической доктрины  находится вопрос о классовой  борьбе;

- Ленин тесно связал  марксизм с идеологией;

- Ленин сформулировал  концепцию социалистической революции  и сделал вывод о возможности  ее победы в одной отдельно  взятой стране (Маркс и Энгельс  считали, что революция должна  произойти одновременно во всех  развитых европейских странах);

- разработал и воплотил  в жизнь концепцию авангардной  политической партии - партии профессиональных  революционеров, четко направленной  на завоевание политической власти;

- разрабатывая марксистскую  концепцию государства диктатуры  пролетариата;

- В. Ленин большое внимание  уделял разработке национального  вопроса, положив в основу его  разрешения в многонациональной  стране положение о праве наций  на самоопределение (На практике  советские республики превратились  в марионеточные образования,  в которых все больше набирал  темпы процесс денационализации).

Эти основные элементы ленинской  политической доктрины, сформированные, в основном, до революции, стали основой  практического преобразования общества - эксперимента, начавшегося в 1917 г. и продолжавшегося более 70 лет. Одна из характерных черт политической жизни страны после Октября - сосредоточение всей политической жизни в руках авангарда партии, которая, чем дальше, тем больше бюрократизировалась, контролируя всю систему общества путем разветвленной сети номенклатуры. Террор против явных и воображаемых "врагов революции", широкомасштабные преследования различных слоев населения по классовому признаку (дворянство, предприниматели, купечество, духовенство, интеллигенция и др.) сопровождали уже первые шаги советской власти. Организованное насилие стало главным средством разрешения сначала политических, а затем и экономических, социальных и культурных проблем. В.И. Ленин открыто выступал за использование насилия и массового террора уже после победы Октября, объясняя его применение необходимостью укрепления власти.

Так называемый ленинский  этап в развитии марксизма закончился в конце 20-х годов идеологизацией марксизма, в результате которой  сталинизм стал "единственно правильной" доктриной: канонизированные постулаты  марксизма приобрели характер веры, исключительного права на истину, а развитие идей начало рассматриваться  как отступничество, ревизионизм.

 

 

 Маржинализм и неоклассическая теория

Маржинализм

В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая  теория. Переоценку устоявшихся почти  за двухсотлетнюю историю ценностей  «классической школы» в экономической  литературе характеризуют как «маржинальную  революцию». Суть ее в следующем:

1. Маржинализм (от слова  marginal, которое означает «предел») базируется на принципиально  новых методах экономического  анализа, позволяющих определять  предельные величины для характеристики  происходящих изменений в явлениях. В классической же политической  экономии авторы довольствовались  характеристикой сущности экономического  явления, выраженной в средней  или суммарной величине. Например, по классической концепции, в  основе определения цены лежит  затратный принцип, увязывающий  ее величину с затратами труда.  По концепции маржиналистов формирование  цены увязывается с потреблением  продукта, т.е. с учетом того, насколько  изменяется потребность в оцениваемом  продукте при добавлении единицы  этого блага.

2. Классики считали сферу  производства первичной по отношению  к сфере обращения, а стоимость  — исходной категорией всего  экономического анализа. Маржиналистами  экономика рассматривалась как  система взаимозависимых хозяйствующих  субъектов, распоряжающихся хозяйственными  благами. Поэтому благодаря маржинальной  теории проблемы равновесия и  устойчивого состояния стали  предметом анализа.

3. В сравнении с классической  теорией маржинальная теория  широко применяет математические  методы, в том числе дифференциальные  исчисления. Причем математика необходима  не только для анализа предельных  экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний.

4. Методологический инструментарий  маржинализма позволил в конце концов снять вопрос о первичности и вторичности экономических категорий, считавшийся столь важным у классиков. Это произошло благодаря предпочтению причинно-следственному подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономической теории в точную науку.

Информация о работе Эволюция экономической мысли